Введение
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений, и, поэтому, существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Конфликтные ситуации как сторона коммуникационных противоречий являются естественным явлением. Их ликвидация рано или поздно приводит к застою и деградации социальных групп, обществ. Поэтому конфликты, социальные и межличностные, нужно изучать, прогнозировать и использовать для нормального, эволюционного развития любого сообщества.
Научно-технический, социальный прогресс сопровождается непрерывным усложнением коммуникативных взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах организаций любого рода. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах. Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его реформирования вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к обострению конфликтогенной ситуации в современном образовательном учреждении.
Это проявляется, в первую очередь, в том, что структура, многогранность и полифункциональность природы воспитательно-образовательного процесса сопровождается необходимостью разрешения постоянно возникающих спорных ситуаций.
Кроме того, в педагогическом процессе в той или иной степени отражаются кризисное состояние общества и связанная с этим ломка стереотипов, изменение приоритетных ценностей, изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. При этом, во многом характерные современному образовательному учреждению преодоление сложившихся стереотипов, появление инновационных тенденций, стремление использовать новые педагогические технологии приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса.
Гуманистическая направленность в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы заменить авторитарные формы общения на отношения сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания, возникновение конфликтов, спорных ситуаций между его непосредственными участниками: воспитанниками, педагогами, родителями, администрацией образовательного учреждения.
Анализ понятия «конфликт» в современной научной литературе приводит к выводу о том, что существуют самые различные определения, которые даются данному явлению исходя из разных точек зрения. Рассмотрим основные из положений, исходя из которых определяется конфликт в отечественной, западной литературе.
Среди имеющихся определений конфликта можно выделить два основных подхода. Широкий или конфликтологический, подход рассматривает данное определение как любое столкновение противоположных сторон, сил и т.д. Здесь о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и неживой природы.
Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение.
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов так определяют конфликт: «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 81]. При этом они отмечают, что если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, во время дискуссии, спортивного соревнования), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Исследователи выделяют три сферы противодействия субъектов конфликта: общение, поведение, деятельность.
По мнению Н.И. Леонова, наиболее емкое определение конфликта с точки зрения социологии у Е.М. Бабосова: «Конфликт социальный – это предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленном противоположностью или существенным различием интересов, целей, тенденций развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты» [2, с. 37].
Проблема управления (предупреждения, регулирования и разрешения) конфликтными противоречиями в педагогическом коллективе вытекает из принципиального понимания конфликтов как неотъемлемой составляющей социальных процессов, их источника, как движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как определяющего компонента проблем и трудностей развития. Если бы конфликт воспринимался только как патология общества, ведущая к дезорганизации общественной структуры, к нарушению ее нормального функционирования, то основной аспект отношения к конфликту сводился бы к его ликвидации – отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе как движущей силы развития расширяет и углубляет процесс взаимодействия с ним и внутри него. Решение этого вопроса становится многоаспектным, а понятие управление конфликтом выражает его сущность.
Управление конфликтом в педагогическом коллективе – это перевод его в рациональное направление развития конфликтующих сторон, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных индивидов с целью достижения желаемых результатов, а также ограничение противоборства сторон рамками конструктивного влияния на процесс. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Многие исследователи большое значение придают профилактическим мерам, не допускающим или снижающим степень интенсивности, проявленности конфликта. Ю.П. Платонов, в частности, считает, что «основным условием предупреждения педагогических конфликтов являются особенности личности педагога, учителя, воспитателя, уровень их профессиональной, психолого-педагогической культуры» [9, с. 441]. К ним автор относит следующие:
1) культура слова и эмоциональных состояний, которая накапливается годами, формируется путем постоянных упражнений;
2) эмоциональная восприимчивость, которая позволяет человеку воспринимать окружающий мир во всем его духовном и материальном богатстве, находить в себе лучшие чувства, передавать их своим воспитанникам;
3) психологическая зоркость, то есть концентрированное проявление культуры человека вообще, педагога в особенности. Она направлена на поиск решений конфликтной ситуации, из большого количества вариантов которых следует избрать наиболее адекватный;
4) умение распознавать эмоциональное состояние личности;
5) умение распознавать причины поступков, инициирующих конфликты. Психологически зоркий педагог способен не только правильно оценить состояние учащегося, но и найти причинно-следственную связь, определить перспективы развития его личности;
6) многие педагогические конфликты можно избежать, если педагог владеет искусством определить специфические особенности учащегося – отношения к самому себе;
7) умение распознавать отношение воспитанников к воспитателю. Это требует от педагогов и воспитателей развитого чувства эмпатии, эмоциональной чуткости и психологического такта [9, с. 441 – 443].
Ю.П. Платонов очерчивает перечень особенностей педагогического конфликта, которые выделяют его среди других типов конфликтных ситуаций:
1) не каждый конфликт, возникающий в образовательном учреждении, является педагогическим, имеющим прямое отношение к учебно-воспитательному процессу. Педагогические конфликты в системах «педагог – учащийся», «педагог – учащиеся», «педагог – педагог», «педагог – родители», «педагог – руководитель», «коллектив – руководитель» можно отнести к категории педагогических, только когда они связаны косвенно или напрямую с процессами обучения, воспитания учащихся, с влиянием на психологический климат учебного заведения.
