Введение
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в учреждении дошкольного образования большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействияучреждения дошкольного образования и семьи в последнее время попала в разряд наиболее актуальных. Изменения современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, избегая заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность – свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность: недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. Сегодня в центре внимания профессионального педагогического сообщества поиск эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников для создания условий полноценного развития детей и оказания консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания.
1 Сущность взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй воспитанника
В самом общем смысле взаимодействие – это причинно-следственные отношения между воздействующими друг на друга объектами [1, с. 25]. Взаимодействие в философии – это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Как процесс взаимодействие представляет собой универсальную форму движения, развития, существования и структурной организации [2, с. 11].
С позиций логико-гносеологического подхода (И.И. Жбанкова) взаимодействие представляет собой обоюдосторонний процесс, закономерность которого проявляется в устойчивом, повторяющимся характере развертывания процессов взаимодействия и его результатов. Системный подход предполагает рассмотрение взаимодействия как временной, процессуальной системы, которая имеет «начало» взаимодействия, его ступени, темп реализации, время существования, результаты [3, с. 22].
В психологии взаимодействие рассматривается как механизм общения. Оно обозначает процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Возникающие связи и взаимовлияния между субъектами (объектами) в процессе совместной деятельности переводит общение в плоскость межличностного взаимодействия. На этом уровне взаимодействие выступает как система обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка взаимодействия требует кооперации, взаимного согласования и координации индивидуальных действий в процессе совместной деятельности [4, с. 6]. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
2 Основные формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй воспитанника
Поиск оптимальных форм работы учреждения дошкольного образования с родителями остается всегда актуальным. Приоритетными задачами взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй воспитанника являются:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в учреждении дошкольного образования необходимо проводить работу в трех направлениях:
- работа с коллективом учреждения дошкольного образования по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность детского сада, совместная работа по обмену опытом [8, с. 23].
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны использоваться формы и направления работы детского сада с семьей.
Основными формами работы современного учреждения дошкольного образования с семьей являются индивидуальные, групповые и наглядно-информационные. Кроме того, в данных группах можно выделить традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные – устойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем. Нетрадиционные формы общения направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Групповые (массовые, коллективные) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей учреждения дошкольного образования (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Рассмотрим основные виды групповой формы работы.
Универсальноܙй фоܙрмоܙй взаимоܙдействия педагоܙгоܙв с роܙдителями, как оܙтмечают Оܙ.Л. Зверева и Т.В. Кроܙтоܙва, является роܙдительскоܙе соܙбрание. На нем оܙбсуждаются проܙблемы жизни детскоܙго и роܙдительскоܙго коܙллективоܙв. Соܙбрания не доܙлжны своܙдиться к моܙноܙлоܙгу педагоܙга. Это взаимный оܙбмен мнениями, идеями, соܙвместный поܙиск [10, с. 3].
3 Организационно-педагогические условия взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей воспитанника
Основная цель взаимодействия педагогов с родителями - развитие взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Среди оновных задач такого взаимодействия можно выделить:
изучение возможностей и воспитательного потенциала семьи;
привлечение родителей к сотрудничеству в области решения проблем воспитания детей;
комплексное решение задач формирования у детей ценностных ориентиров в процессе активного взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов;
повышение педагогической культуры родителей;
организация совместной детско-родительской деятельности в процессе развития детей во всех образовательных областях.
В качестве перспективных направлений педагогического взаимодействия К.Л. Кларина выделяет два направления:
1. Преодоление существующих противоречий: формализма, кризиса доверия, внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками, несовпадение позиций «мы»-«они»;
2. Формирование новой философии взаимодействия, направленной на перестройку позиций: дошкольное учреждение призвано взаимодействовать с семьей для полноценной реализации задач; семья способна взаимодействовать, но не всегда реализует это право.
Определены три траектории взаимодействия всех субъектов воспитания:
а) воздействие на семьи через ребенка, коллектив педагогов, другие семьи, социум в целом через ребенка;
б) воздействие на ребенка через отдельную семью, семьи воспитанников, коллектив педагогов, сообщество сверстников, социум;
в) позиция взаимной ответственности и обязательств родителей и педагогов в отношении ребенка [9, с. 120].
Девизом такого взаимодействия становится: «Воздействие на семью через ребенка и для ребенка, воздействие на ребенка через семью и для семьи».
Для того чтобы взаимодействие было успешным, необходимо наличие плана взаимодействия с семьей воспитанника. Такой план составляется в дошкольном учреждении на учебный год (перспективный), а также воспитателем группы с учетом нормативных документов и с учетом потребностей и интересов родителей. Совместную работу с семьей необходимо строить на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Заключение
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Взаимодействие – это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Существуют многообразные формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и родителей. Универсальноܙй фоܙрмоܙй взаимоܙдействия педагоܙгоܙв с роܙдителями является роܙдительскоܙе соܙбрание. Современные условия диктуют использование наряду с традиционными и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Таких форм существует множество. Среди многообразия педагог имеет возможность выбора наиболее оптимальных форм работы в данном коллективе. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди форм работы с родителями можно выделить следующие: индивидуальные, групповые и наглядно-информационные.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным к ребенку отношением, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. В связи с этим важными являются профессиональные компетенции педагога, из которых можно выделить ключевые компетенции, необходимые воспитателю для организации работы с семьей. Аналитический кластер определяется умением анализировать контингент воспитанников и членов их семей и в соответствии с результатами проектировать образовательный процесс.
1 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М. : Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632с., ил.
3 Жбанкова, И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк) / И.И. Жбанкова. – Минск : Наука и техника, 1971. – 144 с.
4 Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
5 Рубченко, А.К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко // Вопросы психологии. – 2011. – №4.– С. 98-114.
6 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2013. – 528 с.
7 Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006. – 143 с.
8 Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островская. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
9 Свирская, Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
10 Шеридан, С. Повышение качества образования за счет развития профессионализма педагогов // Дошкольная педагогика и психология: хрестоматия / ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – С. 14–26.
11 Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 36–41.
12 Образовательный стандарт дошкольного образования: постановление М-ва образования Респ. Беларусь 12.08.2010 г., № 90 // Пралеска (дашкольная адукацыя). – 2010. – № 11. – С. 2–31.
13 Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста: матер. Всероссийского совещания // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 127.
14 Журавлева, Е.А. Особенности психологической подготовки педагогов к использованию стандартов нового поколения в профессиональной деятельности / Е.А. Журавлева // Научно-практический журнал «Человеческий капитал». – № 7(67). – 2014. – С. 20.
15 Майер, А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования: конструирование и реализация в ДОУ / А.А. Майер. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 288 с.
16 Майер, А.А. Конструирование рабочей программы педагога дошкольного образования : учебно-методическое пособие / А.А. Майер. – М. : Педагогическое общество России, 2015. – 144 с.
17 Позывайлова, М.Л. Формирование компетенций воспитателей дошкольной групп в русле концепции«мягкого навыка» / М.Л. Позывайлова // Психодидактика высшего и среднего образования. – 2016. – № 3. –С. 248–251.
18 Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/51.htm. – Дата доступа: 12.10.2017.
19 Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования : Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29 декабря 2012 г. № 146 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/51.htm. – Дата доступа: 12.10.2017.
20 Акимова, В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – №4. – С. 47-57.
21 Антипова, Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е.В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С.34-37.
22 Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с.
23 Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / В.А. Сластёнин. – М. : Академия, 2004. – 144 с.
24 Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
25 Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 128 с.