Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения психологического климата в медицинском стоматологическом коллективе как условия эффективной деятельности сотрудников
1.1 Понятие «психологический климат»
1.2 Особенности психологического климата в рабочем коллективе
1.3 Психологический климат как условие эффективности деятельности сотрудников медицинского коллектива
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эффективности сотрудников и особенностей психологического климата
1.1 Организация и методы исследования
1.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема взаимоотношений сотрудников в рабочем коллективе приняла широкий размах, по причине того, что отношения, которые формируют психологический климат, оказывают влияние на выполнение профессиональных обязанностей и результативность данной работы.
Актуальность исследования проблемы социально-психологического климата в коллективе обусловлена необходимостью обеспечения эффективной коммуникации и регулирования отношений, которые складываются между сотрудниками и влияют на самочувствие и производственные показатели членов коллектива.
В отечественной литературе насчитывается огромное количество дефиниций психологического климата. Автор исследования под психологическим климатом трудового коллектива понимает социально обусловленную, относительно стабильную систему отношений, которая характеризуется привлекательностью труда, стабильностью и ростом персонала, единство коллективных и личных целей, степень сочетания формальных и неформальных отношений на принципиальной и деловой основе.
Успех в лечении пациентов во многом определяется взаимоотношениями между медицинскими работниками, то есть социально-психологическим климатом в коллективе. Положительный (благоприятный) социально-психологический климат в медицинском коллективе способствует формированию у каждого медицинского работника чувства удовлетворенности от участия в совместной деятельности, а значит – желания работать, что, соответственно, повышает эффективность работы и, следовательно, оказывает позитивное влияние на пациентов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В МЕДИЦИНСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
1.1 Понятие «психологический климат»
Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия, как «психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «организационный климат», «микроклимат» и др. [7, с.98].
По своему происхождению эти понятия во многом схожи, а в психологию эти понятия происходят из метеорологии и географии. В одних условиях группа функционирует оптимально, и ее члены получают возможность в полной мере реализовать свой потенциал, в других – люди чувствуют себя некомфортно, склонны покидать группу, меньше времени проводят в ней, замедляется личностный рост. Сейчас «психологический климат» – это устоявшаяся концепция, характеризующая психологическую сторону взаимоотношений между людьми.
А.Л. Журавлев одним из первых раскрыл содержание «психологического» климата. Психологический климат, по его мнению, «представляет собой эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [16, с. 148].
Он считал, что климат взаимоотношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первой климатической зоной является социальный климат, который определяется степенью осведомленности этой группы о целях и задачах, а также степенью гарантированного соблюдения всех конституционных прав и обязанностей трудящихся как граждан.
Вторая климатическая зона – это моральный климат, который определяется ценностями, принятыми в группе.
Третья климатическая зона – это психологический климат, неофициальные отношения, которые развиваются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это микроклимат, область действия которого гораздо более локальна, чем социально-моральный [18, с. 55].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В МЕДИЦИНСКОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: Филиал № 1 «Брестская детская стоматологическая поликлиника». В данном исследовании приняли участие 25 медицинских работников. В данной выборке преобладающее количество женщин (65%), мужчин в данной выборке оказалось 35%. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: психологический климат.
Предмет исследования: психологический климат в медицинском коллективе.
Гипотеза эмпирического исследования: эффективность деятельности будет выше при наличии благоприятного психологического климата в медицинском стоматологическом коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что:
– психологический климат – это социально обусловленная, относительно стабильная система отношений, характеризующаяся привлекательностью труда, стабильностью и ростом численности персонала, единством коллективных и личных целей, степенью сочетания формальных и неформальных отношений на принципиальной и деловой основе.
– психологический климат в трудовом коллективе – это система взаимоотношений между коллегами, которая обусловлена наличием общей цели работы, общностью интересов и схожестью психологических характеристик. Психологический климат в коллективе может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.
– психологический климат в коллективе врачей чрезвычайно важен, так как положительные эмоции будут способствовать лучшему выполнению ими своих профессиональных обязанностей и, как следствие, выздоровлению и оздоровлению пациентов. Основными правилами взаимодействия в медицинском коллективе являются безусловное уважение личности коллеги, оказание помощи и поддержки при необходимости, а также конструктивная критика.
