ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНА «ПОЛИТИКА»
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИКИ
2.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В ПОЛИТИКЕ
2.2 ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ И СРЕДСТВАМИ В ПОЛИТИКЕ
ГЛАВА 3. НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В ПОЛИТИКЕ
3.1 ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАСИЛИЯ
3.2 НАСИЛИЕ, МОРАЛЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ
3.3 ПРАВО НА НАСИЛИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Политика обычно понимается как сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти. Политика по своей природе – это целенаправленная деятельность, направленная на достижение определенных целей соответствующими средствами. В то же время, по нашему мнению, политическая элита имеет, по сути, только свою собственную власть – политическую власть. Нам представляется, что господствующая в юриспруденции точка зрения о тождестве понятий «государственная» и «политическая» власть, заложенная Карлом Марксом, не соответствует сегодняшней действительности. Этот взгляд соответствовал структуре обществ, функционировавших в XIX веке, но с появлением нового структурного компонента «гражданского общества» эти понятия не были идентичны. Следует согласиться с мнением Ю. а. Тихомиров, который утверждает, что содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является лишь частным ее проявлением. Это утверждение обосновывается, прежде всего, различиями между государственной и политической властью.
Как мы уже выше выяснили, основной целью политической элиты является государственная власти, ну а политика выступает средством ее достижения. Слово «средство» происходит от слов «средний», «серединный», «посредник». Средство – связующее звено между субъектом, которым выступает политическая элита и объектом деятельности, которым является власть, между идеальной мысленной моделью и материальным результатом. «Сущность категории средств – в дистанции между целью и результатом. Целенаправленность предполагает «длинную волю», протягивающую связь через более или медлительные пространственно-временные интервалы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНА «ПОЛИТИКА»
Несмотря на декларации о том, что представляет собой политика и право, вопрос о том, в чём именно заключается воздействие одного субъекта на другого в случае политических и правовых отношений содержит немало аспектов, требующих дополнительных исследований. В особой мере это относится к проблематике политических отношений.
Дело в том, что в отечественной политологической литературе существует достаточно распространённая точка зрения, что отношения власти являются важнейшей чертой политических отношений и что сила политического воздействия исходит от власти того, кто проводит политику. Политика нередко рассматривается как деятельность, связанная с устремлениями к использованию политической власти в целях осуществления господства над людьми, их общностями, организациями, странами и даже группой стран. Отечественные энциклопедисты подчёркивают, например, что власть – это «отношения между людьми, в которых одни могут навязывать свою волю другим». Это те случаи, когда одни люди заставляют других людей «делать то, что сами они ... не стали бы делать». При этом поясняется, что власть всегда предполагает наличие двух сторон - субъекта власти и объекта власти» [1, с. 118].
С нашей точки зрения, данная характеристика политической власти отражает, главным образом, традиционные представления о её особенностях, фиксируя всё внимание на способности власти оказывать принудительное воздействие на граждан государства в интересах достижения каких-то целей. Эта характеристика, к сожалению, не ставит во главу угла набор условий, которые определяют социальное предназначение политической власти. А именно, вопросы, относящиеся к проблематике обеспечения жизнедеятельности населения страны. Конкретно, вопросы о том, как обеспечить благосостояние народа и развитие страны, в чём заключаются первоочередные задачи экономического, политического, социального и культурного развития страны, какие методы в наибольшей мере способствуют успешному решению поставленных задач и т. д.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПОЛИТИКИ
2.1 Сущность и содержание целей и средств в политике
В словарях термин «средства» определяется как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения какой-либо цели. Почти так же толкуется и слово «методы»: приемы, система приемов в какой-либо деятельности. В политике в качестве средств (методов) деятельности можно рассматривать любые акции, деяния, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей социально-политической реальности.
Полный перечень средств политики дать невозможно. Назовем лишь основные из них:
- митинги, демонстрации, шествия и манифестации;
- выборы, голосования и референдумы;
- политические речи, манифесты и призывы;
- собрания и заседания;
- встречи, переговоры и консультации; приказы, распоряжения и декреты;
- реформы и контрреформы;
- восстания, перевороты и путчи;
- революции и контрреволюции;
- террористические акции и войны. Как видно, среди средств и методов политического действия есть как мирные, так и немирные формы.
Возможный набор применяемых различными социальными субъектами средств и методов политического действия зависит от особенностей конкретного общества, его политической культуры. Индивидуальные и коллективные агенты политического действия в специфических условиях используют и конкретные средства, т.е. определенный набор акций, приемов, поступков. Однако если политическое действие начинает выходить за определенные рамки, то оно наталкивается на противодействие господствующих в обществе групп.
