ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Пожилые люди составляют особую социально-демографическую категорию, численность которой постоянно возрастает, и эта тенденция наблюдается во всем мире. В пожилом возрасте людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории «маломобильного» населения и являются наименее защищенной [9].
Доля пожилых людей в Республике Беларусь, как и во многих странах мира, стремительно увеличивается. Лиц в возрасте старше трудоспособного насчитывается более 30 млн. человек, что составляет 26% от общей численности населения страны [34].
Среди основных социальных проблем пожилых людей выделяют такие, как низкая материальная обеспеченность, не востребованность в обществе, что является следствием утраты привычного социального статуса в связи с выходом на пенсию, ухудшение состояния здоровья, как следствие снижение способности к самообслуживанию, одиночество. Все они не являются взаимоисключающими, зачастую эти проблемы являются следствием друг друга.
Проблемами пожилых людей занимались ученые разных стран, социологи, демографы из Франции, Англии, США, в частности К. Джини, Р.П. Лотон, Дж. Майерс, Б. и Д. Ньюгартены и др.
В последние годы в нашей стране отмечается значительное увеличение числа пожилых людей. Тенденция к росту численности престарелых людей требует значительного изменения социальной политики в отношении данной наиболее социально незащищенной категории общества.
Проблемы их социальной защищенности на сегодняшний день являются особенно актуальными в современных условиях, когда традиционные методы и формы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, которая соответствует требованиям рыночной экономики, еще находится в процессе становления. Важнейшей задачей системы социальной защиты является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики [6].
Одной из существенных проблем, с которыми сталкивается пожилой человек, независимо от того, является он пенсионером, или еще работает – это состояние субъективного одиночества. Данное состояние возникает в связи с тем, что возрастные и социальные изменения зачатую требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, т.е.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации социальной работы с пожилыми людьми по профилактике социального одиночества
1.1 Субъективное ощущение одиночества. Явление в системе научных знаний
По оценкам американских исследователей, до 25% людей испытывают чувство одиночества в каждый момент времени. Подтверждена связь одиночества со многими психологическими и соматическими заболеваниями (алкоголизм, наркотики, суицид). Очевидно, в век стремительного развития средств коммуникации проблема недостатка человеческого общения нисколько не потеряла своей остроты, хотя нельзя не признать, что появление электронной почты и сотовых телефонов улучшило положение тех, кто разделен с близкими и друзьями только расстоянием. Те же, кто, по каким-то причинам не смогли образовать необходимые им связи с людьми, так и остаются в одиночестве [3].
Представляется естественным стремление теоретиков исследовать что же такое одиночество. Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, это тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении.
Одиночество – обязательная и неотъемлемая часть человеческой жизни, оно всегда сопровождало жизнь человека, и всегда будет существовать, пока существуют люди. На свете нет ни одного человека, который бы не знал, что такое одиночество. Никто не смог в прошлом, не может в настоящем и не сможет в будущем полностью избежать одиночества, как бы он этого ни хотел. В последние годы меняется отношение к одиночеству [11, с.16].
Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходится с действительностью. В последнее время ученые обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество старости, в зону
ГЛАВА 2. Особенностей субъективного ощущения одиночества в пожилом возрасте
2.1 Испытуемых и исследования
Цель эмпирического исследования выявить особенности проблемы пожилых людей.
Исследование проводилась в этапа:
‒ подбор инструментария, формирование выборки исследования;
‒ особенностей проблемы пожилых людей тестирования;
‒ интерпретация полученных результатов, и качественный анализ, обработка данных, формулирование
Гипотеза исследования в пожилом у женщин уровень субъективного ощущения одиночества выше, чем
База исследования исследование проводилась базе учреждения ГУ«Территориальный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Минска».
Характеристика испытуемых:
В исследовании приняли 20 граждан пожилого – 10 мужчин 10 (рисунок 2.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы и других источников по теме курсовой работы, позволил нам сделать следующие выводы:
Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
Знания по проблемам одиночества предоставляют специалисту по социальной работе возможность оценить всю глубину и многосторонность переживаний одинокого пожилого человека, позволяют определить формы помощи. При оказании помощи одиноким пожилым и престарелым людям необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству.
