ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
2.1 ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.2 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.3 РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Полное физическое развитие и здоровье ребенка является основой формирования личности. Проблема раннего формирования гигиенических представлений является своевременной и достаточно сложной. Младший школьный возраст имеет решающее значение для формирования физического и психического здоровья. Ведь именно в возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма, формируется характер, закладываются основные черты личности. На этом этапе требуется сформировать у младших школьников базу знаний и практические гигиенические представления, осмысленную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, закаливание, правильный режим, правильное питание, личная гигиена, отсутствие плохих привычек и т.д.
Подход ученика к собственному здоровью считается фундаментом, на котором возможно будет построить здание потребности в педагогическом сопровождении формирования основ ЗОЖ. Оно появляется и формируется в ходе осознания ребенком себя как личности и человека. Отношение детей к здоровью непосредственно находится в зависимости от сформированности в его сознании данного понятия.
Период детства – это период, благоприятный для формирования гигиенических представлений. Ребенок пытается научиться действовать с объектами, для которых они необходимы. В младшем школьном детстве ребенок проходит оперативно-техническую фазу, при этом формируются большинство культурных и гигиенических представлений. В ходе гигиенических процедур ребенок реализуется, формирует идею своего собственного тела. Ребенок начинает контролировать свою внешность: обращать внимание на грязные руки, говорит, что проблема платья, просит взрослого помочь себе в порядке, поэтому есть ребенок, нуждающийся в чистом и хорошем состоянии аккуратный. Обучение культурно-гигиеническим навыкам связано с использованием соответствующих элементов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т. д.
Цель исследования – выявить специфику формирования у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета человек и мир.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. перечислить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
2. выделить понятие и особенности гигиенических представлений;
3. изучить особенности формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Согласно периодизации психического развития, Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст ограничивается периодом 7–11 лет [20, с. 133].
Однако в настоящее время большинство детей учатся в первом классе в возрасте шести лет. Итак, происходит смещение границ младшего школьного возраста до 6-10 лет.
В младшем школьном возрасте социальная ситуация развития трансформируется: учебная деятельность становится ведущей деятельностью, социальный смысл обучения четко виден, мотивация достижения становится доминирующей; происходит смена референтной группы, смена распорядка дня; укрепляется новая внутренняя позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми [16, с. 102].
Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем школьном возрасте. Также происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться социальная направленность личности. Моральное сознание младших школьников активно меняется с первого по четвертый класс. Таким образом, к концу периода моральные знания и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными, обобщенными. Моральные суждения учащихся 1-2 классов основаны на опыте их собственного поведения, на конкретных объяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не задумываясь. Учащиеся 3-4 классов, за исключением их собственного поведения и инструкций от старших (они теперь воспринимаются более осознанно), пытаются проанализировать опыт других людей. Моральное поведение также формируется. Дети совершают нравственные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителей (7-8 лет). Ученики 3-4 классов чаще выполняют такие действия по собственной инициативе, не дожидаясь инструкций извне.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
2.1 Цели и методика исследования уровня сформированности гигиенических представлений у младших школьников
В первой главе мы изучили психолого-педагогическую литературу, проанализировали особенные черты формирования гигиенических представлений младших школьников.
Исследование проводилось на базе Поколюбичской средней школы (Гомельского района). Количество детей в классе – 21. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 класса, в возрасте от 8 до 9 лет.
Цель: выявить и сформировать уровень гигиенических представлений младших школьников.
На данном этапе эксперимента с целью осуществления, были использованы некоторые методики.
1. Методика «Знания о здоровье младших школьников» (Н. С. Гаркуша) (Приложение А)
Цель: предназначена для изучения уровня осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.
Инструкция: Обучающимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты, отметив знаком «плюс» те варианты, которые, по их мнению, являются более правдивыми.
Критерии оценивания в баллах приведены в Приложении А.
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос, обучающиеся получают один балл. Общая сумма набранных баллов определяет уровень знаний о ЗОЖ.
От 0 до 4 баллов – низкий уровень. Низкое ориентирование в вопросах сохранения и поддержания здоровья, познания отрывочные и бессистемные.
