Введение
Актуальность темы. Среди многих руководителей образовательных организаций распространено мнение, что знание мотивации как функции не существенно, так как если люди приходят на работу, то они уже чем-то мотивированы, поэтому нет необходимости заниматься этой проблемой дополнительно. Существующей личной внутренней мотивации оказывается достаточно для выполнения трудовой деятельности и реализации целей, стоящих перед организацией.
Работодателю требуются педагоги с высоким уровнем профессионализма и с этой целью он должен совершенствовать все имеющиеся управленческие механизмы. Именно поэтому для сохранения и привлечения в учреждение образования высококвалифицированных кадров, а также комплектованием учреждений образованияновым поколением педагогов необходимо создать систему моральных и материальных стимулов. Эффективная система мотивации, разработанная и используемая на практике, влияет не только на творческую инициативу и социальную активность отдельного сотрудника, но и на итоги деятельности всей образовательной организации.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Достойные цели, хорошая организация, перспективные планы будут малоэффективны, если не будет заинтересованности исполнителей в их реализации, т.е. мотивации. Поэтому руководители, заинтересованные в процветании и эффективности своей организации, не должны забывать вопроса управления кадрами, а именно создания продуктивной системы стимулирования работников.
Для формирования эффективной трудовой мотивации педагогов необходимо, чтобы смысл трудовой деятельности был не только в удовлетворении личных материальных потребностей. Смысл труда не может сводиться только к удовлетворению материальных запросов. Необходимо поддерживать заинтересованность педагогических работников к содержанию деятельности, к участию в решении проблем, к саморазвитию. Особенно актуально это по отношению к молодым специалистам, которые скорее, чем их более опытные коллеги, готовы поменять школу и работу, если они не обеспечивают удовлетворение их потребностей. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности.
Изучением педагогической мотивации занимались такие ученые как В.А. Забанова, О.А. Шляпникова, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан, А.Д. Король, Л.Н. Захарова и другие.
1 Понятие и теории мотивации
Феномен мотивации волновал сознание человечества с древнейших времен развития общества и остается актуальным как в современной отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. С одной стороны, это происходит потому, что необходимо внедрять в практику психологические исследовательские требования познания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Идея единства интеллекта и аффекта, возникшего еще в трудах древних философов (Аристотель, Спиноза), стала базой практически всех теоретических мотивационных систем (Д. Уотсон, К. Левин, А. Маслоу, Л.С. Выготский, X. Хекхаузен). Принцип единства когнитивно-аффективных составляющих заложено в основу многих теорий мотивации, хотя и с разной степенью приоритетности того или иного компонента в различных авторских подходах и направлениях психологии. Большинство исследователей в области мотивации (А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Е.П, Ильин) приходят к выводу, что еще не выработано общего определенного и окончательного трактования сущности этого понятия. Мотивацию не только рассматривают под разным углом, но и довольно часто высказывают диаметрально противоположные точки зрения её значение роль в регуляции поведения
Итак, – процесс стимулирования человека или людей к направленной на индивидуальных и целей организации (предприятия) [1 c. 111].
мотивации, как из основных классической теории рассматриваются в связи с механизма целевого организацией в период. Используя основополагающие взгляды – экономистов Попова и Г. Дмитренко на персоналом (человеческими и оценку и личных работников, соискатель привлек к научным разработокам как область знаний о количественных методах измерения явлений и универсальный подход оценке результатов персонала.
Мотивация на организации должна базироваться таких требованиях:
– п равных возможностей занятости и продвижения;
– уровня оплаты по её и признание вклада в общий успех;
–защита здоровья работающих;
–возможность творческой реализации работника;
–поддержание в коллективе доверия c. 11].
2 Профессиональное и его сущность
изменения последних во всех жизни современного способствуют формированию развитию сильной преобразующей социальную Сегодня развитие потенциала является и ориентировано повышение качества расширение возможностей во всех областях.
личность в так и черты человека как личности в процессе профессионального образования, развиваются непосредственно процессе профессиональной и решения конкретных профессиональных актуализируются в профессионального и развития субъекта профессионального В связи этим в психологии труда, педагогике, психологии развития психологии деятельности личности и профессионального формирования и профессионализма как субъекта профессиональной является важной научной проблемой.
Безусловно, любого специалиста его личность, предоставляет профессионального образования, становлению и ярко смысл, уникальную траекторию, неповторимый характер, даже неожиданный результат.
Понятие развития как ос важного содержания становления самореализации является пересечения таких как философия, психология, социология, акм и др. Теоретические основы для рассмотрения развития личности всех этапах ееактивной отражены в А. Асмолова, Выготского, Давыдова, Д. С. Рубинштейна др. [6, c 33].
В контексте тенденции изучения профессионального развития сегодня теоретические и школы, в которых разрабатываются развития представителей профессиональных групп: (Л. Антропова, Волянюк, И. Н. Гузий, Кузьмина, А. Л. Митина др.), практических (И. Бондаренко, Повьякель, Сикорская и врачей (В. Л. Лебедева др.) управленцев(Г. Гнеушева, А. Козлова, А. и др.) и др.
Среди современных концепций профессионального характерной методологической основой которых послужили субъектный личностно-деятельностный подходы, есть Э. Зеера, Е. А. Марковой, Г. М. Пряжникова и Пряжникова, В.Рыбаки и Эти исследователи долгое пытаются сформулировать дефиниции, можно точнее отражющие объективный аспект содержания понятия, методологической основой которых послужили субъектный личностно-деятельный подходы.
Рассмотрим само развития.
3 Трудности управления профессионального развития в учреждении образования
настоящее время всем мире кризис труда. перестал быть многих людей жизни и в средство В таких не может речи ни высокопроизводительном и труде, ни росте квалификации и развитии их ни о формировании трудовой мотивации. Человек в производство не из-за материальной необходимости, и с учетом разных побуждений и интересов.
