Введение
1 Теоретические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Сущность и классификация ассортимента товаров
1.2 Понятие и содержание ассортиментной политики предприятия
2 Анализ ассортиментной политики ОАО «Брестский радиотехнический завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестский радиотехнический завод»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Брестский радиотехнический завод»
2.3 Ассортиментная политика ОАО «Брестский радиотехнический завод»
3 Направления оптимизации деятельности предприятия ОАО «Брестский радиотехнический завод»
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Брестский радиотехнический завод»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночной экономики Республики Беларусь остро стоят вопросы улучшения управлением ассортимента товаров народного потребления. Эта проблема не в полной мере решается. Многие предприятия промышленности не обращают внимание на изменение спроса, когда формируют свои производственные программы. В итоге, торговля не приносит тот эффект, на который рассчитывают предприятия.
Способность эффективно производить и торговать является тонким искусством, в котором нельзя полагаться лишь на небольшой опыт и интуицию. Так как потребительский рынок насыщен товарами и усилилась конкуренция, то для проведения успешной торговой деятельности необходимы глубокие и всесторонние знания ее аспектов.
Первоначальное внимание должно быть уделено формированию ассортимента товаров, который смог бы максимально возможно удовлетворить потребности группе определенных покупателей. Лидирующую позицию в конкурентной борьбе сможет занять тот, кто будет более компетентным в вопросах, которые касаются маркетинговой политики, и овладеет эффективной методикой ее реализации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и классификация ассортимента товаров
Товар представляет собой сложное многоаспектное понятие, которое включает в себя сочетание многих свойств, в первую очередь потребительских свойств; то есть способность товара удовлетворять потребности [6, с. 9].
Многие товары, представленные на рынке и классифицированные по происхождению производства или потребителю, называются ассортиментом. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое разделение любого количества, состоящего из наиболее распространенных признаков, на отдельные категории или звенья разных уровней [11, с.19].
Ассортимент товаров – это набор товаров, которые были собраны в соответствии с определенными критериями и которые соответствуют различным, схожим и индивидуальным потребностям [14, с.25].
Ассортимент потребительских товаров делится на группы – по местоположению, на подгруппы – по широте охвата, на виды – по степени удовлетворения потребностей, по разнообразию – по характеру потребностей [19, с.27].
По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент – это ассортимент товаров, выпускаемых производителем с учетом его производственных мощностей.
Ассортимент промышленной продукции различных производственных организаций, в том числе предприятий общественного питания, должен быть согласован с органами здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Беларусь независимо от их права собственности [13, с. 34].
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «БРЕСТСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Брестский радиотехнический завод»
Общество с ограниченной ответственностью «Брестский радиотехнический завод» было создано с приказом Минрадиопрома СССР № 45 от 20.01.88 г. в составе Брестского производственного объединения вычислительной техники и ранее входило в состав Брестского электромеханического концерна (БЭМК). Завод был преобразован в открытое акционерное общество, в котором государству принадлежало 93,0274% акций, что позволило адаптировать предприятие к рыночным условиям с наименьшими затратами и сохранить права и функции государства как владельца с учетом участия завода. Приказом Министра Промышленности №140 от 09.07.1997 года ОАО «Брестский радиотехнический завод» был исключен из концерна. Учредителем предприятия является Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь. Основной целью создания ОАО «БРТЗ» является экономическая деятельность, ориентированная на получение прибыли.
ОАО «Брестский радиотехнический завод» был спроектирован как завод по производству спецтехники и дважды в процессе строительства перепрофилировался на новые направления спецтехники. В 1992 году строительство завода было прекращено и началось с переоборудования завода на товары народного потребления и промышленные товары.
В 1997 году на основании Постановления № 46 от 20 марта 1997 года областного комитета «Облимущества ООО «Брестский радиотехнический завод» был преобразован в открытое акционерное общество.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БРЕСТСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Брестский радиотехнический завод»
Эффективная деятельность компании зависит, прежде всего, от правильного выбора ассортимента, который может заинтересовать потенциальных покупателей. Компания должна ориентироваться на вкусы и предпочтения потребителей. Можно произвести миллион единиц, но продать только небольшую часть объема, или можно произвести тысячу, но также продать эти тысячи произведенных единиц.
Чтобы обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе, необходимо выбрать правильный ассортимент, который реализуется на внутреннем и внешнем рынке. Для оптимизации ассортимента предлагается ввести маркетинговые программы.
Разработка маркетинговой программы поможет обосновать и определить оптимальный вариант для производственной программы компании, которая могла бы обеспечить прибыль в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Целью программы маркетинга продукта является определение технико-экономических показателей продукта и оценка эффективности и целесообразности его производства и реализации с учетом требований покупателя и прогнозирования необходимости принятия решений при планировании производства.
Маркетинговая программа для новых и предлагаемых изменений в продукции определяет прибыльность продукции и демонстрирует целесообразность внедрения. Для выпускаемой продукции программа оценивает прогнозируемый объем производства с учетом конъюнктуры рынка и колебаний спроса. Программа также учитывает затраты, необходимые для изготовления продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показал, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом выручка от реализации продукции ОАО «БРТЗ» увеличилась на 285 400 руб. или 9,9 %, в 2018 году выручка от реализации снизилась на 15,8 %. и составила 2 671 500 руб.
Себестоимость продукции, услуг в 2017 году увеличилась на 411 400 руб. или 17,7 % по сравнению с 2016 годом и составила 2 731 900 руб., в 2018 году темп роста затрат по отношению к 2017 году составил 84,7 %.
