Введение
Профессиональное становление личности является важнейшей целью в жизни человека. Значительная часть жизни человека с момента формирования профессиональных намерений до завершения его профессиональной жизни, входит в поле профессионального становления.
Профессиональное становление молодых специалистов является непрерывным процессом приобретения личностью профессиональной компетентности, которое проявляется в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. Процесс профессионального становления личности характеризуется конкретными стадиями и фазами, содержание которых определяется особенностями социальной ситуации профессионального развития, ведущей формой профессиональной активности, совокупностью профессионально важных качеств и конкретными видами профессиональных новообразований.
Проблема профессионального становления молодого специалиста приобретает особую актуальность на современном этапе общества, которое предъявляет к учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.
Профессиональное становление молодого специалиста учреждения общего среднего образования представляет собой длительный сложный и динамический процесс, включающий в себя осознанное стремление к самообразованию, потребность в самосовершенствовании, осознание и анализ своих профессиональных целей. От корректности постановки профессиональных целей зависит профессиональное развитие молодого учителя в целом.
В современных педагогических исследованиях особое внимание уделяется проблемам профессионального становления молодых специалистов.
Закономерности профессионального становления начинающих учителей изучали такие ученые как О.А. Абдуллина, Л.Г. Борисова, В.В. Буткевич, А.А. Гримотя, Э.А. Гришин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарева, В.А. Просецкий, Р.Х. Шакурова, А.И. Щербакова.
Концепции профессионального становления молодого учителя, обоснованы в трудах таких исследователей как Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, а также представителей педагогической науки в Беларуси Д.И. Водзинский, К.В. Гавриловец, А.И. Жук, И.И. Казимирская, Б.В. Пальчевский, В.П. Пархоменко, А.П. Сманиер, Н.К. Степаненков. Л.Н. Тихонов, И.Ф. Харламов, Т.А. Шингирей.
Однако, исследований, направленных на определение проблем профессионального становления молодого специалиста учреждения общего среднего образования, недостаточно.
1 Профессиональное становление молодого специалиста: понятие и этапы
Проблемой изучения профессионального становления молодых специалистов занимались такие известные ученые как А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.А. Деркач, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н. С. Пряжников и др.
По мнению перечисленных ученых, профессиональное становление личности представляет собой многоаспектное сложное явление. Личность, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, изменяется: происходит обогащение направленности, формирование опыта и компетентности, развитие профессионально важных качеств. Иными словами, профессиональное становление является продуктивным процессом развития и саморазвития личности, освоения профессиональной деятельности, определение своего места в сфере профессий, профессиональной самореализация и самоактуализации своего потенциала для достижения вершины профессионализма.
Профессиональное становление, по мнению Э.Ф. Зеер, охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной деятельности. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности [1, с. 153].
По мнению Л.М. Митиной, существует два способа профессионального становления человека, которые раскрываются в модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.
Под профессиональным становлением личности Л.М. Митина понимает процесс, который способствует становлению, развитию и реализации в труде профессионально значимых личностных качеств, профессиональных знаний и умений, активному качественному преобразованию личностью внутреннего мира, который приводит к новому способу жизнедеятельности [2, с. 74].
Особенностями профессионального становления, согласно Э.Ф. Зеер, являются:
– профессиональное становление личности носит историческую и социокультурную обусловленность;
– в качестве ядра профессионального становления выступает развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии, а также выполнения профессиональной деятельности;
– процесс профессионального становления личности носит индивидуальный своеобразный характер, является неповторимым, но в нем имеются качественные закономерности;
2 Факторы и условия профессионального становления молодого специалиста
Факторы – условия, которые воздействуют на социальные процессы и определяют характер анализируемого явления в целом и его отдельные черты.
Условия – это обстоятельства, предпосылки, обусловливающие существование, осуществление чего-либо.
Факторы профессионального становления молодого специалиста могут быть внешними и внутренними:
– к внешним факторам относятся: материальное положение молодого специалиста, высшее образование, образовательная среда, организация методической работы, престиж профессии в данном обществе;
– внутренними факторами являются: отсутствие профессионального стажа, система ценностных ориентаций, мотивы выбора профессии, профессионально значимые качества (наличие/отсутствие), самооценка молодыми специалистами подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности.
