Школьное ученическое самоуправление является достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания школьников. Эта педагогическая технология все активнее используется в различных общеобразовательных учреждениях нашей страны.
Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права "избирать и быть избранным в руководящие органы", а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. Самоорганизация, являющаяся основой самоуправления, открывает перед учащимися возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений общества. Эти обусловлена актуальность темы исследования.
Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства, выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, школьник вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.
Цель исследования: изучить основы организации самоуправления в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить сущность и особенности коллектива младших школьников;
Новый этап в развитии потребностей в общении, в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками начинает формироваться с поступлением ребенка в школу. Особый интерес в данном случае представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению со старшей дошкольной группой детского сада у учеников первого класса появляются специфические особенности.
Наблюдения исследователей, педагогов и психологов свидетельствуют о том, что старшая группа детского дошкольного учреждения является более развитой социально-психологической единицей, чем первый класс начальной школы. Это объясняется несколькими причинами. Рассмотрим их подробнее.
Как отмечает Я.Л. Коломинский и другие педагоги и исследователи данной проблемы [4; 5; 7], не следует забывать, что старшая группа детского сада представляет собой группу детей, которые знают друг друга несколько лет, а учащимся первых классов требуется достаточно времени, чтобы познакомиться. Далее, жизнь в детском саду своими организационными и функциональными особенностями в достаточно большой мере способствует развитию личных взаимоотношений. В школе возможности для этого очень ограничены, так как ученикам предоставляется свобода в общении и перемещении по классу и школе в основном лишь во время перемен.
В целом же во время обучения в школьном учреждении происходит глубокое перестраивание и изменение всех структурных элементов взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста. В данном случае, именно в пределах школы впервые появляется у учащегося обязательная, значимая для общества деятельность – учение, в связи с чем в группе в той или иной степени возникает система деловых отношений. Структурное построение таких отношений во многом определяется
Изучение практики организации самоуправления в начальной школе проводилась на базе 3-го класса средней общеобразовательной школы. Учитывая возраст школьников, в качестве средства изучения применялся метод наблюдения за учебной, общественно-полезной, внеклассной, школьной и т.д. деятельностью учеников начальной школы. Наблюдение проводилось по следующим критериям:
1. уровень мотивации участников педагогического процесса к активной общественно-полезной деятельности;
2. социальная позиция (пассивная или активная) учащихся школы и степень их участия в общественной жизни школы;
3. наличие активной гражданской позиции, уровень личной ответственности;
4. наличие навыков здорового образа жизни;
5. сотрудничество учителей, учащихся и их законных представителей в достижении целей. Совместное планирование и организация совместной деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров. Комфортная психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса.
Каждый из критериев определялся 10-бальной шкалой (0 баллов – критерий не выражен; 10 баллов – критерий выражен в достаточной степени).
Наблюдение показало, что уровень мотивации младших школьников к активной общественно-полезной деятельности немного выше среднего. Учащиеся не выказывают заметного воодушевления при выполнении общественно-полезных заданий во внеурочное время (6 баллов).
Социальная позиция (пассивная или активная) учащихся школы, а также степень их участия в общественной жизни школы направлены в сторону пассивного наблюдения за происходящими в школе событиями.
Новый этап в развитии потребностей в общении, в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками начинает формироваться с поступлением ребенка в школу. Особый интерес в данном случае представляют взаимоотношения первоклассников. По сравнению со старшей дошкольной группой детского сада у учеников первого класса появляются специфические особенности. Наблюдения исследователей, педагогов и психологов свидетельствуют о том, что старшая группа детского дошкольного учреждения является более развитой социально-психологической единицей, чем первый класс начальной школы.
Исследователи отмечают, что система личных взаимоотношений, возникающая на основе личных симпатий, привязанностей учеников младших классов, не может характеризоваться официальным организационным оформлением внешнего плана. Ее структура закладывается самостоятельно изнутри, происходит это стихийно. Необходимо учитывать тот факт, что в ученической среде могут возникать различные объединения (например, по увлеченности, совместным видам деятельности, взаимной симпатии, по интересам, соседству и другим признакам). В общении могут развиваться межличностные отношения. Здесь коллектив способен обрести собственную внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционировать в качестве явления социального.
В основе развития взаимоотношений в школьном коллективе заложена потребность школьников в общении, постепенно трансформирующаяся с возрастом довольно глубоко, значительно. При этом данная потребность удовлетворяется разными детьми младшего школьного возраста неодинаково. Это объясняется тем, что для каждого индивида в группе возникает своя уникальная коммуникативная ситуация, определенная микросреда. Каждый участник группы занимает особое положение в системе личных, а также параллельно в системе деловых отношений. Классный коллектив является при этом формой общности младших школьников, устремленных к единым, значимым в общественном плане целям, которые реализуются в учебном процессе. Коллектив младших школьников характеризуется слабой организованностью, низкой способностью к организации совместной деятельности, эмоциональной неустойчивостью, слабовыраженной половой дифференциацией взаимоотношений, неустойчивостью дружеских групп.
1. Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.:Просвещение, 1983. - С.45.
2. Бочкарев, В.И.Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1996. - 234 с.
4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003 – 312 с.
5. Коломинский, Я. Л. Ученик среди детей : межличностные отношения / Я. Л. Коломинский / / журнал Пачатковая школа. - 2013. - N10. - С. 7-9.
6. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : учебное пособие для студентов вузов / Я. Л. Коломинский. - 3-е изд., стереотип. . - Минск : ТетраСистемс , 2001. - 432 с.
7. Лизинский, В.М. Практическое воспитание школе. Часть 1,2 / В.М. Лизинский. – М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
8. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2002. - 514с.
9. Моисеев, А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений / А.М. Моисеев. Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 331 с.
10. Мкртчян, М. Разновозрастный учебный коллектив : учительско-ученическое самоуправление / М. Мкртчян ; В. Лебединцев / / журнал Народное образование. - 2009. - N2. - С. 218-227.
11. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. [Текст]/Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1998. - С.264.
12. Нечаев, М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
13. Никифорова, Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель №3/2002 г.
14. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л.И. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 80 с.
15. Петровский, А.В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1998. - 234 с.
16. Петрович, Л.В. Ученическое самоуправление в школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.П. Петрович. – Нац.ин-т образования. 2014. – 232 с.
17. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель №3//2003 г.
18. Прутченков, А., Новикова, Т. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.
19. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
20. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
21. Селиванова, Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.
22. Селиванова, Н.Л. Коллектив в современной школе: нужен ли он? / Н. Селиванова / / журнал Народное образование. - 2004. - N2. - С. 157-161.
23. Чашников, Л.А. Современный модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии №9/ 1993 г.
24. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе : теория и методика / В. Р. Ясницкая. - Москва : Академия, 2004 . - С. 57-63.