ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.3 ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.2 ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ И ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства. Некоторые исследования утверждают, что около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте.
В сложных современных условиях развития нашей страны чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в Беларуси наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний [1].
К концу года у многих школьников частота гипертонических реакций увеличивается в 2 раза, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55–83% учащихся школ. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность методов и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья школьников и учителей.
Целью здоровьесберегающих технологий обучения является предоставление учащимся возможности поддерживать здоровье в период обучения, формировать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, учиться использовать знания, полученные в повседневной жизни. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благосостояния общества и государства, не только отражающим текущую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее [3].
Основной задачей учителя по сохранению здоровья учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), создание положительного эмоционального настроения у детей – все это создаст растущий интерес учащихся к обучению (урок не должен быть однообразным и единообразным, методы и приемы должны способствовать укреплению инициативы и творческого самовыражения). Поэтому важно, чтобы учитель был дружелюбным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем учащимся, независимо от их способностей, характера или поведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Понятие о здоровьесбережении. Принципы и приемы здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Здоровье имеет шесть основных сторон или аспектов: физическое здоровье, психическое и интеллектуальное здоровье, личностное здоровье, духовное здоровье, эмоциональное здоровье и социальное здоровье [5].
Всё тревожнее становятся результаты медицинских исследований. Всё меньше детей рождаются здоровыми. Ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплекс педагогических, психологических и терапевтических влияний, которые ориентированы на обеспечение защиты и поддержание здоровья, а также оформление ценностного отношения к индивидуальному здоровью.
Н.К. Смирновым предоставляется следующая характеристика этой концепции: здоровьесберегающие технологии образования подразумевают под собой сложную систему организационных, педагогических технологий, которые ориентированы на защиту и поддержание здоровья детей, поддержку культуры их здоровья и заботу о учителях. здоровье, построенное на единой методологической основе [18].
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Н.И. Соловьева подразумевает совокупность организационных методов управления учебной, познавательной и практической деятельностью детей, которые научно и инструментально обеспечивают поддержку и совершенствование состояния их здоровья [19, с. 23–28].
По мнению Н.И. Рыловой, здоровьесберегающая среду школы представляет собой группу управленческих, организационных, образовательных и рекреационных приемов, которые ориентированы на возникновение и поддержание общественного, физического и психологического здоровья учащихся и преподавателей на основе психологических, педагогических, терапевтических и физиологических средств и методов поддержки образовательного процесса, профилактика факторов риска, реализация комплекса межведомственных мер для образования адаптированной среды образования [17, с. 21].
ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.
Личностно–ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно–личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным [4]
Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.
Для разминок и упражнений на мышечно–телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно–поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно–моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно–транспортных и т.п.).
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, гарантия его благополучия и долголетия. Здоровье – это совокупность физических и психических характеристик и признаков человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для реализации его творческих планов, эффективной работы на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплекс педагогических, психологических и терапевтических воздействий, направленных на охрану и поддержание здоровья, формализацию ценностного отношения к индивидуальному здоровью. Цели образовательных технологий, направленных на сохранение здоровья, определяют принципы образования, отражающие насущные социальные потребности. Они работают в органическом единстве и образуют систему, содержащую общие методологические и конкретные принципы, выражающие определенные закономерности в педагогике. Основные принципы: принцип сознания и деятельности, принцип деятельности, принцип визуализации, принцип систематичности и согласованности, принцип повторения навыков, принцип индивидуализации, принцип преемственности, циклический принцип, принцип улучшения ориентации, принцип комплексного междисциплинарного подхода, принцип активного обучения, принцип формирования ответственности, принцип связи теории с практикой. Данные принципы являются основными положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий необходимо определить основные средства обучения: двигательно–ориентированные средства; оздоровительные природные силы; гигиенические средства. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
В оздоровительных образовательных технологиях используются две группы методов: специфические (типичные только для процесса оздоровительной педагогики) и общие педагогические методы (используемые во всех случаях обучения и воспитания). В целях сохранения здоровья младших школьников в коррекционно–педагогическом процессе необходимо внедрять принципы, формы и методы оздоровительного образования и воспитания.
1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / В.А. Ананьев // – СПб, 2000. – 384 c.
2. Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1978 – 48 с.
3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс–контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.
4. Базарный В.Ф. Нервно–психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995. – 41 с.
5. Балабанова, Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л.И. Балабанова // Профессиональное образование. – 2002. – № 3. – С. 33 – 34.
6. Брехман, И.И. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / И.И. Брехман. – СПБ.: Наука, 2009. – 269 с.
7. Бродкина, Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Г.В. Бородкина, И.И. Зубарева. – АПКРО, 2002.
8. Ганиева, А.Р. Здоровьесберегающие технологии / А.Р. Ганиева, О.В. Хасанова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. науч. тр. – Н.: Изд–во ЦРНС, 2016. – С. 116 – 122.
9. Зеленкевич, И.Б. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения И.Б. Зеленкевич, М.З. Ивашкевич, Н.Н. Пилипцевич // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2011. – №3. – С. 3 – 6.
10. Зотеева, О.В. Пальчиковая гимнастика для учащихся младших классов на уроках / О.В. Зотеева // Английский язык в школе. – 2014. – № 4 (48). – С. 60–65.
11. Иргашева, И.А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры / И.А. Иргашева // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 595 – 598
12. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – ВАКО, 2004 – 296 с.
13. Колисник, И.И. Рациональная организация учебного процесса / И.И. Колисник. – Саратов, 2004.
14. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
15. Поливаев, А.Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения / А.Г. Поливаев, А.В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно–практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. – Ишим: Изд–во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. – С. 93 – 96.
16. Рапопорт И.К. Значение здоровьесберегающих и оздоровительных технологий в школе/автор–составитель //Справочник руководителя образовательного учреждения, июль 2009. – №7. – с. 7 – 9.
17. Рылова, Н.Т. Организационно–педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. автореферат кандидатской дис. / Н.Т. Рылова. – Кемерово: КГУ. – 2007. – 21 с.
18. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ. – 2005. – 320 с.
19. Соловьева, Н.И. Концепция здоровье сберегающей технологии в образовании и основы организационно–методические подходы ее реализации /Н.И. Соловьева. – ЭКО, 2004. – № 17. – С 23 – 28.
20. Цабыбин А.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ автор–составитель А.А. Цабыбин. //Волгоград, издательство «Учитель», 2009. – 172 с.
21. Чубарова, С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект] / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – №2. – С. 171 – 187.
22. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986 – 144 с.