Введение
Глава.1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования
1.1 Характеристика позднего периода жизни
1.2 Медико-социальные особенности пожилого возраста
1.3 Медико-социальные особенности переживания одиночества пожилых людей при недостатке общения
Выводы по главе
Глава 2. Пути решения проблемы одиноких пожилых людей связанные с недостатком общения
2.1 Особенности диагностики в социальной работе с пожилыми людьми
2.2 Технологии работы с одинокими пожилыми людьми
2.3 Методика исследования проблем пожилых людей, связанных с проблемой общения
2.3 Практическое исследование проблем одиноких пожилых людей связанных с недостатком общения
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Пожилой возраст является тяжелым периодом в жизни любого человека. Этот период характеризуется угасанием основных физиологических функций, на фоне чего возникает множество заболеваний. Для данного возраста характерно наличие множества медико-социальных проблем, основной из которых является проблема недостатка общения и одиночества.
Для этой категории людей характерен высокий уровень приверженности общим и групповым нормам, традициям, высокая оценка долга, большой опыт и безразличие к ценностям материального характера.
Население старших возрастных периодов является разнородной группой, которая характеризуется широким спектром внутренних различий. Среди них, как и среди других возрастных групп, есть люди с положительным и отрицательном характером, общительные и необщительные.
Для данной категории людей обязательным является дифференцированный подход, отношение к ним, как к личностям, важным членам семьи и общества. Именно такой подход осуществляет медико-социальная деятельность, который включает в себя различные методы работы с пожилыми людьми [1, с. 56].
Основной проблемой для данной категории людей является чувство одиночества в силу сокращения социальных связей. Также страдает уровень общения, так как большую часть времени пожилые люди проводят в одиночестве.
Этот период является сложным для пожилого человека, так как они становятся крайне уязвимыми и беззащитными, повышается уровень потребности в медицинских и социальных услугах, а также во многих случаях проявляется потребность в психологической поддержке.
Глава.1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования
1.1 Характеристика позднего периода жизни
Старение является неизбежным биологическим фактом, однако социально-культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него воздействие. Психическое здоровье пожилого человека в наше время на каждом этапе жизни во многом определяется его участием в жизни общества. Пожилой возраст по хронологическим меркам выпадает на 60-70 лет [5, с.113].
Изменение социального статуса в пожилом возрасте, обусловленное в основном прекращением или ограничением трудовых отношений, пересмотром ценностей и взглядов на жизнь, изменением образа жизни, коммуникаций, возникновением трудностей в социальной адаптации и внутренней психологической устойчивости к новым условиям, требует разработки специальных подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Социальные связи старика сужаются по объективным возрастным причинам, снижается социальная активность. Во-первых, поскольку с принудительной приостановкой профессиональной деятельности естественным образом создается и обновляется система взаимоотношений и социальных обязательств, очень немногие пожилые люди продолжают активно участвовать в деловой жизни.
Во-вторых, его возрастная группа постепенно уменьшается, и многие из его ближайших друзей умирают или испытывают трудности в поддержании отношений (из-за переезда друзей к их детям или другим родственникам) [3, с. 112].
По мнению В.Д. Альперович, пожилые люди в большей степени зависят от боковых родственных связей. Косвенные отношения становятся нормой, и они стараются удержать их в отсутствие других близких родственников. Многие пожилые люди не считают себя старыми и поэтому не хотят или ограничивают свое время на общение с друзьями (особенно те, кто жалуется на старость и болезни), предпочитая общаться с молодыми людьми – обычно со следующим поколением. В то же время они часто обнаруживают, что молодые люди относятся к новым социальным отношениям снисходительно и отвергают опыт и советы пожилых людей и что пожилым людям не место в других возрастных группах и обществе в целом.
Глава 2. Пути решения проблемы одиноких пожилых людей связанные с недостатком общения
2.1 Особенности диагностики в социальной работе с пожилыми людьми
Диагностика в социальной работе рассматривается как
– технология информационного взаимодействия субъекта и объекта диагностики в системе социального обслуживания в целях выявления социального диагноза;
– Конкретное изучение социального положения клиента, оказание ему адресной социальной помощи и личностно-ориентированной поддержки.
Виды диагностики, используемые в социально-педагогической поддержке пожилых людей, следующие:
– медицинская;
– психологическая;
– социологическая;
– педагогическая [21, с.21].
