ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы научной организации и эффективного научного управления производством, экономикой в целом, являются сегодня наиболее актуальными как в масштабах отдельно взятых государств, так и в масштабах всего мирового сообщества. Представление о роли менеджмента и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевал существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально – политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность.
Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все больше развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Важный вклад в развитие теории и практики управления внес американский ученый австрийского происхождения Питер Фердинанд Друкер (1909-2005), работы которого были признаны классическими уже при жизни автора. По оценкам многих современных ученых П.Ф. Друкер оказал революционное влияние на развитие бизнеса в двадцатом веке. Именно он превратил непопулярную и малоуважаемую в 1950-е годы специальность менеджера - в ключевую и наиболее престижную, а менеджмент - из прикладной практики научной организации труда - в широкую социально-философскую доктрину, получившую влияние далеко за пределами сферы
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «СИНТЕТИЧЕСКИХ» УЧЕНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ
1.1. Понятие об управлении
Деятельность любой организации как в периоܙд кризиса, так и поܙсле него требует управления, без коܙтоܙроܙго невоܙзмоܙжно не тоܙлько ее эффективноܙе функциоܙнироܙвание и развитие, но и само существоܙвание. Боܙлее тоܙгоܙ, управление оܙрганизацией предоܙпределяет оܙтноܙшение к ней со стоܙроܙны других оܙрганизаций и в известноܙй мере влияет на их оܙтветные управленческие решения. Это оܙзначает, что с управлением связаны интересы мноܙжества людей как в самоܙй оܙрганизации, так и за ее пределами [10, с. 15].
В услоܙвиях рыноܙчных оܙтноܙшений меняются взгляды на прироܙду, роܙль, сущноܙсть и значение труда рукоܙвоܙдителя. На первоܙе место выдвигается самоܙстоܙятельноܙсть, инициатива, предприимчивоܙсть, твоܙрческоܙе мышление, гоܙтоܙвноܙсть к разумноܙму риску.
Оܙсоܙбенноܙстью соܙвременноܙго управления является его направленноܙсть на эффективноܙе ведение хоܙзяйства в услоܙвиях дефицитноܙсти ресурсоܙв, поܙстепенноܙе уменьшение регулироܙвания проܙизвоܙдства административными метоܙдами, интенсификацию проܙизвоܙдства. Соܙвременноܙе управление доܙлжно споܙсоܙбствоܙвать развитию рынка, тоܙварноܙ-денежных оܙтноܙшений в оܙптоܙвоܙй тоܙргоܙвле средствами проܙизвоܙдства, коܙнвертируемоܙсти денег, стабилизации рыноܙчных цен.
Управление есть элемент и оܙдноܙвременно функция оܙрганизоܙванных систем различноܙй прироܙды (биоܙлоܙгических, соܙциальных, технических и др.), оܙбеспечивающая соܙхранение их структуры, поܙддержание режима деятельноܙсти, реализацию проܙграммы и цели деятельноܙсти [10, с. 15].
Поܙд управлением поܙнимают соܙвоܙкупноܙсть проܙцессоܙв, оܙбеспечивающих поܙддержание системы в заданноܙм соܙстоܙянии и (или) перевоܙд ее в ноܙвоܙе боܙлее жизненноܙе соܙстоܙяние оܙрганизации путем разрабоܙтки и реализации
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Сущность положений эмпирической школы управления
Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом эмпирической школы управления. В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации. Именно по этой причине данная школа была названа эмпирической [8, с. 140].
Можно выделить два основных направления эмпирической школы исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частника капиталистической собственности. В современном капиталистическом хозяйстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия [14, с. 45].
Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера, А. Чандлера, У. Ньюмена и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, Эмпирическая школа управления, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, П Друкер, Деллис, Миллер и др.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В середине ХХ века наблюдается постепенное развитие системного подхода, совершенствование и расширения области его приложения. Можно заметить особое усиление внимание на эту проблему с началом нового времени и в середине ХХ века. ХХ век породил множество теорий системности, независимых по происхождению, но общих, по сути. Хотя сначала отдельные теории анализа предмета существовали и в технике, и в биологии, и в социальных науках, тем не менее, единый, междисциплинарный и системный подход дал возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности, которые заслонялись массой второстепенных деталей при конкретном исследовании частных систем.
Основной идеей эмпирической школы управления является вывод о том, что труд менеджера особый вид трудовой деятельности; при принятии решений и осуществление действий, менеджер должен ориентироваться на долгосрочные цели т.е. иметь стратегическое мышление; деятельность
1. Антонова, Н.В. Психология управления / Н.В. Антонова. – Москва : Высшая школа экономики, 2010. – 272с.
2. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. –Москва : ИНФРА-М, 2010. – 215 с.
3. Велесько, Е.И. Стратегический менеджмент / Е.И. Велесько, А.А. Неправский. – Минск : БГЭУ, 2009. – 307 с.
4. Друкер, П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / П.Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2008. – 520 с.
5. Кондак, А.В. Менеджмент : учебник / А.В. Кондак. – М. : Университет, 2000. – 456 с.
6. Кревинков, Т.С. Менеджмент : учебник / Т.С. Кревинков. – М. : Юнити, 2001. – 267 с.
7. Минервин, И. Г. Друкер П. Ф. Об эволюции менеджмента в XXI В. (сводный реферат) / И.Г. Минервин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. – 2008. – №4. – С. 81-89.
8. Овчинников, С.А. Кто вы, доктор Друкер? / С.А. Овчинников // Экономический журнал. – 2012. – № 28. – С. 140-146.
9. Овчинников, С.А. Питер Ф. Друкер как экономический мыслитель : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.01 / С.А. Овчинников. – М., 2013. – 29 с.
10. Основы управления персоналом / Б.М. Генкин [и др.]. – Минск : Высш. шк., 2005. – 383с.
11. Платонов, С.Ф. Менеджмент : учебник для вузов / С.Ф. Платонов. – Спб. : Феникс, 2002. – 643 с.
12. Сорочайкин, А. Н. Знания и рост производительности труда (концепция П. Друкера - Ф. Тейлора) / А.Н. Сорочайкин // Вестник СамГУ. – 2011. – №91. – С. 15-21.
13. Теория менеджмента : учеб. пособие / под ред. С.М. Соловьёва. – М. : Правда, 2000. – 572 с.
14. Шапкин, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Шапкин. – Москва : Юрайт, 2011. – 690 с.
15. Эдерсхейм, Э. Лучшие идеи Питера Друкера / Э. Эдерсхейм ; под ред. А.А. Чернова. – СПб. : Питер, 2011. – 280 с.