Проведенное нами исследование показало следующее:
‒ пожилые люди имеют преимущественно высокий и средний уровень субъективного ощущения одиночества;
‒ среди пожилых мужчин преобладает средний уровень субъективного ощущения одиночества;
‒ среди пожилых женщин преобладает высокий уровень субъективного ощущения одиночества;
‒ большинство исследуемых пожилых людей характеризуются повышенным стремлением к одиночеству и сопутствующих состояний: повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой.
Выявлены факторы субъективного ощущения одиночества пожилых людей:
‒ субъективное ощущение одиночества у пожилых женщин возникает по причине наличия чувства непонимания другими, неспособностью раскрепоститься и общаться с теми, кто их окружает, а также существования людей вокруг, которые не интересуются их жизнью;
‒ субъективное ощущение одиночества у пожилых мужчин возникает по причине отсутствия того, к кому они могли бы обратиться, по причине отсутствия тех, кто разделял бы их идеи и интересы, а также их поверхностного характера социальных отношений и связей. Гипотеза исследования о том, что в пожилом возрасте у женщин уровень субъективного ощущения одиночества выше, чем мужчин, нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М .: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1998. – С. 35-37.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
4. Андронова, И. Активные методы работы с пожилыми людьми / И. Андронова // Социальная работа. – 2015. – № 3. – С. 29-30.
5. Анцыферова, Л.И. Психология старости : особенности развития личности в период поздней взрослости / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15.
6. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2006. – 420 с.
7. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. – № 3. – С. 143-148.
8. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л. : ЛГУ, 1988. – 256 с.
9. Бибикова, В.Н. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы / В.Н. Бибикова // Вестник УГПУ им. И. Н. Ульянова. –2014. – № 5. – С. 14-17.
10. Боровик, В.Е. Организационный досуг жизнедеятельности пожилых людей / В.Е. Боровик // Вестник Северо-Западн. инст. управления. – 2014. – № 1. – С. 23-29.
11. Борчук, А.В. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период / А.В. Борчук, Н.В. Ярунчева // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2011. – № 1 (26). – С. 295-297.
12. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей : социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 30-35.
13. Волкова, О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов / О.А. Волкова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 1. – С. 47-53.
14. Глуханюк, Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 66 с.
15. Гребнева, Н.А. Терапия воспоминаниями / Н.А. Гребнев // Работник социальной службы. – 2013. – № 11. – С. 11-18.
16. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с.
17. Денисова, Е.А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е.А. Денисова, Е.В. Фатхуллина // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 12-19.
18. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
19. Зеленая, Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л.В. Зеленая // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань, 2016. – С. 43-45.
20. Зенина, О.Н. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми как фактор успешной социальной адаптации в посттрудовой период // Технологии социальной работы с различными группами населения / Под ред. С.Т. Кохана. – М., 2015. – С. 161-164.
21. Иванушкина, Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.06 / Т. И. Иванушкина. – М., 1999. – 19 с.
22. Иржанова, А.А. Актуальные проблемы пожилого возраста в современном мире / А.А. Иржанова // Новая наука : Стратегии и векторы развития. –2016. –№ 3. – С. 114-116.
23. Иржанова, А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период в условиях нестационарного социального учреждения / А.А. Иржанова, Н.Г. Супруг // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 6. – С. 1-7.
24. Киселева, Т.Г. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей / Т.Г. Киселева, Т.В. Бобик // In Siru. – 2015. – № 1. – С. 90-95.
25. Краснова, О.В. Психология социальной работы / Под ред. О.В. Красновой – М. : ДСЗН, 2010. – 303 с.
26. Кувшина, О.А. Проблемы социального конструкта пожилого возраста / О.А. Кувшина // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 2. – С. 36-40.
27. Лебедева, Л.Д. Практика социально терапевтическая помощи / Л.Д. Лебедева – СПб.: Речь, 2015. – 432 с.
28. Ливак, Р.А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р.А. Литвак, Т.А. Калугина // Вестник культуры и искусств. – 2013. – № 1. – С. 155-160.