ГЛАВА 3. НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ В ПОЛИТИКЕ
3.1 Понятие и историческая роль насилия
Политика уже давно ассоциируется или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, его важнейшей отличительной чертой является использование организованного насилия. Законное политическое насилие на его территории осуществляется только государством, хотя оно может использоваться и другими политическими субъектами: партиями, террористическими организациями, группами или отдельными лицами.
Насилие – это умышленное действие, направленное на уничтожение или причинение вреда человеку (или другим живым существам) и совершаемое против его воли. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и т. д. Применительно к политике, говоря о насилии, обычно подразумевают физическое насилие (или ненасилие) как средство его осуществления.
Политическое насилие отличается от других форм не только физическим принуждением и способностью быстро лишить человека свободы, жизни или нанести непоправимый телесный вред, но и организацией, широтой, систематичностью и эффективностью его применения. В относительно спокойные, мирные времена ее проводят специально обученные люди с оружием и другими средствами принуждения, Объединенные строгой организационной дисциплиной и централизованным управлением, хотя в периоды восстаний и гражданских войн круг субъектов насилия значительно расширяется за счет непрофессионалов [11, с. 119].
Насилие является неотъемлемой частью всей человеческой истории. В политической и социальной мысли существуют различные, в том числе прямо противоположные оценки роли насилия в истории. Некоторые ученые, такие как Евгений Дюринг, приписывали ему решающую роль в общественном развитии, ломая старое и утверждая новое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод что, политика разными авторами, учеными в разное время определялась по-разному. Но их мнение сходилось только в том, что обязательной целью политики являются власть и своего рода установление или укрепление правомочий, власти лидера в соответствующем государстве, социуме. При этом для закрепления своей власти харизматичные лидера применяли своей деятельности различные методы и средства большинство из которых можно классифицировать по признаку насилия и ненасилия. Насилие неразрывно связано с действиями человека и поэтому рассматривается как агрессия, включающая открытое или опосредованное взаимное действие как минимум двух человеческих индивидуумов. Важной характеристикой парк демократического политического парк режима является парк политический плюрализм, парк предполагающий парк возможность образования двух- или многопартийной парк системы, парк конкуренция политических парк партий и их влияние парк на народ, существование на законных парк основаниях парк политической оппозиции как парк в парламенте и вне парк его. Демократический парк политический режим характеризуется парк высокой степенью парк реализации прав парк человека. К ним парк относятся нормы, парк правила и принципы парк взаимоотношений парк государства и граждан. Иными словами, именно прогресс общества и достижение такого уровня развития как демократия мы добились посредством преодоления насилия, существующего в политике.
1. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 447 с.
2. Василенко, И. А. Политическая философия: учебник для бакалавров и магистров / И. А. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 424 с.
3. Тимерманис, И. Е. Политология: учебник для бакалавров / под ред. И. Е. Тимер-маниса. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 701 с.
4. Les regimes politiques occidentaux. Jean-Louis Quermonne. Paris: Editions du Seuil, 1986. – 316 p.
5. Гаджиев, К. С. Введение в политическую теорию: учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 367 с.
6. Гусейнов, А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2004. – № 3. – С. 19–28.
7. Иванова, Е. М. Уровни осуществления полилога с позиции теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и их влияние на трансформацию традиционных концепций диалога в полилог / Е. М. Иванова, В. А. Пономарев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Культурология». – 2013. – № 33 (324). – С. 118–123.
8. Пряхин, В. Ф. Россия в глобальной политике: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ф. Пряхин. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 425 с.
9. Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Пушкарева. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 365 с.
10. Пушкарева, Г. В. Политология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Пушкарева. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 295 с.
11. Кафтан, В. В. Введение в террологию: логико-эпистемологические основания институционализации / В. В. Кафтан. – М.: ВУ, 2009. – 256 с.
12. Кожушко, Е. П. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Е. П. Кожушко. – Мн.: Харвест, 2000. – 448 с.
13. Лакер, У. Новый терроризм / У. Лакер // Международные терроризм и право. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – С. 7–25
14. Бетанов, И. О. Политология: краткий курс лекций: учебно–методическое пособие / И. О. Бетанов. – Гомель: ГомГМУ, 2012. – 167 с.
15. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – Москва: Юрайт, 2013. – 423 с.