ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятий «проект», «проектирование», «технология проектного обучения»
1.2 Становление и развитие теории и практики технологии проектного обучения
1.3 Виды проектов
ГЛАВА 2 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Особенности использования технологии проектного обучения на уроках «Человек и мир» в начальной школе
2.2 Специфика подготовки индивидуальных проектов младшими школьниками на примере темы «Домашние животные: устройство язычка кота»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные технологии обучения базируются на педагогических идеях. Они строятся на основе постановки конкретной цели, задач и выбора методики их реализации. Завершение применения технологии имеет определенный, вполне осязаемый результат. И одной из важных технологий является технология проектного обучения.
Технология проектного обучения характеризуется комплексным подходом к средствам обучения т.е. применением разнообразных дидактических, технических, материальных, программных средств в учебном процессе. Данная технология способствует обеспечению нормальных условий для развития личностных компетенций учащихся.
Технология проектного обучения – базируется на идеи о том, что итоги реализации учебно-воспитательной работы должны быть ориентированы на индивидуальный подход, а также возможности выполнения качественной практической деятельности.
В ходе проектной деятельности, все знания и навыки, которыми обладают учащиеся могут быть применены в самых разнообразных ситуациях, что позволяет более глубоко и осознанно познать их суть и закрепить знания в сознании.
Проекты строятся по самым разнообразным тематикам. Главное, чтобы содержание проекта заинтересовало учащихся и развило их желание изучать данную тему, действовать в ее рамках. Организаторы проектов должны вносить творческую динамику в ходе его реализации, применять новые креативные методики, чтобы продлить действие проекта, насытить его новым содержанием и идеями, развивая мыслительную активность учащихся.
Цель исследования – теоретически обосновать, методически обеспечить эффективность реализации технологии проектного обучения при изучении учебного предмета «Человек и мир».
Задачи исследования:
-раскрыть сущность и содержание понятий «проект», «проектирование», «технология проектного обучения»;
-описать основные идеи технологии проектного обучения, виды проектов;
-выявить особенности использования технологии проектного обучения на уроках «Человек и мир»;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятий «проект», «проектирование», «технология проектного обучения»
Технология проектного обучения – один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству.
Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов [15].
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
-совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
-предварительный текст какого-либо документа;
-какой-либо замысел или план.
В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния) [6].
В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами проектирования (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и пр.), существуют и другие, самостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существуют также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования [19].
Технология проектного обучения предусматривает поэтапную организацию образовательного проекта. Основной целью технологии проектного обучения является создание эффективных условий обучения [4].
Эффективность технологии проектного обучения основана на том, что:
-Учащиеся мотивированы на самостоятельный поиск и обработку необходимой учебной информации.
-Учащиеся умеют самостоятельно применять теоретические знания на практике.
ГЛАВА 2 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Особенности использования технологии проектного обучения на уроках «Человек и мир» в начальной школе
Изменения, произошедшие в последние годы в практике образования, не оставили ни одной стороны школьной жизни неизменной. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении, которые есть сейчас, требовали, прежде всего, новых методов обучения.
Инновационный поиск новых инструментов приводит к пониманию того, что необходимы активная, групповая, игровая, ролевая, практико-ориентированная, проблемная, рефлексивная и другие формы и методы обучения.
Ведущее место среди таких методов сегодня принадлежит методу проекта. Метод проекта основан на идее ориентации учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении конкретной практически или теоретически значимой задачи.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным активом учащегося, объединяя знания и навыки, компетенции и ценности.
Преподавателю остается трудной задачей выбора задач для проектов, и эти проблемы могут быть взяты только из окружающей действительности, из жизни [9].
В процессе проектной деятельности у учащихся в начальной школе по предмету «Человек и мир» формируются следующие общеобразовательные навыки:
1.Рефлексивные навыки: способность понимать задачу, для решения которой недостаточно знаний, необходимо умение ответить на вопрос: что нужно изучить, чтобы решить задачу.
2.Навыки поиска (исследования):
-способность самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать метод действий, привлекая знания из различных областей;
-способность самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты исследования:
1.Раскрыты сущность и содержание понятий «проект», «проектирование», «технология проектного обучения»: «проект»— все, что задумывается или планируется, «проектирование» в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния); в основу технологии проектного обучения была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием личности, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности
2.Описаны основные идеи технологии проектного обучения, виды проектов: Предполагается, что технология проектной деятельности заключается в овладении набором приемов, алгоритмов, методов проектирования с целью получения конкретного продукта, который обладает запланированными свойствами, характеристиками и качествами в соответствии с поставленными целями.
Качества полученного продукта отражают решение тех проблем, которые объективно или субъективно являются новыми для учащихся. В процессе вовлечения учащихся в деятельность в рамках технологии проектной деятельности, они осваивают передачу знаний, навыков и компетенций из одной предметной области в другую, формируется их критическое мышление, способность видеть новые стороны в уже известных объектах и явления и открытия знакомых в новых познавательных областях.
Это означает, что использование технологии проектного обучения является условием развития творческой активности. Реализация проекта обеспечивает формирование основ творческой деятельности учащихся.
Сегодня, применяя технологии проектного обучения, педагог становится куратором и наставником для учащихся, который направляет мысль и деятельность обучающихся для самостоятельного поиска решения задачи, стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам.
Важным аспектом применения метода проектов является получение учащимися реального и ощутимого результата.
1. Биржева, М. А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста / М. А. Биржева // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 42–45.
2. Гилева, Е. А. История развития метода проектов в Российской школе / Е. А. Гилева // Наука и школа. – 2007. – № 4. – С. 13–15.
3. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению / Э. Загвязинская // Директор школы. – 2004. – № 9. – С. 33–40.
4. Землянская, Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55–59.
5. Иванова, Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 96–101.
6. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса : практическое руководство / И. В. Шеститко [и др.]; рец. О. В. Клезович. – Светлая роща : ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. – 136 с.
7. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С. 21–26.
8. Любимова, Ю. С. Метод проектов как оригинальная педагогическая технология : исторический опыт и современная практика реализации / Ю. С. Любимова, Е. В. Миранкова // Вестник МГИРО. – 2015. – № 1. – С. 30–35.
9. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
10. Пахомова, И. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / И. Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с.
11. Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов; под ред. А. И. Пискунова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 304 с.
12. Поддубский, В. Проектное обучение: 300-летний путь / В. Поддубский // Минская школа сегодня. – 2008. – № 1. – С. 16–25.
13. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
14. Поливанова, К. Н. проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2008. – 68 с.
15. Романова, М. В. Управление проектами : учеб. пособие [Текст] / М. В. Романова. – М. : ИД «ФОРУМ», 2009. – 256 с.
16. Самойленко, Н. Б. Применение метода проектов при изучении предметов гуманитарного цикла / Н. Б. Самойленко // Вестник МГЛУ. – 2011. – № 1. – С. 141–150.
17. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко : в 2т. – Т.1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
18. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.
19. Трафимова, Г. В. Человек и мир : учеб. пособие для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017. – 144 с. : ил.
20. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников / М. В. Хохлова // Педагогика. – 2004. – № 5. – С. 51–56.
21. Шарипов, Ф. В. Образовательные технологии : проектирование и функционирование [Текст] / Ф.В. Шарипов. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. – 375 с.