Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы учебного диалога как средства формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников
1.1 Учебный диалог в начальной школе как своеобразная форма общения
1.2 Условия продуктивности учебного диалога в начальных классах
Глава 2 Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся 3 класса в учебном диалоге
2.1 Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 3 класса (констатирующий эксперимент)
2.2 Организация учебного диалога на уроках русского языка в 3 классе
2.3 Оценка эффективности применения выявленных педагогических условий влияния учебного диалога на развитие речевой деятельности учащихся 3 класса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Характерной особенностью современной школы является растущий процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в основном в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме в настоящее время выносится на первый план.
Реализация этой задачи предполагает формирование коммуникативных и речевых умений среди школьников. Понятие «коммуникативно-речевые умения» является основным в методе преподавания связной речи, поскольку учит ребенка говорить и писать согласованно, а это значит, формирует у него определенный набор умений для создания высказываний на основе речеведческих понятий.
В системе школьного образования русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения, которое определяет успех в овладении всеми школьными предметами и качеством образования в целом.
К сожалению, практика показывает, что не все выпускники общеобразовательных школ и других средних образовательных учреждений могут четко и логично выражать свои мысли, композиционно формулировать свою речь, адекватно воспринимать и анализировать высказывания других людей. По нашему мнению, существует ряд причин низкого уровня мастерства учащихся в области коммуникативных навыков.
Диалогическая речь обладает особым значением в развитии дошкольников. Развитая диалогическая речь служит полноценному общению ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, друзьями. Для ребенка является нормальным стремление общаться, он старается найти путь к личностному контакту. Установление контакта предполагает коммуникабельность, доброжелательность, открытость, приветливость и т.п. Немаловажной ролью при этом обладают навыки ведения диалогической речи, к которым относятся, в частности, приемы установления коммуникативного контакта, умение понять состояние партнера по диалогу, готовность к коммуникации, умение поддержать беседу, вести диалог.
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы учебного диалога как средства формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников
1.1 Учебный диалог в начальной школе как своеобразная форма общения
Диалог в учебе, или учебный диалог, является своеобразной формой общения. Это взаимодействие между людьми в учебной ситуации, осуществляемое в форме речи, в ходе которой происходит обмен информацией между партнерами и регулируются отношения между ними. По словам М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельной личности, она рождается между людьми, которые совместно открывают истину в процессе их диалогического общения [1]. Специфика образовательного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
Учебный диалог в деятельности ученика представлен в основном двумя его типами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диалог между одним учеником и учителем в классе во время традиционной организации обучения не часто встречается: в классе редко существует возможность многократного обмена комментариями с одним учеником.
Наиболее распространенными в классе являются различные формы диалога между учителем и учеником, наиболее типичным из которых является совместное обсуждение преподавателем решения образовательной задачи для всего класса, а также других форм фронтальной работы (беседа) во время урока. Как для учителя, так и для ученика диалог – это средство деятельности: для учителя – средство учебной деятельности, для ученика – учебное.
В процессе педагогической деятельности учитель ставит перед собой следующие цели: оптимизировать процесс, с помощью которого учащиеся решают конкретную образовательную проблему, эффективно управляя деятельностью; в ходе этого управления, создать условия для стимулирования умственного развития детей; прилагать усилия для целостного гармоничного развития личности ребенка.
Глава 2 Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся 3 класса в учебном диалоге
2.1 Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевых умений учащихся 3 класса (констатирующий эксперимент)
Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативно-речевых умений осуществлялась на базе …
В исследовании приняли участие 22 учащихся 3 класса.
Целью опытно-поисковой работы явилась проверка в опытном обучении разработанного комплекса упражнений, направленного на формирование коммуникативно-речевых умений третьеклассников на уроках русского языка. На первом этапе проводилась диагностика коммуникативно-речевых умений учащихся, на втором – разработанный комплекс упражнений внедрялся в образовательный процесс, на третьем – проводилась контрольная диагностика для выявления достигнутого уровня развития коммуникативно-речевых умений.
В качестве критериев определения уровня сформированности коммуникативно-речевых умений выступили следующие умения:
- умение ориентироваться в ситуации общения;
- умение раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- умение строить высказывание в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
По данным критериям были разработаны показатели, которые отражены в таблице 2.1.
