Введение
Глава 1 Обзор литературы
1.1 Инвалидность и общество
1.2 Физическая культура в жизни инвалидов
1.3 Роль спортивных секций в жизни инвалидов
Глава 2 Материалы и методы исследований
2.1 Место и условия проведения исследований, объекты исследований
Глава 3 Результаты исследований
3.1 Распространенность и характеристика деятельности спортивных клубов для людей с ограниченными возможностями в Минской области
3.2 Изучение потребности и мотивации людей с ограниченными возможностями в занятиях физической культурой
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Социальная интеграция человека с ограниченными возможностями − многогранный процесс изменения сферы сознания человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом. Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса человека с ограниченными возможностями требованиям социальной ситуации [2, с. 132].
Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для человека с ограниченными возможностями физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической и социальной адаптации. Их пролонгированное тонизирующее, нормализующее, антистрессовое воздействие на организм оказывается одним из немногих реальных путей восстановления и поддержания активной жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями. При этом в настоящее время отсутствуют общепринятые критерии признания эффективности реабилитационных программ, основанных на благотворном воздействии физических нагрузок спортивного характера. Содержание большинства положительных отзывов не выходит за рамки эмпирических наблюдений и восторженно-удивленных эмоциональных реакций. Остаются до конца не определенными критерии допуска к занятиям, оценки состояния здоровья, физической работоспособности, адаптации к нагрузкам лиц, сам характер увечий которых уже является серьезным фактором риска по ряду заболеваний [17, c. 188].
Законодательство Республики Беларусь об адаптивном спорте представляет собой совокупность большого количества нормативных правовых актов различной юридической силы. Центральное место занимает обновивший нормативную правовую базу спортивной сферы Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте». Одно из его основных нововведений – предложенный системный подход к правовому регулированию общественных отношений в сфере адаптивного спорта. Он предполагает учет всех направлений адаптивного спорта (паралимпийского, дефлимпийского, специального олимпийского), возможность развития новых (для больных сахарным диабетом; для лиц, перенесших трансплантацию; для лиц, перенесших инфаркт миокарда, и др.) и охват комплекса разнородных общественных отношений, имеющих место в сфере адаптивного спорта [8, c. 145].
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Инвалидность и общество
Уровень развития любого общества определяется не только экономическими характеристиками, но и его отношением к обездоленным и людям с ограниченными возможностями. Известно, что на разных этапах развития цивилизации у людей существовали неоднозначные критерии оценки человеческой неполноценности, что являлось характеристикой производственных сил, культуры общественного сознания по отношению к физическим и психическим качествам личности. В настоящее время российское общество находится в типичной для трансформационных периодов ситуации, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права «особого» человека на развитие, образование, социальную интеграцию и фактическим отсутствием механизмов его реализации [9, c. 7].
Один из основных факторов успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество – это их отношение к себе, своим действиям, ближайшему окружению и наличие желания быть интегрированным. Как показывают исследования М.Ю. Сусловой, анализировать сложившуюся ситуацию с точки зрения последствий собственной деятельности склонны 45% респондентов, как отмечает автор, преимущественно молодёжь, тогда как люди старшего возраста склонны обвинять окружающих, если в их жизни происходят неудачи [15, c. 137]. У некоторых индивидов с ограниченными возможностями активизируется стремление жить среди здоровых людей, что формирует активность и стремление к профессиональной ориентации. Однако нередко включение в среду может приносить разочарование. Это связано с тем, что вхождение в жизнь наравне с «нормальными» людьми вызывает стресс, который связан с действием механизмов, описанных Ч. Кули в теории «зеркального Я». Иными словами, разочарование и нежелание участвовать в жизни общества после первого опыта связаны не только с реальными дискриминаторными практиками, но и самовосприятием человека, которое он переносит на контакты с окружающими. Сами люди с ограниченными возможностями говорят об этом: «Моя заветная детская мечта – быть, как все. Но меня постоянно рассматривали, будто я какое-то чудо-юдо, я всегда была (ощущала себя) «не такой». Люди с ограниченными возможностями очень часто стремятся интегрироваться в общество. Если человек всеми силами стремится интегрироваться в повседневную жизнь, а общество не предоставляет со своей стороны условий для реализации его потребностей, то он, не встретив должной поддержки, постепенно утрачивает интерес к обыденной, повседневной жизни общества. Причем многим требуются лишь одобрение и поддержка, они, как правило, стоят на позиции: «Не мешайте, а всё остальное я сделаю сам», «… хотя некоторые сразу же начинают разговор с обсуждения моей «дефективности» и искренне недоумевают, услышав в ответ: «сам дефективный» [6, c. 14], «Мы, инвалиды, нуждаемся в том, чтобы нас воспринимали как равных полноценных людей, как бы странно это ни звучало» [7, c. 17].
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Место и условия проведения исследований, объекты исследований
Исследование проводилось на базе наиболее популярных клубов и секций по физической культуре и спорту для лиц с ограниченными возможностями Минск область.
Объект исследований – физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследований – мотивация людей с ограниченными возможностями к занятиям физической культурой и спортом в изучаемых заведениях.
Статистическое исследование проводилось с использованием методики статистического наблюдения путем анкетирования респондентов – лиц с ограниченными возможностями, занимающихся физической культурой и спортом.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Распространенность и характеристика деятельности спортивных клубов для людей с ограниченными возможностями в Минской области
Анализ работы спортивных клубов и коррекционных учреждений позволил констатировать следующее. В большинстве учреждений коррекционного типа нет специализированных спортивных залов. Имеющееся в них оборудование, которое может быть использовано для организации физической реабилитации, можно отнести к оборудованию залов лечебной гимнастики (массажные столы, медицинболы, шведские стенки, резиновые бинты, булавы и т. д.). Подобная ситуация осложняет организацию физической реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе и проведение соревнований. В то время как только оптимальный уровень двигательной активности может поддерживать функционирование всех систем организма на необходимом уровне. Такую активность могут обеспечить физкультурно-спортивные занятия и соревнования. Необходимо учитывать, что существующая программа физического воспитания людей с ограниченными возможностями, находящихся в системе социального обеспечения, не соответствует требованиям, которые предъявляются к методическим материалам подобного уровня. В ней недостаточно учитываются особенности категории инвалидности, специфика моторной активности и функционального состояния организма различных категорий людей с ограниченными возможностями. Возможно, именно это и обусловливает низкий уровень эффективности физкультурно-оздоровительной работы, недостаточное количество методических материалов по организации занятий, неудовлетворительную оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием.
В ходе исследования был проведен анализ работы спортивных организаций Минской области, работающих с лицами с ограниченными возможностями:
1. Областной физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Гефест», находящийся в городе Борисове. Данный клуб характеризуется зимними и летними направлениями видов спорта для людей с ограниченными возможностями.
2. РСКИ – лечебно-реабилитационный комплекс. Направление спортивной деятельности для инвалидов в этом клубе – баскетбол на колясках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данном этапе развития общества нельзя сказать о полном принятии людей с ограниченными возможностями, как его части. Существует множество доказательств этому. Данный аспект значительно затрудняет жизнь инвалидов, это приводит к их отстраненности и восприятии себя как неполноценного, отверженного.
Адаптивная физическая культура является средством к социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, средством к улучшению эмоционального и физического здоровья.
Адаптивный спорт – способ презентации своих способностей, средство достижения поставленных целей личностью.
Благодаря проведенному исследованию удалось выяснить, что множество факторов мотивирует людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом. Но приоритетным для них является улучшение здоровья и развитие своих физических качеств. На третьем месте – социализация в обществе. Общаясь со своими друзьями, которые не являются людей с ограниченными возможностями, они пытаются быть похожими на них, тем самым стараясь стереть черту, отделяющую их от остального мира. Существенную роль в привлечении людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом сыграли и заинтересованные организаторы, которые лично приглашают их в клубы или общества людей с ограниченными возможностями. К сожалению, по настоятельным рекомендациям врачей стали заниматься спортом лишь 17,5% респондентов. Это можно объяснить тем, что для данной группы лиц практически нет условий для самореализации, особенно в спорте. В спортивных школах и секциях обычные люди часто избегают общения с людьми с ограниченными возможностями. Спортивно-оздоровительный клуб – это то место, где они чувствуют себя комфортно, находясь в равных условиях со всеми, на какое-то время забывают о своих проблемах. К людям с ограниченными возможностями относятся с уважением и пытаются помочь адаптироваться в современном мире. Благодаря этому у людей с ограниченными возможностями происходят существенные изменения в личности, меняется уровень самооценки, появляется самоуважение, уверенность в себе. Анализ деятельности спортивных заведений для людей с ограниченными возможностями показал целенаправленность их на занятия определенными видами спорта, но не достаточную оснащенность залами для физической реабилитации. Остро стоит проблема нехватки персонала, неумение тренеров работать с людей с ограниченными возможностями, незнание их особенностей.
1. Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы / Е.А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 5-11.
2. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебн. пособие для студ. сред.учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
3. Бабушкин, Г.Д. Принципы психолого-педагогической подготовки спортсменов / Г.Д. Бабушкин // Физкультурное образование Сибири. – 2014. – Том 32. – № 2. – С. 72-75.
4. Воронкин, А.В. Социокультурная реабилитация инвалидов / А.В. Воронкин // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 12. – С. 132-133.
5. Голикова, Е.М. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры и спорта / Е.М. Голикова, И.В. Малышкина // Физкультурное образование. – 2012. – № 1. – С. 40-42.
6. Данилова, Е. Доступность образования для инвалидов: личный опыт /Е. Данилова // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов. – 2007. – С. 13-18.
7. Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». – М.: МОНФ, 2007. – 256 с.
8. Журавлева, Т.В. Законодательство Республики Беларусь об адаптивном спорте / Т.В. Журавлева // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2015. – № 4. – С. 144-149.
9. Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. – М.: Саратов: Научная книга, 2003. – 255 с.
10. Исаков, Э.В. Инвалиды, спорт, развитие человеческого потенциала / Э.В. Исаков // Социология власти. – 2010. – № 4. – С. 59-66.
11. Котова, О.В. Спортивные праздники как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями / О.В. Котова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – С. 81-84.
12. Лысенко, И.А. Историко-организационные аспекты развития спорта инвалидов / И.А. Лысенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – С. 1-5.
13. Нарзулаев, С.Б. Аспекты социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / С.Б. Нарзулаев, И.Н. Сафронова, Н.А. Петухов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2012. – №5 (120). – С. 154-160.
14. Строгова, Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / Н.А. Строгова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 169-171.
15. Суслова, М.Ю. О социализации молодого инвалида / М.Ю. Суслова // Социологические исследования. – 2000. – №6. – С. 137-139.
16. Чепик, В.Д. К вопросу о создании программ в системе повышения квалификации тренерских кадров в спорте инвалидов / В.Д. Чепик, Г.А. Бобков, А.С. Сидоров // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 5. – С. 55-58.
17. Шокина, И.Н. Адаптивный спорт как условие сохранения и укрепления здоровья инвалидов / И.Н. Шокина // Вестник Поволжского института управления. – 2008. – № 2. – С. 187-192.