ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ СУПРУГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
1.1 Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов
1.2 Ролевые ожидания и притязания супругов на этапе появления ребенка в семье как фактор психологических проблем
1.3 Виды психологической помощи супругам на этапе появления ребенка в семье
Выводы
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СУПРУГАМ НА ЭТАПЕ ПОЯВЛЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1 Пояснительная записка
2.2 Содержание тренинговой программы для супругов на этапе появления ребенка в семье
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что семья является одним из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Современный этап социокультурного развития обусловливает развитие семейных отношений, особенно оказывает влияние на молодые семьи, семьи которые находятся только на становлении своего развития. В настоящее время происходящие трансформации брачных ценностей изменяют приоритеты в функциях семьи.
Современный институт брака и семьи переживает период значительных преобразований, главным из которых является выделение супружеских отношений в качестве основного, центрального элемента, определяющего общее благополучие семьи.
Жизненный цикл семьи включает ряд этапов, которые сопровождаются кризисами. Кризисы, которые обусловлены специфическими особенностями жизненного цикла семьи, называются нормативными. Ненормативные кризисы вызываются событиями, которые влияют на стабильность семейной системы и могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи.
Психологическая помощь приобретает особую актуальность во время кризисного периода, содержанием которого является ролевое переструктурирование супружеской пары, изменение в эмоциональных отношениях в связи с рождением ребенка. Появление ребенка в семье многие исследователи связывают с кризисом семьи, что свидетельствует о том, что этот период именуется значительными переменами в супружеских отношениях.
Степень разработанности проблемы
Супружеские отношения являются предметом изучения семейной психологии и семейного консультирования. Свои работы проблеме супружеских отношений посвятили Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.В. Варга, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер и многие другие.
Супружеские отношения включают в себя широкий спектр характеристик и детерминант, позволяющих охарактеризовать их как сложное и структурно образование. Исследование отношений между супругами, их ролевых ожиданий и притязаний в браке представляет собой наиболее актуальное направление в современной психологии. Проблеме изучения ролевых притязаний и ожиданий в браке посвятил свои работы такие исследователи как Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, С. Кратохвил, Н.Г. Марковская, В. Сатир, А.Г. Харчев, В.М. Целуйко, И.И. Чернова, Л.Б. Шнейдер.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ СУПРУГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
1.1 Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов
Понятие ролевых ожиданий и притязаний в психологической науке рассматривается в рамках семейной психологии. Проблемой изучения ролевых ожиданий и притязаний в браке занималась Иванченко и В.В. Щепина, О.А. Карабанова, Н.И. Олифирович, Н.Х. Сафина, С.А. Сопун, А.Г. Лидерс и мн. др.
Рассмотрение понятия ролевых ожиданий и притязаний следует начать с изучения понятия «социальная роль». Роль – это социальная функция личности, которая соответствует принятым нормам, способ поведения человека в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль – это функция социальной системы, модель поведения, которая задана социальной позицией личности в системе межличностных отношениях [8, с. 58].
Ролевая структура семьи предполагает распределение ролей, характер взаимодействия друг с другом. Кроме актуального поведения, в понятие «роль» включены желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.
Представления о семье отражаются как на самом факте создания семьи, так и на характере развития взаимоотношений между супругами. Современная молодая семья характеризуется рассогласованием представлений о семейных ролях [7]. Различия в представлениях супругов о семейных ролях и семейных ценностях являются основной причиной конфликтов в супружеских отношениях. Г. Лагонда под брачными экспектациями понимает конкретизацию брачных потребностей, которая оказывает значительное влияние на формирование супружеских отношений [16]. Экспектации непосредственно связаны с прошлым семейным опытом личности, а также с содержанием представлений об отношениях супругов. Экспектации представляют собой систему ожиданий, притязаний, требований относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей, семейных ролей [21].
Супружеские экспектации можно определить в качестве психологической основы супружеских отношений, которые носят неформальный характер и не всегда носят осознаваемый характер.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СУПРУГАМ НА ЭТАПЕ ПОЯВЛЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
2.1 Пояснительная записка
Тренинговая программа предназначена для супружеских пар, имеющих ребенка раннего возраста. Супруги на этапе появления ребенка в семье в связи с происходящими изменениями внутри семьи могут испытывать ряд психологических проблем: неудовлетворенность браком, состояние эмоционального дискомфорта по причине дистанцирование супругом, неудовлетворенность распределением ролей. Супруги нуждаются в оказании им помощи в принятии родительских ролей, коррекции системы ожиданий и притязаний в супружеской паре, психологической поддержке.
Название программы: «Тренинговая программа по преодолению рассогласованности ролевых ожиданий и притязаний в браке супругами на этапе появления ребенка».
Цель психологического просвещения: повышение психологической культуры супругов на этапе появления ребенка с целью повышения согласованности их ролевых ожиданий и притязаний.
