Введение
Глава 1 Теоретические особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие, содержание и структура учебной мотивации
1.2 Психологические особенности формирования и развития личности младшего школьника
1.3 Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации
1.4 Методы и приемы формирования мотивов учебной деятельности
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте
2.1 Исследование уровня учебной мотивации младших школьников
2.2 Описание практической работы по формированию мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в личностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой является развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспечение перспектив самореализации.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн. др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие, содержание и структура учебной мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [1, с. 120].
Мотивация школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [23, с. 72].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов:
- она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- организацией образовательного процесса.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование уровня учебной мотивации младших школьников
Исследование по изучению развития учебной мотивации младших школьников проводилось на базе ГУО «Средняя школа №8 г. Кобрина». В исследовании принимали участие 80 человек в возрасте 8-9 лет.
На данном этапе мы выявили уровень учебной мотивации с помощью следующих методик:
1. Методика «Изучение отношения к обучению» (разработана Г.Н. Казанцевым)
2. «Определение мотивов обучения» (разработка Н.Г. Гинзбурга)
Подробные описания методик представлены ниже.
1. Методика «Изучение отношения к обучению» (разработана Г.Н. Казанцевым)
Раздел I
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые
А. Любимые _________________________________
Б. Нелюбимые _______________________________
Раздел II
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.
Допиши недостающие.
Люблю предмет потому, что :
Не люблю предмет потому что :
1. Данный предмет интересен
2. Нравится, как преподает учитель
3. Предмет нужно знать всем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Учебная мотивации в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. В младшем школьном возрасте ребенок приобретает новый статус, позицию ученика, которая характеризуется обязательностью, значимостью, высокой ответственностью. Младший школьник должен соблюдать дисциплину, ряд правил, подчинять свое поведению школьным требованиям. Учитель становится авторитетом, а его отметки оказывают значительное влияние на оценку младшим школьников своей учебной деятельности, ее мотивацию. Основой учебной мотивации в младших классах является устойчивый познавательный мотив, эмоциональное переживание познавательной потребности, интерес к учебной деятельности.
Учитывая, что мотивация – это сложное структурное образование, в котором различные мотивы проявляются в единстве и взаимозависимости, его образование не может происходить по частям, а только целостно. Поэтому, чтобы сформировать позитивную мотивацию для учебной деятельности, важно использовать не один, а все элементы конкретной системы, поскольку ни один из них не может играть решающую роль для всех обучающихся одновременно.
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
3. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л. И. Божович. – 1951, вып. 36. – С. 3-28.
4. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf
5. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. – 1998. – № 2. – С. 36-42.
6. Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника / М.В. Выгодина // Творчество субъекта познания, общения и деятельности. – М., 2015. – С. 119-124.
7. Гани, С.В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С.В. Гани и В.А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 67-72.
8. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
9. Иванова, О.Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников / О.Ю. Иванова // Вестник Российского нового университета. – 2006. – № 10. – С. 81-85.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 517 с.
11. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
12. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
13. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
14. Комарова, Л.Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л.Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4. – С. 32-37.
15. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 400 с.
16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 296 с.
17. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 2008. – 144 с.
18. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 152 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
20. Плетнева, А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника / А.А. Плетнева // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159-162.
21. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 185-188.
22. Фролова, Н.В. Стили педагогической деятельности и педагогического общения / Н.В. Фролова // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика. – М., 2016. – С. 11-14.
23. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
24. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – М. : Столетие, 1997. – 480 с.
25. Шагивалеева, Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г.Р. Шагиева, С.Ф. Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6. – С. 104-105.
26. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
27. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.
28. Юркевич, B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 83-92.