29. Литвак, Р.А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р.А. Литвак, И.В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 177-179.
30. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – Т. 22. – С. 16–24.
31. Максимова, С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста / С.Г. Максимова // Клиническая геронтология. – 2000. – № 5-6. – С. 58-63.
32. Малиновский, Б. Функции социальной терапии / Б. Малиновский // Технологии социальной работы РГСУ. – 2013. – № 2. – С. 132-133.
33. Маркелова, Т.В. Субъектность как свойство личности пожилых людей при адаптации в посттрудовой период / Т.В. Маркелова, И.Н. Дунаева Ж.А. Шуткина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 1. – С. 253-260.
34. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова, Т.И. Лавренова // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 120-125.
35. Мельникова, Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации : подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск, 1998. – Т.1. – С. 31-49.
36. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.А. Миннигалеева. – Москва, 2004. – 19 с.
37. Мусина-Мазарова, Г.Х. Типологические особенности социальной адаптированности и дезадаптированности людей пожилого возраста / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Сорокина, И.А. Потапова // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 2. – С. 11-16.
38. Петрова, Н.Н. Психосоциальная адаптация в кризисном периоде / Н.Н. Петрова // Журнал прикладной психологии. – 1999. – № 4. – С. 17-20.
39. Позднякова, О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О.В. Позднякова // Социально-экономические явления. – 2011. – № 2. – С. 123-127.
40. Попов, В.Г. К вопросу о соотношении понятий «социальная адаптация» и «социализация» / В.Г. Попов // Вестник ЧГУ. – 2013. – № 1. – С. 65-69.
41. Примак, Ю.А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю.А. Примак, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М., 2012. – С. 54-58.
42. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2000. – 416 с.
43. Романова, И.В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду в условиях современного российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.04 / И.В. Романова. – Улан-Удэ, 2002. – 18 с.
44. Ростовцева, М.В. Социальная дезадаптация личности как объект философского анализа / М.В. Ростовцева, З.В. Хохрина, А.А. Машанов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2806-2812.
45. Сагайдак, Н.Н. Понятие «адаптация» в современной психологии / Н.Н. Сагайдак, М.Л. Спирина // Студенческая наука 21 века. – 2016. – № 1. – С. 216-218.
46. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости / Т.Г. Светличная, А.А. Кузнецова // Экология человека. – 2005. – № 11. – С. 37-41.
47. Словарь-справочник по социальной геронтологии / Под ред. Б. Тукумцева. – Самара, 2003. – 208 с.
48. Сорокина, С.В. Инновационные методы и формы работы с пожилыми людьми / С.В. Сорокина // Инновационная работа с пожилыми людьми. – 2015. – № 4. – С. 66-67.
49. Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми : методическое пособие / отв. ред. Н.Б. Шмелева. – Ульяновск : УлГУ, 2007. – 196 с.
50. Токарский, Б.Л. Социологическое исследование социально-психологической адаптации пожилых граждан в условиях стационарного социального обслуживания / Б.Л. Токарский, Н.М. Токарская // Вестник ТГПУ. – 2006. – № 1. – С. 57-61.
51. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – № 2. – С. 164-168.
52. Фирсов, М.В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М. : Юрайт, 2015. – 390 с.
53. Фурман, Ю.В. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью людей пожилого возраста / Ю.В. Фурман // Социальная работа с современном мире : взаимодействие науки, образования и практики. – 2015. – № 1. – С. 224-227.
54. Хисматуллина, З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З.Н. Хисматуллина // Вестник КТУ. – 2010. – № 3. – С. 41-48.
55. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М. : «Дашков и К», 2003. – 296 с.
56. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
57. Щанина, Е.В. Организация досуга пожилых людей / Е.В. Щанина // Общественные науки. – 2013. – № 4. – С. 149-154.
58. Щетинина, Е.В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах / Е.В. Щетинина // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 834-836.
59. Эриксон, Э. Жизненный цикл : эпигенез идентичности / Э. Эриксон // Архетип. – 1995. – № 1. – С. 148-153.
60. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М. : Педагогика, 1996. – 139 с.