Введение
Выбор профессии является весьма сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Именно поэтому проблема изучения мотивов выбора профессии и реализации в профессиональной деятельности приобретает все большую актуальность. Выбор профессии и становление в ней представляет собой критический момент в развитии личности, связанный с рядом противоречий, главным из которых является борьба индивидуальных и социальных потребностей.
У каждого человека есть потребности, мотивы и цели, которые направляют его деятельность по определенному пути.
Мотивационно-потребностная сфера человека определяет его направленность и его нужды. Потребность – это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребность является движущей силой, которая организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Однако не только потребности определяют выбор деятельности человека и пути его развития.
Нравственные ориентиры и ценностные установки определяют выбор средств для достижения поставленных целей. Именно ценности человека определяют его мировоззрение, выбор им определенного пути развития и сферы деятельности. Учитывая то, что становление в профессии процесс совсем не быстрый, перед началом трудовой деятельности любому работнику нужно учесть собственную индивидуальную мотивацию.
В педагогической специальности, несмотря на то, что на первый план выходит высокий уровень профессионализма, педагог должен задействовать все имеющиеся управленческие механизмы. Эффективная система мотивации, разработанная и используемая на практике, влияет не только на творческую инициативу и социальную активность отдельного сотрудника, но и на итоги деятельности всей образовательной организации.
Методологической основой для написания курсовой работы выступили труды С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева (учение о единстве сознания и деятельности личности); A.A. Вербицкого, В.В. Орлова, E.H. Тонконогой (специфику образования взрослых); М.В. Богуславского, З.И. Равкина (теории педагогического стимулирования). Отметим также, что изучение удовлетворенности трудом сегодня является достаточно актуальным направлением, о чем свидетельствует большое количество публикаций современных исследований. Среди них можно выделить исследования следующих аспектов: взаимосвязь социально-психологических характеристик трудового коллектива с удовлетворенностью работой персонала (Е.А. Гуськова, Н.Н. Ярушкин), субъективные и объективные показатели удовлетворенности трудом (Е.Н. Казанцева), удовлетворенность
1 Понятие и теории мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из главных проблем психологии и педагогики. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, её направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [1, с. 31].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. В отечественной литературе наиболее распространена психологическая теория деятельности, где мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности.
Мотив здесь является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Как отмечает Е.П. Ильин, в отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, то есть следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее [2, с. 207].
По мнению С.Л. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону [3, с. 238].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас [4, с. 45].
Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального отношения, что позволяет развивать представления о его взаимодействии с другими «единицами пристрастности» и различными составляющими опыта.
Мотив является стержнем личности, побудительной причиной человеческого поведения и деятельности, который включает
2 Профессиональная деятельность педагога и ее сущностная характеристика
Педагогическая деятельность − есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями
Субъекты педагогической деятельности − это те люди и их группы, кто ее осуществляет.
К ним относятся (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 − Субъекты педагогической деятельности
Функции педагогической деятельности − это главные механизмы ее реализации.
К ним относятся:
- управление, т.е. организация и осуществление педагогической деятельности;
- воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе;
- обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности;
- развитие, т.е. процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни;
- психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути [15, с. 60]
Структура педагогической деятельности рассматривалась в рамках следующих моделей: Н.В. Кузьмина [15, с. 63]
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов (таблица 2.1).
3 Управление мотивацией профессиональной деятельности педагогов
В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации.
А.А. Деркач экспериментально доказал, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога-воспитателя [18, с. 41].
«В исследовании Н.В. Тумаровой также выявлены вполне определенные различия в структуре мотивации у мастеров производственного обучения высокого и низкого уровней педагогического профессионализма» [цит. по 19, с. 37]. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Но не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации.
Исследования А.А. Реан показывают, что не существует значимой связи между мотивацией педагога и адекватностью представлений педагога о личности учащихся. Даже те, кто получает удовлетворение от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов − даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных. Чтобы правильно понимать своих учащихся, педагогу требуются высокоразвитые рефлексивно-перцептивные способности и умения [20, с. 81].
