ВВЕДЕНИЕ
Современное общество ставит перед учителем новые задачи. Педагоги находятся в «вечном поиске», поиске новизны, креативности, нестандартности, эффективности урока. Для того чтобы ученик учился хорошо необходимо, чтобы он учился охотно. В современном мире, полном соблазнов, развлечений, детей очень тяжело привлечь к обучению. Поэтому учителя прибегают к нестандартным формам проведения уроков с целью повышения эффективности учебного процесса и поддержания интереса обучающихся к учебной деятельности.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Поэтому важным этапом работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе является обучение работе с художественным текстом. Художественная литература воспитывает эстетический вкус младшего школьника, способствует активизации словарного запаса, развитию коммуникативных навыков.
Цель данной работы – изучить особенности работы с художественным произведением на 1 ступени общего среднего образования.
Задачи:
1. Рассмотреть типологию уроков в начальной школе.
2. Выделить особенности работы с художественным текстом в начальной школе.
3. Провести опытно-экспериментальное исследование по работе художественным текстом на уроках в начальной школе.
Объект исследования – методика проведения уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования – работа с художественным текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью повышения интереса к урокам русского языка и литературного чтения в начальной школе, совершенствованием форм методической работы.
1.1. Типология уроков в начальной школе
Современная школа насчитывает множество видов уроков:
1) урок первичного предъявления новых знаний,
2) урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми предметными умениями,
3) урок применения предметных умений и навыков,
4) урок обобщения и систематизации,
5) урок повторения или закрепления,
6) контрольный урок,
7) коррекционный урок,
8) комбинированный урок [8, с. 23].
Зачастую такие уроки требуют много усилий от детей, обучающимся становится скучно на таких уроках, и они не раскрывают весь свой потенциал. Тогда учитель прибегает к нестандартным учебным занятиям.
Н.В. Бабкина выделяет следующие признаки нетрадиционного урока: несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения; используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой; привлекаются для организации урока люди разных профессий; достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования технологий; выполняются творческие задания; проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения; создается временная инициативная группа из обучающихся для подготовки урока; планируется урок заранее; определяются четко три дидактические задачи [3, с. 26].
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Приведем наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки «погружения», уроки - деловые игры, уроки - пресс- конференции, уроки- соревнования, уроки КВН, театрализованные уроки, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Диагностика для установки уровня обученности
В ходе прохождения педагогической практики в 3 классе ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилева» нами было проведено экспериментальное исследование особенностей работы с художественным текстом в начальной школе.
В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент, основными задачами которого было: выявление уровня сформированности навыков работы с художественным текстом у младших школьников. С этой целью была проведена проверочная работа, куда вошли следующие задания:
1. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «солнце встает» – просыпается, всходит, распрямляется, приподнимается? (А.Н.Толстой «Весна»)
2. Прочитай отрывок из текста. Какой костюм придумал для себя Мишка? Закончи предложение. Мишка был одет в…(В. Драгунский «Кот в сапогах»)
3. Прочитай текст «Аквариумные рыбки». Как ты думаешь, почему в тексте из всех обитателей аквариума описываются в основном рыбы?
За верно выполненное 1 задание учащийся получает 1 балл, так как оно направленно на выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных. За правильное выполнение 2 задания учащийся получает 2 балла, так как это задание с кратким ответом. За выполнение 3-го задания учащийся получает 3 балла, так как это более сложное задание со свободным развернутым ответом. Таким образом, максимальное количество баллов за предложенные задания – 6.
Все эти задания могли быть выполнены учащимися на основе полученных знаний.
На выполнение всех заданий отводилось 15-20 минут (эксперимент проводился во время урока), но некоторые ученики справились с выполнением быстрее, поэтому у них было время перепроверить вопросы,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Инновационные технологии способствуют заинтересованности детей, пробуждают их интерес к предмету, развивают и обогащают речь учащихся; учебный материал, представленный в необычной, игровой форме, более прочно усваивается детьми, позволяет учиться языку с удовольствием, не утомляясь от обилия информации. При выборе форм, методов, средств работы на нестандартных уроках необходимо учитывать личностные особенности учителя, особенности и подготовленность класса.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования и на всех предметах, а внедрение новых информационных технологий позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка и литературного чтения будет способствовать формированию читательской самостоятельности младших школьников. При этом на уроках русского языка и литературного чтения должны формироваться начальные представления о художественности и об особенностях художественной речи.
В процессе данной работы нами был проведен педагогический эксперимент на базе 3 класса ГУО «Средняя школа №1 г. Могилева».
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку и литературному чтению для начальных классов и по результатам констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи обучающего эксперимента: совершенствовать навыки работы учащихся с художественным текстом на каждом уроке литературного чтения и русского языка; в целях активизации интереса к изучаемому использовать нестандартные уроки и их элементы; экспериментально проверить эффективность проведенной работы. Многие задания выполнялись в игровой форме, что способствовало повышению интереса к данной деятельности.
По итогам контрольного эксперимента в 3 "А" классе количество испытуемых составило 14 учеников. Из них набрали максимальное количество баллов 3 учащихся (ранее – 2), 4-5 баллов – 7 учащихся (ранее –1), 2-3 балла – 4 учащихся (ранее – 8), 0-1 балл не набрал никто (ранее – 3 учащихся). Общий процент по классу – 69%. Полученные данные
1. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. –Санкт-Петербург : Литература, 2005. – 288 с.
2. Афонина, М.С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М.С. Афонина // Интеграция образования. – 2008. – № 2. – С. 121-124.
3. Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. – № 4. – С. 26–29.
4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. – М. : Владос, 2003. – 225 с.
5. Берниковская, А.В. Русский язык : учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 1 / А.В. Берниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск : Нар. асвета, 2007. – 127 с.
6. Берниковская, А.В. Русский язык : учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 2 / А.В. Берниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. – Минск : Нар. асвета, 2007. – 127 с.
7. Давыденко Т. М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т. М. Давыденко, Е. В. Тонков. – Белгород.: БелГУ, 2006. – 91 с.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996 – 544 с.
9. Есин, А.Б. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Б. Есин ; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М. : Энциклопедия, 2003. – 468 с.
10. Зверева, Е.А. Условия использования учебного диалога в работе с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.А. Зверева // Преподаватель ХХI век. – 2008. – №3. – С. 45-49.
11. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. – М. : Высшая школа, 1994. – 230 с.
12. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. –2002. – № 4. – С.14 –17.
13. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И. Матвеева. – М. : Дрофа, 2005. – 160 с.
14. Минкин, С.И. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия / С.И. Минкин, Э.Д. Удальцова. – Смоленск : СОИУУ, 2016. – 36 с.
15. Наймушина, Л.И. Кроссворды на уроках русского языка / Л.И. Наймушина // Начальная школа. – №5. – 1997. – С.22 –25.
16. Орлова, Е.О. Вариативность прочтения художественного текста в начальной школе / Е.О. Орлова // Вестник НовГУ. – 2011. – № 64. – С. 56-58.
17. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроке русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в школе. – 2000. – № 4. – С. 11.
18. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.
19. Савинова, С.В. Нестандартные уроки в начальной школе / С.В. Савинова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 72 с.
20. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: практическая методика / Н.Н. Светловская. – М. : Академия, 2001. – 282 с.
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.