2) педагогические конфликтные противоречия нельзя рассматривать рядоположенно. Значимость каждого вида конфликта может ситуативно меняться. Например, конфликты в педагогическом коллективе влияют на психологический климат, сказываются на настроении учащихся и педагогов, их эмоциональном самочувствии. При этом, доминирующими являются именно конфликты внутри системы «педагог – учащийся». Это сфера наиболее вероятных прямых, самых активных столкновений. Именно они являются определяющим показателем конфликтогенности образовательного учреждения.
3) педагогические конфликты отражают не только личностные, но и любые другие особенности жизнедеятельности образовательной системы (социальные, экономические, идеологические и пр.). Образовательное учреждение – не замкнутый мир, оно аккумулирует, отражает зачастую в усиленном варианте проблемы социума.
4) в решении педагогического конфликта следует придерживаться принципа: «Благородная цель достигается благородными средствами», и никак не наоборот. При этом, необходимо различать понятия позиция педагога и педагогическая позиция. Первая – субъективная и носит преимущественно тактический характер, вторая – объективная со стратегической детерминантой. Важно, чтобы обе позиции по возможности совпадали и не противоречили друг другу.
5) в любом педагогическом конфликте не может быть безнадежного прогноза. Этот вид конфликтов обязательно должен быть решен. В педагогическом процессе не может и не должно быть несовместимых интересов. В системе «педагог – учащийся» не существует соперников, лишь только общая цель, а расхождения в способах достижения не исключают сотрудничества. Любой педагогический конфликт может и должен быть направлен на конструктивные способы его решения [9, с. 443 – 444].
Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.
Заключение
Анализ современной научной литературы дает возможность говорить о том, что существует несколько определений понятия педагогического конфликта, которые даются данному явлению исходя из разных точек зрения. В исследовании были рассмотрим основные из положений, исходя из которых учеными определяется конфликт в отечественной и западной литературе. Конфликт в педагогическом коллективе можно определить как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.
Это помогает очертить сферу протекания педагогического конфликта (учебно-воспитательный процесс), активность участников (взаимодействие, в основе которого лежат субъект-субъектные противоречия) и эмоциональный фон (отрицательные эмоции).
Конфликтная педагогическая ситуация представляет собой совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в образовательном пространстве и создающих определенное психологическое напряжение, вследствие чего ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий.
Анализ научной литературы показал, что существуют разнообразные варианты классификации конфликтов (как в общем понимании, так и относительно педагогического коллектива в учреждении образования), основанием которым служат факторы, которые наиболее интересуют исследователя.
Управление конфликтом в педагогическом коллективе – это перевод его в рациональное направление развития конфликтующих сторон, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных индивидов с целью достижения желаемых результатов, а также ограничение противоборства сторон рамками конструктивного влияния на процесс. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Многие исследователи большое значение придают профилактическим мерам, не допускающим или снижающим степень интенсивности, проявленности конфликта. Можно сказать, что основным условием предупреждения педагогических конфликтов являются особенности личности педагога, учителя, воспитателя, уровень их профессиональной, психолого-педагогической культуры.
1 Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
2 Леонов, Н. И. Конфликтология: учебное пособие / Н.И. Леонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 232 с.
3 Баныкина, С.В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / С.В. Баныкина // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации; под ред. Ю.В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. – 254 с.
4 Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учеб. пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 140 с.
5 Мельничук, А.В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве: дис. канд. пед. н. / А.В. Мельничук. – Ростов н/Д, 2004. – 207 с.
6 Клименских, М. В. Педагогические конфликты в школе: [учеб. пособие] / М.В. Клименских, И.А. Ершова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
7 Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. Для учителя / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
8 Шурухт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С.М. Шурухт. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
9 Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения / Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2009. – 544 с.
10 Цыбульская, М.В. Конфликтология / М.В. Цыбульская, Е.С. Яхонтова. – М., 2004. – 100 с.
11 Конфликтология / А.С. Кармин [и др.]; под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.
12 Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2013. – 229 с.
13 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
14 Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учебное пособие / Под научн. ред. проф. А.В. Карпова. – Ярославль: Ремдер, 2003.
15 Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию : учеб. пособие /
Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
16 Лупьян, Я.Л. Барьеры общения, конфликты, стресс... / Я.Л. Лупьян. – Минск, 1986. – 186 с.
17 Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
18 Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 218 с.
19 Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: учеб. пособие. 3-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 318 с.
20 Афонькова, В.М К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде /В.М. Афонькова // Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. – М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1975. – С. 16.
21 Селиванова, Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов / Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2010. – № 3 (5). – С. 34 – 39.
22 Бродаль, Х. Девять ступеней вниз или ссоры, конфликты, войны / Х. Бродаль // Знание – сила. – 1991. – №11. – С. 45 – 47.
23 Лукашонок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя / О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова. М.: Рос. пед. Агентство. – 1998. – 80 с.
24 Гулевич, О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О.А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С. 68 – 77.
25 Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142–147.
26 Симонова, Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения: дис. канд. псих. н. / Л.В. Симонова. М. – 1989. – 145 с.
27 Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта / В. Латынов // Иностранная психология. – 1993. – № 2. – С. 87 – 92.