А.К. Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы (рисунок 3.1) [21, с. 131].
Рисунок 3.1 − Мотивы педагогичексой деятельности (А.К. Байтметов)
По характеру доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей (рисунок 3.2).
4 Управления профессионального развития в образования
Любой педагог в учреждении образования испытывает ряд трудностей и проблем, которые связаны с его особенностями профессиональной деятельности и личностными качествами.
Специфика профессиональной адаптации и будущей деятельности специалиста в учреждении образования обусловлена содержанием педагогической деятельности, особенностями образовательной среды конкретного образовательного учреждения. Реализация педагогической деятельности в значительной степени диктуется взаимодействием с другими участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией школы).
Основными внешними факторами, влияющими на состояние процесса профессиональной адаптации педагогов и определяющими успешность их функционирования в образовательной среде, являются:
– материальное положение педагогов;
– качество и содержание подготовки педагогов;
– образовательная среда;
– организация методической работы,
– семья и ближайшее окружение;
– средства массовой информации;
– престиж профессии в обществе;
– гендер [24, с. 150].
Осуществляя педагогическую деятельность, педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия. Поэтому перед каждым молодым специалистом с первых дней вступления в профессиональную деятельность встает ряд задач:
– найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками учебного процесса – учащимися, коллегами, администрацией образовательного учреждения, родителями;
– умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении, предварительно оценив уровень использования инновационных методов в учебном процессе и целесообразность внедрения нововведений;
– оценить собственные способности, требования нового социального окружения, профессиональную деятельность и при необходимости постараться скорректировать свое поведение [25, с. 77].
Последовательное решение обозначенных задач представляет собой необходимое условие для благоприятной последующей социально-профессиональной адаптации педагога, начинающего трудовую жизнь.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1 Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение, её составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Сюда также относятся осознаваемые инеосозноваемые психологические факторы, побуждающие индивида к совершению действий и отпределяют их направленность или цели. Мотивационная сфера имеет довольно сложную структуру. При этом мотивация построена по определенной иерархией как в середине каждого вида деятельности, так и поразличным видам деятельности. Мотивационные сферы разных лиц отличаются друг от друга по содержанию мотивации, её структурой, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.
2 Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д.Макклелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.
3 Проблемы профессиональной деятельности педагогов учреждений общего среднего образования свидетельствуют о расхождении между уровнем сформированной у специалиста компетентности и требованиями профессии. Основными проблемами учителей в период адаптации и последующего профессионального роста связаны с: когнитивно-информационной некомпетентностью; коммуникативной некомпетентностью; личностно-эмоциональными особенностями, влияющими на процесс и результаты профессиональной деятельности.
1 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2007. – 99 с.
2 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы.«Мастерапсихологии» / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011.– 512 с.
3 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
4 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.05 / В.К. Вилюнас. – М., 1990. – 170 с.
5 Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
6 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
7 Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 126-130.
8 Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб, Питер, 2003. – 396 с.
9 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
10 Литвинюк, А.А. Мотивация истимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник / А.А. Литвинюк.– М.: Юрайт, 2014. – 398 c.
11 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
12 Кайро, Д. Суперменеджер: мотивация и самодисциплина / Д.Кайро. – М.: Феникс, 2013. – 128 c.
13 Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 224 c.
14 Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М., 2008. – 224 c.
15 Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина − М.: Высшая школа, 1990.-119 с.
16 Гинецинский, В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект: Пособие для преподавателей / В.И. Гинецинский. – М. : Логос, 1994 . – 214 с.
17 Крысько, В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько − М.: Питер, 2003 − 286 с.
18 Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. − М.: 2001.
19 Митина, Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. / Л.М. Митина − Кемерово, 1996. −198 с.
20 Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский − СПб., 1999.
21 Байметов, А.К. Некоторые типологические обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников / А.К. Байметов // Вопросы психологии: двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. – 1966. – №6 ноябрь-декабрь 1966. – с. 129-141.