Параметры медицинской диагностики в рамках социальной реабилитации отражены в картах социальной реабилитации, социальных паспортах клиентов, где для этого выделен специальный раздел.
Психологическая диагностика – измерение индивидуальных психологических свойств человека или иных объектов психологического анализа (группы, организации).
Его цель – установить психологический диагноз как заключение о фактическом состоянии психологических особенностей человека (или других объектов) и прогноз их дальнейшего развития. Специалист по социальной работе не ставит психологический диагноз, но может выявить психологические проблемы и использовать полученную информацию в качестве основы для оказания помощи с учетом психологических особенностей пожилого человека.
Основная цель психологической диагностики в практической деятельности специалиста по социальной работе заключается в углубленном изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа по результатам психологического диагноза тесно переплетается с консультационной, реабилитационной и терапевтической работой.
Заключение
Пожилой возраст – это сложный период в жизни каждого человека. Меняется социальная ситуация развития, приобретаются новые психологические черты, которые формируются под влиянием семьи и новых социальных условий. Общение с пожилыми людьми также является специфическим.
Для пожилых людей характерны многие медицинские и социальные проблемы, основными из которых являются проблемы со здоровьем, одиночество и отсутствие общения. Прекращение трудовых отношений приводит к ухудшению социального положения пожилых людей, а также к материальным и экономическим проблемам.
Проблема отсутствия общения очень важна для пожилых людей, так как отсутствие общения у пожилых людей создает у них чувство одиночества, что может привести к негативным последствиям в эмоциональном и психическом состоянии пожилых людей.
С учетом специфики этой группы населения крайне важно, чтобы работа с пожилыми людьми была организована таким образом, чтобы пожилые люди могли структурировать процесс общения таким образом, чтобы они не чувствовали себя одинокими. Одиночество пожилого человека может определяться не столько тем, что он или она живет один, сколько тем, в какой степени он или она обычно общается с другими людьми.
Коммуникация также влияет на развитие когнитивных способностей пожилых людей. Коммуникация позволяет активировать нейроны мозга, что способствует их дальнейшему развитию.
1. Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.55-56.
2. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.177-182.
3. Александрова, Н.А Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза // Развитие личности. / Н.А. Александрова – 2002. – № 3-4. – С.101-125.
4. Альперович, В.Д. Социальная геронтология. / В.Д. Альперович – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 123 с.
5. Ананьев, Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.112-118.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин – Л.: Феникс, 2009. – 256с.
7. Калькова, В.Л. Старость: Реферативный обзор // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.77-86.
8. Краснова, О.В., Социальная психология старости: Учеб. пособие. / А.Г. Лидерс – М.: Академия, 2002. –288 с.
9. Краснова, О.В., Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.183-197.
10. Либерман, Я.Л. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. / М.Я. Либерман. – Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001. – 102 с.
11. Лидерс, А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология старости и старения: Хрестоматия / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.131-134.
12. Максимова, С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. / С.Г. Максимова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – 145 с.
13. Максимова, С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста. / С.Г. Максимова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 99 с.
14. Пухальская, Б.М. Психологические особенности пожилых и старых людей // Старость. Популярный справочник. Пер. с польского. – М.: Научн. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", 2006. – 245с.
15. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения: Пер. с англ. - 3-е междунар. изд. / О.В. Краснова – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
16. Шибутани Т. С. Социальная психология. / Т.С. Шибутани – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 125 с.
17. Шилова, Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ // Психология старости и старения: Хрестоматия / О. В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С.101-111.
18. Ксенда, О.Г. Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений // Психолог / К.И. Татарко, 2018. – №2 – С. 55-65
19. Старение населения как социально-экономический феномен. / сост. Л.Е. Тихонова, Е.В. Ванкевич, – Мн. : БГУ, 2018. – 29 с.
20. Возрастная и педагогическая психология. / сост. О.В. Леганькова, Л.Н. Воронецкая. – Мн.: БГПУ, 2018. – 735 с.
21. Шавловская, О.А. Терпия депрессии у лиц пожилого возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2006, – с. 21
22. Грек, М.Д. Геронтология – учение о старости и долголетии. / М.Д. Грек. – М.: Наука, 2004. – 256с.
23. Давыдовский, И.В. Геронтология. / И.В. Давыдовский. – М.: Медицина, 2006. – 247с.
24. Дельпере, Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. / Н. Дельпере – М.: Деловая лига, 2003.– 178с.
25. Дементьева, Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. / Э.В. Устинова – М.: Наука, 2005. – 258 с.