Задачи психологического просвещения:
1) сформировать представление у супругов о психологическом здоровье супругов как фактора благополучия семьи;
2) сформировать представление у супругов о нормативных и ненормативных кризисах семьи;
3) сформировать представление у супругов о семейном копинге, его факторах и стилях семейного совладания;
4) сформировать представление у супругов о ролевом взаимодействии в супружеских отношениях;
5) развитие степени осознанности и согласованности ролевых ожиданий и представлений о семейной жизни.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: супружеские пары, имеющие ребенка раннего возраста. Число участников – до 10 человек.
Время реализации программы: 1,5 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 60 минут 2 раза в неделю.
Структура программы:
1. Диагностический этап.
2. Основной этап.
3. Контрольный этап.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы ролевых ожиданий и притязаний на различных этапах развития семьи показал:
Понятие ролевых ожиданий и притязаний супругов предполагает усвоение ими собственных функций в семейной жизни. Ролевые ожидания – это установка супругов на активное выполнение партнером семейных обязанностей. Ролевые притязания – это желаемое распределение ролей между мужем и женой при реализации семейных функций. Ролевые ожидания и притязаний супругов включают их следующие представления: значимость в семейной жизни сексуальных отношений, личная общность мужа и жены, родительские обязанности, профессиональные интересы, хозяйственно-бытовое обслуживание, эмоциональная поддержка, внешняя привлекательность партнера или супруга.
Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца и носит название нормативного кризиса семьи. Рождение ребенка обусловливает ряд изменений в семейной системе. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями – отца и матери. На этапе появления ребенка в семье усиливается полоролевая дифференциация, развивается идентичность супругов на базе принятия ролей матери и отца; происходит трансформация ролевой структуры семьи, перераспределение функций, появляются новые родительские роли; изменяется система отношений в уже расширенной семье на базе принятия ролей бабушек и дедушек. В связи с изменениями внутри семьи молодые родители могут испытывать ряд психологических проблем.
Психологическая помощь семье представляет собой профессиональное содействие квалифицированного специалиста в преодолении их психологических проблем. Психологическая помощь супругам на этапе появления ребенка в семье осуществляется с учетом изменений, которые происходят в структуре семьи: ролевое взаимодействие, сплоченность внутренние и внешние границы семьи. Психологическая помощь супругам на этапе появления ребенка в семье направлена на помощь супругам в принятии родительских ролей, изучение представлений супругов о своих ролях в семье, коррекцию совокупности ожиданий и притязаний в супружеской паре, поддержку молодых родителей в переструктурировании внутренних границ семьи. Важнейшим направлением психологической помощи молодым родителям является психологическое просвещение, направленное на повышение психологической культуры супругов, формирование у них
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина – М.: Просвещение, 1993. – 175 с.
2. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю.Е. Алешина – М., 1995. – 20 с.
3. Антонюк, Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Антонюк. – М., 1992. – 24 с.
4. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С.110–116.
5. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Академия, 1991. – 410 с.
6. Гурко, Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 1982. – № 2. – С. 88-93.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
8. Дубовова, О.А. Особенности гендерных стереотипов студенческой молодежи в семейно-брачной сфере / О.А. Дубовова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – №2. – С. 439-443.
9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
10. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
11. Корнеев, Р.К. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи / Р.К. Корнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2010. – № 3. – С. 38-47.
12. Косачева, В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально-психологический анализ: автореф. дис. канд. филос. наук: 19.00.01 / В.И. Косачева. – Минск, 1990. – 19 с.
13. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. – М.: Медицина, 1991. – 468 с.
14. Лагонда, Г. Брачные экспектации как психологическая основа супружеских отношений / Г. Лагонда // Психология развития. – 2010. – № 3. – С. 84-98.
15. Обозов, Н.Н. Диагностика супружеских затруднений / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Психологический журнал. – Т. 3. – 1982. – № 2. – С. 147-151.
16. Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 98-101.
17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкин, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
18. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс. 2004. – 328 с.
19. Савенышева, С.С. Динамика супружеских отношений при переходе к родительству: анализ зарубежных исследований / С.С. Савентышева // Психологические исследования. – 2016. – № 47. – Т.9. – С. 11.
20. Сатир, В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2002. – 314 с.
21. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.Х. Сафина, 2004. – 146 с.
22. Столин В.В. Опросник удовлетворенности браком / В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Вестник МГУ. – 1984. – № 2. – С. 54–61.
23. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. / В.А. Сысенко – М., 1981. – 210 с.
24. Трапезникова, Т.М. Психологические аспекты семейных отношений / Т.М. Трапезникова //Вестник СПбГУ. – 1992. – № 13. – С. 106–111.
25. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 469 с.
26. Чукмарова, Л.Ф. Полоролевые экспектации супругов и стабильность брачно-семейного союза в молодом городе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.05 / Л.Ф. Чукмарова. – Ярославль, 2008. – 19 с.
27. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.