Валовая прибыль предприятия в анализируемом периоде имеет тенденцию к снижению. Так, в 2017 году валовая прибыль ОАО «БРТЗ» снизилась на 126 000 руб. по отношению к 2016 году. В 2018 году валовая прибыль предприятия составила 358 500 руб., темп роста к 2017 году составил 81,3 %. Рентабельность продаж в 2017 году составила 1,8 %, в 2018 году убыточность продаж составила 3,5 %, что связано ростом затрат и падением объемов реализации продукции предприятия.
Анализ ассортимента компании показал, что он достаточно широкий, глубокий и стабильный. Общей тенденцией для всего ассортимента компании является увеличение продаж по всем товарным группам в ассортименте и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это связано с усилением конкуренции на рынке из-за значительного увеличения числа новых конкурирующих производителей и торговых посредников.
Лидирующие позиции в продуктах – компьютерная техника и фильтры. Производство радиотоваров позволяет компании максимизировать прибыль, несмотря на низкие темпы роста рынка для этой позиции. Также стоит тщательно проверить производство щитов этажных, так как продажи снижаются, и, скорее всего, в будущем придется отказаться от них.
1. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / А. С. Головачев. – Минск :Вышэйшая школа, 2018. – 687 с.
2. Демидова, А. В. Исследование систем управления : конспект лекций / А. В. Демидова. – М : Приор-издат, 2016. – 96 с.
3. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент : Концепции и комментарии. : учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. – М. : Альпина, 2018. – 400 с.
4. Ефимова, Е. В. Финансовый анализ. – М. : Бухгалтерский учет, 2011. – 367с.
5. Жданов, С. А. Основы теории экономического управления предприятием : Учебник.– М. :Финпресс, 2009.– 384 с.
6. Зайцев, Н. Л. Экономика промышленного предприятия : Учебник. – 5 -е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 439 с.
7. Захарова, Ю. А. Торговый маркетинг. Эффективная организация продаж / Ю. А. Захарова. – М. : Дашков и К, 2011. – 136 с.
8. Ивашкова, Н. И. Управление маркетингом, 2010. – 175 с.
9. Карпов, Э. А. Организация производства и менеджмент: учебное пособие / Э. А. Карпов. – Старый Оскол, 2011. – 768 с.
10. Ковалёв, В. В. Управление финансами : Учебное пособие. – М. : ФБК-ПРЕСС, 2018. – 160 с.
11. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. Учебное пособие / под общ.науч. ред. проф. А. В. Зырянова, Екатеринбург, 2009 – 236 с.
12. Коротков, Э. М., Беляев А. А., Валовой Д. В. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 423 с.
13. Крейнина, М. Н. Финансовый менеджмент. – М. : ДИС, 2011. – 320 с.
14. Кулик, И. И. Управление сбытом на принципах маркетинга. Учебное пособие. – Мн. : Бел.1 ПК, 2016. – 417 с.
15. Крылова, Е. Г. Поведение потребителей. Учебно-методическое пособие / Е. Г. Крылова, О. М. Маклакова. – Минск : БГЭУ, 2009. – 121 с.
16. Лайсонс К. , Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепями поставок : Пер. с 6-го англ. Изд. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 294 с.
17. Ламбен, Ж. Ж., Шулинг И. , Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб. : Питер, Лидер, 2010. – 720 с.
18. Лебедева, С. Н. Экономика торгового предприятия: учеб.пособие для вузов Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А. , Гавриков А. В. – 3-е изд., испр. – Минск : Новое знание, 2011. – 239 с.
19. Линдерс М. , Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Управление закупками и поставками, пер. с англ. Под ред. Ю. А. Щербанина. – 13-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 410 с.
20. Максимцов, М. М., Игнатьева А. В., Менеджмент, М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 106 с.
21. Милгром, И. И. , Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. Пер. с англ. / Под ред. Елисеевой И. И., Тамбовцева В. Л. в 2-х томах. – М. : Экономическая школа, 2018. – 1000 с.
22. Молоткова, Н. В. Основы коммерческой деятельности : учеб.пособие / Н. В. Молоткова, С. А. Соседов. – Тамбов : Книжный дом, 2017. – 537 с.
23. Никифоров А. А. Макроэкономика : научные школы, концепции, экономическая политика : учеб. пособие для вузов / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская; под ред. А. В. Сидоровича. – М. : Дело и Сервис, 2018. – 534 с.
24. Организация и финансирование инвестиций : Учеб.пособие / Т.К. Савчук, В. И. Шевчук, А. А. Бевзелюк и др. – Мн. : БГЭУ. – 2016. – 196 с.
25. Организация коммерческой деятельности / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др. ; Под общ.ред. С. Н. Виноградовой. – Мн. :Выш. шк. , 2009. – 464 с.
26. Парамонова, Т. Н. Маркетинговые аспекты деятельности розничного торгового предприятия / Т. Н. Парамонова. – Москва, 2009. – 256 с.
27. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П. Половцева. – Москва :Издат. центр «Маркетинг», 2016. – 505 с.
28. Протасов, В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы) : производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. – М. : «Финансы и статистика», 2018. – 536 с.
29. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г. В. Савицкая. – 5-е изд. – Минск : «ИНФРА-М», 2009. – 536 с.
30. Синяева, И. М. Маркетинг торговли : учебник для студентов экономических вузов / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. ; под ред. Л. П. Дашкова. – М. : Дашков и К, 2010. – 657 с.
31. Эриашвили, Н. Д. , Менеджмент, Маркетинг, 2016. – 156 с.