Для изучения психологического климата в медицинском стоматологическом учреждении нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 25 сотрудников медицинского стоматологического учреждения.
В ходе исследования мы получили следующие результаты:
1. Около 60% респондентов свидетельствуют о том, что считают психологический климат в этом учреждении благоприятным.
2. Примерно 28% опрошенных считают, что психологический климат медицинского стоматологического учреждения является неблагоприятным.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2002. – 389с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2004. – 91 с.
3. Аникеев, Н.П. «Психологический климат в коллективе» / Н.П. Аникеев. – М.: Форум, 2009. – 319с
4. Анцупов, А.Я., Конфликтология. Учебник для ВУЗов. / А.И. Шипилов – М.: ЮНИТИ, 2005. – 265с.
5. Бойко, В.В., Социально-психологический климат коллектива и личность. / А.Г. Ковалев. – М.: Мысль, 2006. – 207 с.
6. Брушлинский, А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. / А.В. Брушилинский, – М.: Академия, 2002. – №1. – 325 с.
7. Васильченко, О. Социально-психологический климат – диагностика и формирование// Справочник кадровика. – 2011. – № 8. – с. 8-9
8. Василюк, Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). / Ф.Е. Василюк – М.: Изд-во МСК,2001. – 237с.
9. Вичев, В.В., Мораль и социальная психика. В.В. Вичев – М.: Мысль, 2003. – 128с.
10. Выханский, О.С., Наумов А.И., Менеджмент. / А.И. Наумов – М., Гардарика, 2007. – 289с.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2004. - 480 с.
12. Гришина, Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 235с.
13. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. / Под ред. Шороховой Е.В. – М: Академия, 2009. – 289с.
14. Гришина, Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. / Н.В. Гришина – СПб: Питер, 2002. –171с.
15. Донцов, А.И. Психология коллектива. / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МСК. ун-та, 2007. – 337с.
16. Дружинина, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2005. – 651 с.
17. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 287с.
18. Еникеев, М. И. «Социальная психология» / М.И. Еникеев. – М.: Форум 2009. – 160с.
19. Ершов, А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.
20. Жданов, О. Социально-психологический климат в коллективе// Кадровое делопроизводство. - 2007. - № 11, с. 15
21. Журавлёв, А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях// Психологический журнал. / А.Л. Журавлев – М.: Форум, 2002 – №3 – 247 с.
22. Захарова, Л.Н. Психология управления. / Л.Н. Захарова. – М.: Феникс, 2009. – 287 с.
23. Ильин, Е.П. «Психология общения и межличностных отношений» / Е.П. Ильин. – М.: Академия, 2008 – 264 с.
24. Ишмекеева, А.К. Факторы формирования и корректировки социально-психологического климата в коллективе// Психология, социология и педагогика. 2013. – № 2. – с. 5-6
25. Ковалев, А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. / А.Г. Ковалев – М.: Академия, 2007. – 271с.
26. Конецкая, В.П. «Социология коммуникации» / В.П. Конецкая. – С-П.: Питер, 2004. – 243 с.
27. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. – Л.: СПб изд.,2003. – 143 с.
28. Коломинский, Я.Л., Социально-психологический анализ конфликтов // Вопросы психологии. / Б.П. Жизневский, 2009. – №3 – 231с.
29. Неймер, Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия//Социологические исследования. 2010. – № 11. – с. 87-88
30. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с.
31. Немов, Р.С. Общая психология: Краткий курс /Р. С. Немов. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
32. Новикова, Т.В. Методика исследования межличностных отношений и их детерминант в трудовых коллективах // Вопросы психологии. / Т.В. Новикова, 2003. – №4. – 64 с.
33. Почепцов, В.И. «Теория коммуникации», / В.И. Почепцов. – М.: Академия, 2001 – 656с.
34. Радугин, А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Составитель и ответ. ред. А. А. Радугин; Науч. ред Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2000. – 256 с.
35. Сучкова, Т.В., Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Основы психологии: учебное пособие. – Казань: КГАСУ, 2010. – 127 с.