22 Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Монография − М.: Магистр, 1997 − 223 с.
23 Захарова, Л.Н. Психология управления. Учебное пособие / Захарова Л.Н. – М.: Логос, 2012. – 376 с.
24 Черникова, Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ / Е.Г. Черникова // Вестник ЧГУ. – 2014. – № 4 (33). – С. 150-153.
25 Долгова, В.И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В.И. Долгова, Е.В. Мельник, Ю.В. Моторина // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 76-80.
26 Мухаметова, А.Ф. Проблема адаптации молодых специалистов / А.Ф. Мухаметова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 134-137.
27 Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Хамидулина. – Кемерово, 2000. – 19 с.
28 Зубцова, Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя / Л.К. Зубцова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №1. – С. 248-254.
29 Шурыгина, Ю.А. Теоретические аспекты профессионального становления будущего педагога / Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ. – 2010. – №1. – С. 171-174.
30 Утешева, Т.П. Проблемы профессионального становления молодых специалистов / Т.П. Утешева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 декабря 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – №4 (5). – С. 454-455.
31 Эрнст, Г.Г. Особенности развития профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г.Г. Эрнст // Концепт. – 2016. – №4. – С. 129-133.
32 Ретуш, Л.А. Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации / Л.А. Ретуш // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. – №1. – С. 46-51.
33 Егоршин, А.П. Организация труда персонала/ А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: Инфра-М,2013.– 320 c.
34 Забанова, В.А. Управление мотивацией труда преподавателей техникума как условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai. – Дата доступа: 31.08.2017.
35 Гуренко, В.Т. Ведущие мотивы и психические законы / В.Т. Гуренко – М., 2006. –238 c.
36 Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала / Г.Х. Бакирова. – Юнити-Дана. – М., 2013. – 440 c.
37 Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. – 224 c.
38 Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах: учебник / Н.В. Самоукина. — М., 2008. – 224 с.
39 Иванова, С.Т. Мотивация на 100% / С.Т. Иванова.–М.: Альпина бизнес бук, 2014. – 288 c.
40 Бэрроу, С. Бренд работодателя: Лучшее из бренд-менеджмента – в работу с кадрами / С. Бэрроу, Л. Мосли. – М.: Группа ИДТ, 2007. – 195 с.
41 Управление персоналом: теория и практика / под ред. В.Р. Веснина – М.: КНОРУС, 2009. – 517 с.
42 Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршина. – М.: Инфра-М, 2012. – 464 c.
43 Зеер, Э.Ф. Психология профессий учебное пособиедля студентов вузов.– 2-е изд., перераб., доп. –М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 – 336 с.
44 Король, А.Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: монография / А.Д. Король; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. – 195 с.
45 Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
46 Кондратьев, О.В. Мотивация персонала. Нет мотива – нет работы / О.В. Кондратьев, Ю.Е. Мелихов, М.В. Снежинская. – М., 2007. – 216 c.
47 Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров педагогических специальностей вузов / Р.С. Пионова. – Минск: Университетское, 2002. – 256 с.
48 Захарова, Л.Н. Источник обратной связи. Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 9-10 сентября 2014 года. Часть II / Подред. Академика РАО Г.А. Берулавы. – Сочи: НОУ ВПОМИУ, 2014. – С.127-129.
49 Международные педагогические чтения «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» (Минск, 26-27 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс] / М-вообразования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус.пед. о-во» – Минск: АПО, 2015. – 586 с.
50 Гуренко, В.Т. Ведущие мотивы и психические законы / В.Т. Гуренко. – М., 2006. – 238 c.
51 Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014.– 224 c.
52 Шапиро, С.А. Мотивацияи стимулирование персонала: учебник / С.А. Шапиро. –М., 2009. – 224 c.
53 Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с.
54 Шмидт, В.Р. Проблемы и технологии оценки персонала / В.Р. Шмидт. – М.: Речь, 2013. – 160 c.