Заключение
Диалог в учебе, или учебный диалог, является своеобразной формой общения. Это взаимодействие между людьми в учебной ситуации, осуществляемое в форме речи, в ходе которой происходит обмен информацией между партнерами и регулируются отношения между ними. Истина не рождается и не находится в голове отдельной личности, она рождается между людьми, которые совместно открывают истину в процессе их диалогического общения.
Диалогическая речь является наиболее распространенной формой словесного общения. Преподавание устной речи в школе целесообразно начинать с этой формы речевого общения. Диалоговая речь отличается менее свободной конструкцией, неподготовленностью, спонтанностью, обусловлена ситуацией, широким использованием неязыковых, паралингвистических способов, эмоциональностью, простотой синтаксических построений, многосоставностью и т.д.
Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативно-речевых умений осуществлялась на базе …
В исследовании приняли участие 22 учащихся 3 класса.
Целью опытно-поисковой работы явилась проверка в опытном обучении разработанного комплекса упражнений, направленного на формирование коммуникативно-речевых умений третьеклассников на уроках русского языка. На первом этапе проводилась диагностика коммуникативно-речевых умений учащихся, на втором – разработанный комплекс упражнений внедрялся в образовательный процесс, на третьем – проводилась контрольная диагностика для выявления достигнутого уровня развития коммуникативно-речевых умений.
Сравнив данные двух диагностических работ, мы пришли к выводам по следующим умениям:
Умение раскрывать тему и основную мысль высказывания.
1. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: метод. пособие / А.Г. Арушанова. — М.: Мозайка-синтез,2008. — 126 с.
2. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе / М.П. Воронина // Начальная школа.- 2004. – № 6. – С. 45-50.
3. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов / О.П. Головина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 7 (75). – С. 216-220.
4. Деликатный, К.Г. Дидактическая сущность вопросов учителя и их применение на уроке средней школе: Автореф. дис... канд. пед. Наук / К.Г. Деликатный. – Киев. 1965. – 18 с.
5. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Изаренков. – М., 1986. – 160 с.
6. Ипполитова, Н.А. Программа курса «Педагогическая риторика» // Педагогическая риторика. Учебное пособие под ред. Ипполитовой Н.А. – М., 2001. – С. 223-227.
7. Крупник, К. И. Экспериментальные исследования зависимости аудирования диалогической речи от целевой направленности коммуникации и от других факторов / К.И. Крупник // Научные труды МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1975. – С. 238-258.
8. Курочкина, И.Н Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. – М., 2001. – 252 с.
9. Ладыженская, Т.А. Уроки риторики в школе: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. – М., 2002. – 80 с.
10. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5. – 3-12.
11. Львов, М.Р. Методика развития речи учащихся // Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М., 2002. – 464 с.
12. Мельникова, Е. Л. Преемственность в использовании проблемно- диалогического метода в начальной и основной школе / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс: До и после-2003. – № 6. – С. 9 – 14.
13. Милославский, И.Г. Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой (Материалы для элективного курса) / И.Г. Милославский // Русский язык в школе. – 2006. – № 2. – С. 11 – 15.
14. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М., 2000. – 112 с.
15. Речевые уроки: Кн. для учителя нач. классов / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995. – 159 с.
16. Смелкова, З.С. Специфика педагогического общения / З.С. Смелкова // Педагогическая риторика. Учебное пособие под ред. Ипполитовой Н.А. – М., 2001. – С. 9-28.
17. Стельмашук, А. Диалогизация и способы ее реализации в различных речевых сферах совр. русс. яз. (художественная и научная проза): Автореф. дисс. д-ра филол. наук / А. Стельмашук. – СПб., 1993. – 34 с.
18. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Саботкоева. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
19. Хаймович, Л.В. Объяснительный монолог как педагогический жанр речи / Л.В. Хаймович // Педагогическая риторика. Учебное пособие под ред. Ипполитовой Н.А. – М., 2001. – С. 230 – 276.
20. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. – № 8. – С. 55- 61.
21. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2005. – 352 с.