От 5 до 9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы мало осознанные и неполные. Система знаний отсутствует.
От 10 до 14 баллов – приемлемый уровень. Оптимальное ориентирование в вопросах сферы здравосозидания. Знания довольно полные, осмысленные и систематизированные.
От 15 до 18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и углубленность познаний представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
2. Методика «Гармоничность образа жизни младших школьников» (Н. С. Гаркуша) (Приложение А)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Особенностью младших школьников считается активность. Детей отличает их готовность к действию, поиск новых впечатлений и новых друзей, открытость к любому жизненному опыту, огромная энергия, которая предоставляет большие возможности для успешной организации воспитания. Дети младшего школьного возраста с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, готовы выполнять задания и быть полезными для социума.
Главную роль в развитии личности играет социальная среда, окружающие люди, с которыми мы напрямую взаимодействуем.
Социальная среда, в которую входит ребенок, является определяющим фактором в реализации его потребностей и требований, является самым важным условием раскрытия его социальной сущности как личности. Но в то же время ребенок приобретает социальные и психологические качества только благодаря своему опыту, общению, прямому контакту со сверстниками у взрослых, благодаря своей собственной деятельности. Однако влияние социальной среды на личность ребенка не всегда соответствует задачам воспитания и развития, иногда «окружающая среда» непредсказуема и оказывает негативное влияние на ребенка.
Гигиенические представления в значительной степени возможны и уместны для формирования в младшем школьном, поскольку именно в этом возрасте формируется человеческая личность, заложены прочные основы физического здоровья. Гигиенические представления у детей формируются с самого раннего возраста, хотя и не просто ассимилируют определенные культурные и гигиенические мероприятия, а являются чрезвычайно важным процессом социализации ребенка.
Начало формирования культурно-гигиенических представлений в младшем школьном связано также с тем, что нервная система младшего школьника очень пластична, а действия, связанные с едой, переодеванием, стиркой, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Стабильная консолидация определенной последовательности действий позволяет формировать навыки и привычки.
В более молодом возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх со специально направленным контентом. Важно, чтобы эти игры были интересными, могли привлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах очень важны учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и укрепления гигиенических представлений в период младшего школьного детства целесообразно комбинировать вербальные и визуальные методы, используя специальные комплекты материалов для гигиенического воспитания в детском саду, различные тематические фотографии, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей преподаватель информирует их о различной информации: важность гигиенических представлений для здоровья, последовательность гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о преимуществах упражнения для физического воспитания.
1. Баранова, Л. И. Методика преподавания предмета «Человек и мир» : пособие / Л.И. Баранова, Т.А. Соколова. – Минск : БГПУ, 2016. – 104 с.
2. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения / Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11. – 221 с.
3. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. – М.:Просвещение,1991.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. – М. : Просвещение, 1987. – 95 с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, К.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
6. Георгиевский, А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : дис. канд. пед. наук / А.Ф. Георгиевский. – М., 2009. – 175 с.
7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
8. Довнар, Л.А. Человек и мир в 1-3 классах: учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А. Довнар. – Минск : Пачатковая школа, 2013. – 160 с.
9. Дубогай, А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов : дис. д-ра пед. наук / А. Д. Дубогай. – Киев, 1991. – 374 с.
10. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников / Т.М. Жирова. – М. : Панорама, 2005. – 144 с.
11. Ковальчук, Т.А. Человек и мир в 3 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.А. Ковальчук. – Минск : НИО, 2014. – 160 с.
12. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е. Ю. Конина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
13. Коньшина, Л. Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизации образования / Л.Г. Коньшина // Инновационные проекты и программы в образовании. –2009. – № 3. – С. 21–24.
14. Куинджи, Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физические, гигиенические и социальные аспекты / Н.Н. Куинджи. – М. : Логос, 2010. – 210 с.
15. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
17. Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : дис. д-ра пед. наук / В.Ю. Салов. – Санкт- Петербург, 2001. – 327 c.
18. Соломай, Т.В. Комплексный подход к гигиеническому воспитанию в дошкольных образовательных организациях / Т.В. Соломай // Санитарный врач. – 2014. – № 12. – С. 40-43.
19. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
20. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.