По мнению Г.С. Корытовой и Н.А. Никифоровой, на становление специалиста влияют социально-экономические факторы, а также социальная ситуация, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям [4, с. 13].
Следующим фактором профессионального становления является ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения способствует глубокой перестройке личности. Вероятно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет другие требования к личности, чем частично поисковая и творческая.
С точки зрения системной методологии С.В. Попова, в сопоставлении понятий «становление» и «развитие» термин «становление» указывает на присутствие естественных и искусственных воздействий. Процесс становления, по его мнению, проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями, становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, организованных в историческом контексте
[14, с. 116].
Профессиональное становление молодого специалиста зависит от следующих факторов:
– социальная ситуация;
– характер профессиональной деятельности;
– активность личности;
– потребность личности в саморазвитии и самоактуализации.
Важное значение в профессиональном становлении педагога имеют такие внешние факторы, как воспитание, обучение, образование,
3 Проблемы профессионального становления молодого специалиста
Молодой специалист в учреждении общего среднего образования испытывает ряд трудностей и проблем, которые связаны с его особенностями профессиональной деятельности и личностными качествами.
Специфика профессиональной адаптации молодого специалиста в учреждении общего среднего образования обусловлена содержанием педагогической деятельности, особенностями образовательной среды конкретного образовательного учреждения. Реализация педагогической деятельности в значительной степени диктуется взаимодействием с другими участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией школы).
Основными внешними факторов, влияющих на состояние процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и определяющих успешность их функционирования в образовательной среде, являются:
– материальное положение молодых педагогов;
– качество и содержание подготовки учителя;
– образовательная среда;
– организация методической работы,
– семья и ближайшее окружение;
– средства массовой информации;
– престиж профессии в обществе;
– гендер [23, с. 150].
Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия. Поэтому перед каждым молодым специалистом с первых дней вступления в профессиональную деятельность встает ряд задач:
– найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками учебного процесса – учащимися, коллегами, администрацией образовательного учреждения, родителями;
– умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении, предварительно оценив уровень использования инновационных методов в учебном процессе и целесообразность внедрения нововведений;
– оценить собственные способности, требования нового социального окружения, профессиональную деятельность и при необходимости постараться скорректировать свое поведение [24, с. 77].
Последовательное решение обозначенных задач представляет собой необходимое условие для благоприятной последующей социально-профессиональной адаптации педагога, начинающего трудовую жизнь.
Заключение
Процесс, факторы и условия профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью.
Проведенное теоретико-прикладное исследование позволяет сделать вывод о том, что процесс профессионального становления можно рассматривать в двух аспектах: в качестве организации целенаправленного и непрерывного обучения; а также в качестве саморазвития самоорганизующейся системы – личности, которая является источником активности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Профессиональное становление представляет собой совокупность компонентов, важнейшим из которых является профессиональное самосознание. Профессиональное становление – это длительный процесс, этапами которого являются: возникновение и формирование профессиональных намерений; период профессионального обучения и воспитания; активное вхождение в профессиональную среду; реализация профессиональных устремлений и возможностей.
Факторы профессионального становления молодого специалиста могут быть внешними и внутренними, социальными, социально-психологическими и индивидуальными. Профессиональное становление молодого специалиста зависит от социальной ситуации, характера профессиональной деятельности; активности личности, индивидуально-личностных особенностей специалиста, потребности личности в саморазвитии и самоактуализации. Особое значение в профессиональном становлении приобретают мотивационные факторы.
Внешними условиями успешности профессионального становления молодого специалиста являются индивидуализация и дифференциация методического сопровождения его педагогической деятельности на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, а также наставничество. К внутренним условиям профессионального становления молодого специалиста также можно отнести профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессиональная рефлексия.
Молодой специалист в учреждении общего среднего образования испытывает ряд трудностей и проблем, которые связаны с его особенностями профессиональной деятельности и личностными качествами. Молодой специалист сталкивается с необходимостью профессиональной адаптации в учреждение общего среднего образования, которая тесно связана с профессиональной мотивацией.
Проблемы профессионального становления молодого специалиста свидетельствуют о расхождении между уровнем сформированной у молодого специалиста компетентности и требованиями профессии. Основными
1 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, 2003. – 347 с.
2 Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. – М.: Академия, 2005. – 363 с.
