ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья [3].
Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.
Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни. При этом, в школьных учреждениях необходимо организовывать определенным образом сформированную среду, основным назначением которой является сохранение здоровья учащихся.
Цель исследования: изучить особенности приобщения младших школьников к нормам здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность и особенности культуры здорового образа жизни младших школьников;
2. исследовать сущность, педагогические средства воспитания культуры здорового образа жизни младших школьников;
3. охарактеризовать педагогические условия воспитания культуры здорового образа жизни младших школьников;
4. выявить уровень знаний о нормах здорового образа жизни учащихся 3-го класса;
5. организовать воспитательную работу в 3-м классе;
6. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: здоровый образ жизни.
Предмет исследования: условия приобщения младших школьников к нормам здорового образа жизни.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, научной, методической литературы; анкета Ю.В. Науменко; сопоставительно-сравнительный анализ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОРМАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Сущность и особенности культуры здорового образа жизни младших школьников
Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.
В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против алкоголя.
Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А. Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [1; 7].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПО ПРИОБЩЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НОРМАМ ЗДОРОВОГО ЖИЗНИ
2.1 Выявление знаний о нормах здорового жизни учащихся 3-го класса
рамках проводимого исследования была проведена диагностика уровня сформированности представлений младших школьников собственном здоровье и здоровом образе жизни. Для этого было организовано анкетирование анкета «Отношение детей к ценности здоровья и образа жизни», Науменко Ю.В. констатирующей диагностике участие 23 3 «Б» класса.
Содержание анкеты охватывает такие аспекты культуры здорового образа жизни, как:
- правила личной гигиены;
- правильный дня;
- условия сохранения здоровья;
- элементарные знания об оказании первой помощи при порезах.
Содержание анкеты, к обработке результатов размещены в А
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.П. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую патологии.
Исследователи характеризуют здоровый образ жизни, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Понятие культуры образа жизни можно определить, как ценностное отношение личности к своему и осознанное стремление к его сохранению и укреплению; это сложное системно-структурное интегративное качество личности, отражающее личностные и социально-значимые потребности в здоровье, интегрированные знаниях и практической деятельности. Культура здорового образа жизни предполагает наличие определенных знаний в сфере здоровья, здоровье сберегающих технологий, мотивов, потребностей быть здоровым, отношения к собственному и здоровью окружающих как непреходящей ценности.
Исследователи выделяют несколько компонентов, определяющих полноту содержания культуры здорового образа жизни: аксиологический компонент; когнитивный компонент культуры зд образа жизни; информационно-коммуникативный компонент; поведенческий компонент.
Понятие культуры образа жизни в образовательном процессе играет существенную и включает в себя многоуровневую совокупность различных сфер жизни, структурообразующих компонентов. В рассматриваемом аспекте здорового образа жизни заключается, прежде всего, в у младших школьников понимания здоровья как непреходящей как высокого качества жизни. Формирование здоровьесберегающего пространства, в том числе в образовательной среде, является непреложным компонентом организации культуры здорового образа жизни.
1. Амосов, Н.М. Раздумия о здоровье/ Амосов. М.: и спорт, 63 с.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - Физкультура и 1990. - с.
3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье И.И. Брехман - М.: и спорт, - 212 с.
4. И.С. Здоровый жизни: Сущность и содержание по его /И.С. Грач Образование. - - №5. – С. 88-91. - (Здоровье образование).
5. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни учебник для студентов / В. И. Дубровский. Москва: Флинта, 1999. – 560 с.
6. Емельянова Светлана Алексеевна Педагогические формирования здорового образа жизни школьников Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-problemy-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-shkolnikov (дата обращения:
7. Казначеев, В.П. Здоровье нации феномен экологии XXI века / Казначеев // Материалы I Всероссийского «III тысячелетие. Пути к здоровью Москва, 15-17 мая 2001. - с.
8. Капалыгина, И. И. Формирование навыков здорового жизни: педагогическая поддержка / И. И. Капалыгина // журнал Праблемы выхавання: Штоквартальны навукова-метадычны часопiс / Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне". – 2006. N. – С. 13-18.
9. Кий, Н.М., Л.И. Формирование внутренней мотивации к образу жизни в образовательной организации Н.М. Кий, Л.И. Мин // Вестник БГУ. 2015. №5.
10. Ковалева, В. Н. Культура здорового образа и особенности её формирования: образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Культура здорового образа жизни / В. Н. Ковалева // Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Н. Ковалева. – Минск: Нац. ин-т образования (НИО), 2010. – С. 6-37.
11. Корзенко В. Н. Основы формирования образа жизни школьников: пособие для общеобразовательных учреждений / В. Корзенко, А. Л. Смотрицкий, Г. Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования 2009. – 176 с.
12. Курс "Здоровый образ жизни": Программа // журнал Здаровы лад жыцця: Навукова-метадычны часопис / Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне". – 2001. N6. – 3-8.
13. Лисицын, Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом жизни / Ю.П. Лисицын. - М.: Просвещение, -231 с.
14. Митяева, А. М. образ жизни: пособие для вузов / М. Митяева. Москва: Академия, – 144 с.
15. Нарскин Г. И. Здоровый образ жизни: курс лекций / Г. И. Нарскин. – Гомель Гомельский гос. 2003. – с.
16. Петрова О.В. и компоненты здорового образа студентов // БГУ. 2014. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-komponenty-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov Дата обращения: 08.12.2017.
17. Н. В. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и здоровья / Н. В. Самусева // журнал Адукацыя i выхаванне / М-во образования РБ. – 2007 – N9. С. 26-31.
18. Формирование здоровья детей молодежи, проживающих территориях радионуклидного загрязнения Пособие учителей физической культуры / Под общей М.Е. Кобринского А.Г. Фурманова
19. Щербинская В. П. Формирование здорового жизни школьников В. П. Щербинская // журнал Здаровы жыцця Навукова-метадычны часопис / Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне". – 2003. – N6. – С. 16-18.
20. Яковлева, А. В. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни / В. Яковлева, И. В. Кодирова // журнал Ребенок детском саду: хранится за 2001, с 2004 по 2013. – 2013. – N6. С. 19-25.