Проблемы мотивации работников всегда были и остаются актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты.
Трудности управления мотивацией работников вызваны многогранностью личности человека. Человек по своей природе уникален и неподражаем, как отпечатки его пальцев. Поведение человека, в том числе и вобласти трудовой деятельности, определяют его собственные влечения,желания, способности, цели, потребности, ценности, стремления, ожидания. В условиях рыночной экономики возрастает роль экономических методов.
Однако для каждого конкретного работника характерен индивидуальный набор, персональный комплекс мотивирующих факторов. Привести разных работников к единому эталону даже в рамках одной профессии, специальности, квалификации невозможно, да и не нужно, чтобы не потерять личностное начало в человеке.
Реальная экономических мероприятий их воздействием отношение людей труду. Изменить отношение в порядке нельзя, как это эволюционный процесс, его можно если трезво конкретную ситуацию учитывать причины, породившие.
Заключение
1. Мотивация это совокупность ф определяющих поведение, составляют побуждения, активность организма определяющие её Сюда также осознаваемые и психологические факторы, индивида к действий и их направленность цели. Мотивационная имеет довольно структуру. При мотивация построена определенной иерархией в середине вида деятельности, и по видам деятельности. сферы разных отличаются друг друга по мотивации, её иерархией, силой устойчивостью мотивов.
Теории анализируют факторы, влияние на В значительной их предмет на анализе и их на мотивацию. теории описывают потребностей, их и то, данные потребности с мотивацией к деятельности. данных теориях попытка понять, побуждает человека деятельности. Наиболее теориями мотивации группы являются: иерархии потребностей Маслоу, теория (потребностей существования и связей), К. Альдерфером, приобретенных потребностей Макклелланда, теория факторов Ф. теория ожиданий Врума, модель Портера-Лаулера.
Профессиональное развитие это сознательная которая позволяет и приумножать своих навыков, квалификационных характеристик, черт, базы знаний для по карьерной увеличения заработка даже просто самоутверждения.
Профессиональное развитие:
1) профессионального развития специалист, как профессиональной и личность, социальный субъект;
2) особенности и процесса профессионального развитияспециалиста с одной основные характеристики требованияпрофессионал деятельности, а другой – личностные ценности жизненныедомогательства как социального субъекта;
3) процессе профессионального развития специалиста формируются новые сложныепсихические образования, неповторимый характер и составляютоснову стиля его деятельности.
1. Егоршин, А.П. Организация труда персонала / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: Инфра-М, 2013. – 320 c.
2. Дорошко, О.М. Экологическая педагогика: учебное пособие для педагогических специальностей вузов / О.М. Дорошко; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 175 с.
3. Забанова, В.А. Управление мотивацией труда преподавателей техникума как условие повышения качества образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai. – Дата доступа: 31.08.2017.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2007. – 99 с.
5. Гуренко, В.Т. Ведущие мотивы и психические законы / В.Т. Гуренко. – М., 2006. – 238 c.
6. Кайро, Д. Суперменеджер: мотивация и самодисциплина / Д. кайро. – М.: Феникс, 2013. – 128 c.
7. Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала / Г.Х. Бакирова. – Юнити-Дана. – М., 2013. – 440 c.
8. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. – 224 c.
9. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах: учебник / Н.В. Самоукина. — М., 2008. – 224 с.
10. Бэрроу, С. Бренд работодателя: Лучшее из бренд-менеджмента – в работу с кадрами / С. Бэрроу, Л. Мосли. – М.: Группа ИДТ, 2007. – 195 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
12. Управление персоналом: теория и практика / Под ред. В.Р. Веснина. – М.: КНОРУС, 2009. – 517 с.
13. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршина. – М.: Инфра-М, 2012. – 464 c.
14. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. – М.: Едиториал УРСС, 2014. – 224 c.
15. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М., 2008. – 224 c.
16. Барышникова, Е.Г. Оценка персонала методом ассессмент-центра / Е.Г. Барышникова. – М., 2013. – 256 c.
17. Иванова, С.Т. Мотивация на 100% / С.Т. Иванова. – М.: Альпина бизнес бук, 2014. – 288 c.
18. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
19. Король, А.Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения: монография / А.Д. Король; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. – 195 с.
20. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
21. Кондратьев, О.В. Мотивация персонала. Нет мотива – нет работы / О.В. Кондратьев, Ю.Е. Мелихов, М.В. Снежинская. – М., 2007. – 216 c.
22. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров педагогических специальностей вузов / Р.С. Пионова. – Минск: Университетское, 2002. – 256 с.
23. Захарова, Л.Н. Источник обратной связи. Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 9-10 сентября 2014 года. Часть II / Под ред. Академика РАО Г.А.Берулавы. – Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2014. – С.127-129.
24. Международные педагогические чтения «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» (Минск, 26-27 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс] / М-во образования Респ. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорус. пед. о-во» – Минск: АПО, 2015. – 586 с.
25. Гуренко, В.Т. Ведущие мотивы и психические законы / В.Т. Гуренко. – М., 2006. – 238 c.
26. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник / А.А. Литвинюк. – М.: Юрайт, 2014. – 398 c.
26. Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. – 224 c.
27. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала: учебник / С.А. Шапиро. – М., 2009. – 224 c.
28. Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с. 24. Шмидт, В.Р. Проблемы и технологии оценки персонала / В.Р. Шмидт. – М.: Речь, 2013. – 160 c.
29. Драгун, М.В. Мотивация труда в Республике Беларусь / М. В. Драгун – Saarbrücken.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 54 с.
30. Таранова, Е.В. Факторы трудовой деятельности Белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/. – 08.10.2017.