3 Невзоров, В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2003. – 18 с.
4 Корытова, Г.С. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концепции модели / Г.С. Корытова, Н.А. Никифорова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 1 (153). – С. 9 – 15.
5 Белозерова, Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки: сборник статей Международного конгресса «Социальная психология XXI века» // Л.И. Белозерова. – Ярославль, 2002. – 250 с.
6 Ангеловский, А.А. Психолого-акмеологические особенности профессионального становления молодого специалиста / А.А. Ангеловский // Научно-теоретический журнал. – 20009. – Вып. 1. – С. 30 – 37.
7 Скударева, Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях / Г.Н. Скударева // В мире научных открытий. – Красноярск, 2012. – № 4.1(28). – С. 159 – 170.
8 Нелюбов, С.А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nios.ru. – Дата доступа: 22.06.2017
9 Нордзельская, А.С. Проблемы профессионального становления личности специалиста / А.С. Нордзельская, О.Ю. Ильина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rapdoh.ru. – Дата доступа: 22.06.2017.
10 Мартынова, Т.Н. Социально-психологические аспекты профессионального становления специалистов по социальной работе / Т.Н. Мартынова // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3 (43). – С. 183-192.
11 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
12 Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 462 с.
13 Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 357 с.
14 Решетников, В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 1. – С. 1163 – 1167.
15 Десненко, С.И. Развитие личности молодого преподавателя как фактор его профессионального становления / С.И. Десненко // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 1 (29). – С. 27 – 32.
16 Рамазанов, М.К. Сущность и условия профессионального становления педагога / М.К. Рамазанов // Молодой ученый. – 2014. – № 21. – С. 679 – 682.
11 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
12 Тихомирова, А.В. Педагогическая рефлексия как условие профессионального самоопределения молодого специалиста в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Тихомирова // Вестник ЧГПУ. – 2011. –№ 3. – С. 162 – 166.
13 Шурыгина, Ю.А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании / Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. –2011. – № 24. – С. 573 – 575.
14 Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика / Г.Н. Скударева / Вестник КГУ. – 2014. – № 2. – С. 28 – 32.
15 Скударева, Г.Н. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Н. Скударева. – М., 2008. – 22 с.
16 Лучкина, Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе / Т.В. Лучкина // Ученые записки ЗабГУ. – 2012. – № 1. – С. 7 – 16.
17 Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – 48 с.
18 Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Круглова. – М., 2007. – 19 с.
19 Хамидулина, Н.А. Профессиональная адаптация молодых учителей в современных социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Хамидулина. – Кемерово, 2000. – 19 с.
20 Хизбуллина, Р.З. Проблема адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях / Р.З. Хизбуллина, Г.А. Шангараева, М.С. Якимов // Инновационная наука. – 2016. – №. 12. – С. 114 – 115.
21 Кабанова, А.В. Факторы профессионального становления личности / А.В. Кабанова // Вестник КрасГАУ. – 2014. – № 1. – С. 203 – 206.
22 Комиссарова, Т.С. Школа молодого учителя как часть системы непрерывного образования / Т.С. Комиссарова, Н.Б. Крюкова, И.Н. Петушкова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2003. – № 1. – С. 137 – 139.
23 Черникова, Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ / Е.Г. Черникова // Вестник ЧГУ. – 2014. – № 4 (33). – С. 150 – 153.
24 Долгова В.И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В.И. Долгова, Е.В. Мельник, Ю.В. Моторина // Концепт. – 2015. – Т. 31. – С. 76 – 80.
25 Мухаметова, А.Ф. Проблема адаптации молодых специалистов / А.Ф. Мухаметова // Инновационная наука. – 2015. – № 7. – С. 134 – 137.
26 Зубцова, Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя / Л.К. Зубцова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 1. – 248 – 254.
27 Шурыгина, Ю.А. Теоретические аспекты профессионального становления будущего педагога / Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 1. – С. 171 – 174.
28 Утешева Т.П. Проблемы профессионального становления молодых специалистов / Т.П. Утешева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 декабря 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (5). – С. 454 – 455.
29 Эрнст, Г.Г. Особенности развития профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г.Г. Эрнст // Концепт. – 2016. – № 4. – С. 129 – 133.
30 Ретуш, Л.А. Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации / Л.А. Ретуш // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2008. – № 1. – С. 46 – 51.