ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
1.1 Сущность экологического воспитания младших школьников
1.2 Возможности методов, форм, средств внеурочной деятельности младших школьников в экологическом воспитании
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Уровень экологического воспитания на начальном этапе исследования
2.2 Внедрение комплекса мероприятий по экологическому воспитанию у младших школьников во внеурочное время
2.3 Анализ экологического воспитания у младших школьников на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического воспитания у младших школьников.
Цель данной деятельности педагогов начальной школы – это прежде всего формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающей среде, в том числе и к природе, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Для того, чтобы эти требования претворились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать ценностное отношение к природе, чувство ответственности за ее сохранение.
Младший школьный возраст является чувствительным к освоению ценностей общества, к личностно-непрагматическому взаимодействию с природой. Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются эмоциональной отзывчивостью на проблемы окружающей природы, нераздельностью себя от восприятия мира, художественным его познанием.
Необходимыми компонентами экологического воспитания являются экологические знания, умения, навыки природоохранной деятельности, деятельности по восстановлению и улучшению экологического поля окружающей природы, а также ценностное отношение к природе.
Все эти навыки формируются прежде всего в процессе экологического образования. Одним из основных компонентов экологической культуры личности является чувство любви и ценностное отношение к природе. Экологическое воспитание сегодня– одна из важнейших задач общества и образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
1.1 Сущность экологического воспитания младших школьников
Прежде чем прийти к рассмотрению понятия экологического воспитания, представим понятие воспитание. По мнению Г. А. Засобина, «воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному» [6, с. 64].
В. А. Сластенин говорит, что «...воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [14, с. 87].
Можно сделать вывод о том, что воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека.
А. М. Новиков определяет экологическое воспитание как «развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [11, с. 43].
Согласно С.С. Стечкиной, экологическое воспитание школьников – это комплекс мер, направленный на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы [15].
Можно согласиться с мнением Л.П. Симоновой о том, что экологическое воспитание – формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов [13].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Уровень экологического воспитания на начальном этапе исследования
В условиях структурных и мировоззренческих изменений, происходящих в обществе, с особой остротой встает вопрос о необходимости более пристального внимания к экологическому воспитанию у младших школьников.
Опытно-экспериментальное исследование по определению уровня экологического воспитания у младших школьников проводилась на базе …. В эксперименте участвовал 2 класс, состоящий из 23 человек, в котором были выделены две группы: экспериментальная (11 человек) и контрольная (12 человек).
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий. На данном этапе было осуществлено определение и выбор диагностических методов, их описание, выявление уровней экологического воспитания.
2. Формирующий этап включал в себя разработку и апробацию занятий, направленных на повышение уровня экологического воспитания младших школьников.
3. Контрольный этап позволил выявить, обобщить и сформулировать полученные результаты, проследить динамику и сделать соответствующие выводы.
Цель констатирующего этапа – определение уровня экологического воспитания у младших школьников на первоначальной стадии эксперимента.
Были использованы методики: тест на выявление уровня сформированности экологических знаний (когнитивный), модифицированная анкета Л.В. Моисеевой (эмоционально-ценностный) [10], методика Ю.А. Полещук (деятельностный).
На основании этих методик были выявлены уровни и показатели экологического воспитания младших школьников, представленные ниже в таблице.
Тест на выявление уровня сформированности экологических знаний учащихся
Цель: выявить уровень сформированности экологических знаний учащихся.
Описание задания: испытуемым предлагался тест, состоящий из 9 вопросов, который выполнялся индивидуально каждым учащимся.
Выполнение теста было рассчитано на 15 – 20 минут.
Содержание методики представлено в Приложении 1.
Уровни оценивания: за каждое верно выполненное задание ставился 1 балл, соответственно за неверный ответ 0 баллов. Исходя из этого, можно было выделить три уровня сформированности экологических знаний:
-Высокий уровень – 8 – 9 баллов;
-Средний уровень – 5 – 7 баллов;
-Низкий уровень – 1 – 4 балла.
В итоге проведенного анкетирования мы получили следующие результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть современное состояние проблемы формирования экологического воспитания у младших школьников.
Формирование начальных основ экологического воспитания у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
В решении данной проблемы огромную роль играет внеклассная работа и внеурочная деятельность, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной работы.
Необходимо создать условия для формирования основ экологического воспитания у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Нам удалось определить первоначальный уровень экологического воспитания у младших школьников, провести апробацию комплекса мероприятий во внеурочной деятельности с целью формирования экологического воспитания, сравнить результаты этапов эксперимента, отметить положительную динамику, обобщить результаты и сформулировать выводы.
С помощью методики Ю.А. Полещук, модифицированной анкеты Л.В. Моисеевой и теста на выявление уровня сформированности экологических знаний у учащихся первого класса, на момент проведения констатирующего этапа эксперимента, было выявлено, что уровень экологического воспитания у учащихся обоих классов был на среднем уровне. Высокому уровню соответствовало 29% учащихся экспериментального класса, 31% учащихся контрольного класса;
1. Бахарева, А. С. Формы экологического воспитания детей / А. С. Бахарева. – М. : Просвещение, 1996. – 109 с.
2. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа, 2013. – №2. – 123 с.
3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вента – Граф, 2005. – С. 4-10.
4. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
5. Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие / Л. И. Егоренков. – М. : Прометей, 2006. – С. 35-41.
6. Засобина, Г. А. Педагогика: учебное пособие / Под ред. Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 250 с.
7. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный. – М. : Педагогика, 2001. – 266 с.
8. Кульневич, С. В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений / С. В. Кульневич. – Ростов- Н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. – 100 с.
9. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. – М. : ЮНИСАМ, 2006. – 192 с.
10. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л. В. Моисеева. – Екатеренбург, 1996. – 166 с.
11. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 1-е изд., 2010. – 208 с.
12. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков. – М. : Топикал, 1994. – 184 с.
13. Симонова, Л. П. Как учить экологии в начальных классах / Л. П. Симонова // Экология и жизнь. – 2000. – № 4. – С. 15.
14. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
15. Стечкина, С. С. Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности / С. С. Стечкина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2013/02/24/formirovanie- ekologicheskoy-kultury-mladshikh-shkolnikov-vo
16. Суравегина, И. Т. Экология и мир / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер. – М. : Новая школа, 2004. – 126с.
17. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т. И. Тарасова // Начальная школа. – 2014. – №10. – 128 с.
18. Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта / М. В. Фокина // Справочник классного руководителя. – 2014. – № 1. – С. 43-51.
19. Фрейдкин, И. С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы / И. С. Фрейдкин. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. – С. 17-18.
20. Шмалькова, Л. В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л. В. Шмалькова // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С.5-12
21. Шумакова, И. Л. Экологическое воспитание младших школьников / И. Л. Шумакова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru