Введение
Глава 1. Теоретические особенности развития логического мышления младших школьников
1.1 Психологические особенности развития логического мышления младших школьников
1.2 Содержание учебных предметов направленных на формирование логического мышления младших школьников
Глава 2. Методические особенности формирования логического мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Учебный предмет «Математика» как средство формирования логического мышления младших школьников
2.2 Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества большое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Школа I ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться.
Главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Многолетний психолого-педагогический эксперимент В.В. Давыдова [12], Д.Б. Эльконина [44], Л.В. Занкова [17] и других педагогов и психологов убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
В результате работа над развитием логического мышления учащихся идет недостаточно. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления, без них полноценного усвоения материала не происходит.
Поэтому мы считаем развитие логического мышления младших школьников актуальной задачей.
Цель исследования: выявить особенности развития логического мышления младших школьников.
Объект исследования: логическое мышление.
Предмет исследования: логическое мышление младших школьников.
В ходе исследования поставлены следующие задачи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности развития логического мышления младших школьников
По определению Р.С. Немова, словесно-логическое мышление – вид мышления, который осуществляется с помощью логических операций с понятиями, позволяя познавать существенные закономерности и взаимосвязи исследуемой реальности [32, с. 169].
Рассматривая соотношение логического и словесного мышления, следует отметить, что логическое мышление осуществляется словесным путем в процессе оперирования понятиями. То есть слово является средством реализации логических конструкций.
В.В. Давыдов определяет логическое мышление как вид мышления, которое протекает в форме рассуждений, является последовательным, непротиворечивым, обоснованным [10, с. 84].
И.Л. Матасова предлагает определять логическое мышление как вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении с действиями. Это совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [28, с. 48].
Ряд авторов (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская) рассматривают логическое мышление как:
– умение самостоятельно производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
– составные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения;
– способность использовать для выполнения этих операций индуктивные и дедуктивные логические схемы [18, с. 234].
Согласно Р.С. Немову, способность логически мыслить предполагает:
– понимание происходящего вокруг;
– определение существенных сторон связей в предметах и явлениях окружающего мира;
– решение различных задач.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Учебный предмет «Математика» как средство формирования логического мышления младших школьников
Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы, задачи или проблемы. А мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает необходимость решить эти вопросы или проблемы. Мышление зарождается удивлением, недоумением или попыткой разрешить противоречие. Мышление процесс познания нового. Как и другие качества ума его необходимо развивать, последовательно обучая отдельным элементам. Одним из таких элементов является логика и соответственно выделяют логическое мышление. Много интересных высказываний и ценных советов о развитии логического мышления учащихся мы встречаем в классических трудах Я. А. Коменского [21], К. Д. Ушинского [41].
Я. А. Коменский [21] предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкрепляя их жизненными примерами и совершенствовать логическое мышление учащихся, анализируя проблемы на различных предметах.
В. А. Сухомлинский, наблюдая за ходом мышления детей, писал: «Что, прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмысливать, например, задачу следствие неумения абстрагировать, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями» [25, с. 124].
Познавательная деятельность ребенка, а с нею и приобретаемые им знания становятся более глубокими, связными и осмысленными. Такой путь познания особенно эффективен в младших классах в изучении явлений природы с использованием опыта, в изучении математики, труда и во всех тех учебных предметах, где может быть использовано практическое действие как начальный путь познания предлагаемого детям учебного содержания.
На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления человека построена концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я. Гальпериным [6, с. 57].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Логическое мышление младших школьников обладает определенной спецификой. На развитие мышление оказывают влияние такие психические новообразования младшего школьного возраста как произвольность и осознанность психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий, рефлексия. В этом возрасте активно развиваются познавательные потребности, активный интерес к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития – подходит к концу переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Постепенно младшие школьники овладевают приемами мыслительной деятельности, логическими операциями, приобретают способность действовать в уме, анализировать процесс собственных рассуждений, выявлять связи между явлениями, оперирования понятиями.
В начальной школе формировать логическое мышление можно на разных уроках.
Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Недостаточное владение мыслительными операциями в целом уменьшают эффективность процесса обучения, что в свою очередь отрицательно влияет на полноценное развитие личности младшего школьника. Овладевая языком, общаясь с другими людьми, учась пользоваться различными предметами сначала в игре, затем в учении и в труде человек развивает мышление посредством мыслительной деятельности.
Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия совокупность мыслительных операций, к которым относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе ... Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 3 «Б» класса. Возраст испытуемых – 9-10 лет.
Основная цель опытно-педагогической работы состояла в разработке комплекса заданий, направленного на развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и проверки ее эффективности.
В ходе проведения опытно-педагогической работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, методы обобщения.
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 1988. - с. 207.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в нач. классах. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 1984. - с. 234.
3. Басова, Л. В. Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Л. В. Басова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 18-24.
4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.2 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.
6. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М.: изд-во МГУ, 2001. - 287 с.
7. Гамезо, М. В. Младший школьник : психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо. – М .: Альфа, 2010. – 137 с.
8. Гладкова, А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А. П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 91-93.
9. Гурова, Л. Л. Процессы понимания в развитии мышления / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. — 1986. - № 2. — С. 126-137.
10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ПНТОР, 2012. – 544 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
12. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / В.В. Давыдов // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк. — М.; Воронеж, 2003. — С. 222- 225.
13. Домрачева, С. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / С. А. Домрачева, Д. С. Кононова // Начальная школа : проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
14. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2008. – 446 с.
15. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. / Д. Дьюи ; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.
16. Ефимов, В. Ф. Формирование логического мышления младших школьников во время внеклассных занятий / В. Ф. Ефимов // Студия Гуманитариус. – 2016. – № 1. – С. 1-14.
17. Занков, Л. В. Память и мышление в учебной деятельности школь- ника / Л. В. Занков // Советская педагогика. — 1969. - № 10. — С. 95-106.
18. Ионова, М. С. Возможности развития логического мышления у младших школьников / М. С. Ионова, О. М. Романова // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. – С. 234-237.
19. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
20. Коваленко, О. А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О. А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
21. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» / Е. Ф. Козина. – М. : Академия, 2007. – 342 с.
22. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. Отдельные произведения / Я.А. Коменский ; пер. с лат. В.Н. Ивановского [и др.]; под ред., с ввод. ст. и примеч. А.А. Красновского. — М. : Учпедгиз, 1939. - 288 с.
23. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии / Г.С. Костюк // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие / Сост. Л.М. Семенюк. - М.; Воронеж, 2003. — С. 21-25.
24. Липина, И. А. Развитие логического мышления на уроках математики / И. А. Липина // Начальная школа. – 1997. – № 3. – С. 46-47.
25. Лихтарников, Л.М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы). / Л.М. Лихтарников - СПб.: Лань, МИК, 1996. - 125 с.
26. Люблинская, А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника / А.А. Люблинская. – М. : Академия, 2013. – 341 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 583 с.
28. Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Л. Матасова. – Самара, 2003. – 20 с.
29. Математика. 3 класс. Часть 2. / Т. Е. Демидова. – М.: Баласс, 2012. – 96 с., с. 134
30. Минаева, Е. В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. Ф. Минаева. – Нижний Новгород, 2000. – 19 с.
31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
32. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1. – 652 с.
33. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 452 с.
34. Пачина, А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А. Г. Пачина// Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 31-37.
35. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже ; пер. с франц. - М.: Педагогика, 2001. - 589 с.
36. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Ревина. – Саратов, 2007. – 19 с.
37. Рюмина, Т. В. Эмоционально-чувственные факторы в формировании мотивации учебной деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. В. Рюмина. – Новосибирск, 2002. – 21 с.
38. Сабанин, П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления / П. В. Сабанин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2015. – № 2. – С. 1-10.
39. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1783-1785.
40. Степанова, О. В. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / О. В. Степанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 22. – С. 94-99.
41. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 2. Проблемы русской школы / Ушинский К. Д. — М. : Педагогика, 1974. - 439 с.
42. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2003. – 520 с.
43. Шуритенкова, В. А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе / В. А. Шуритенкова // Филологический класс. – 2005. – № 2. – С. 16-23.
44. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Д.Б. Эльконин - М.: Издательство «Институт практической психологии» ; Воро- неж: НПО «МОДЭК», 1997. – 96 с.