ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Особенности педагогического процесса в начальной школе
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3 Особенности развития творческой активности учащихся начальных классов в педагогическом процессе
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие детского творчества является актуальной задачей системы образования. Современный мир требует изменений как в учебной, так и в трудовой деятельности. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, в современной школе до сих пор сохраняется не творческий подход к получению знаний.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению, дети теряют радость открытий. Современное школьное образование в основном продолжает ориентироваться на развитие логического мышления ученика. Такой подход к обучению может замедлить развитие творческой стороны личности. Поэтому поиск решения проблемы развития творческой деятельности актуален и требует всестороннего рассмотрения.
Развитие творческой познавательной деятельности – тема очень актуальна для начальной школы и ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка. К сожалению, приходится констатировать, что к середине учебного года первоклассник, так жаждущий пойти в школу, жаждущий чего-то нового, неизвестного, вдруг затухает радостное ожидание школьного дня, имеет начальную тягу к обучению.
Задача учителя – научить ребенка выделять учебное задание, видеть в нем отдельные, не похожие друг на друга, задачи. Опора на творчество учеников – это один из основных методов создания позитивной мотивации для преподавания. Каждый творчески работающий учитель достигает этого, используя собственные методы развития творческих познавательных интересов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Особенности педагогического процесса в начальной школе
Вопрос, имеющий первостепенное значение для педагогики, заключается в разработке и совершенствовании научно обоснованной педагогической системы для целостного педагогического процесса. В педагогической научной литературе появились некоторые определения педагогического процесса.
Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение задач развития и образования.
Несколько иное определение педагогического процесса дает Е.К. Брыкина, рассматривая его не только как целенаправленный процесс, но и как богатое организационное взаимодействие между педагогической деятельностью взрослых и самообменом ребенка в результате активной жизненной деятельности под руководством и воздействием педагогов [2, с.58].
С.И. Виленчик определяет педагогический процесс как «развитие взаимодействия педагогов с воспитанниками, направленное на достижение поставленной цели и ведущее к заранее спланированному изменению состояния, трансформации свойств и качеств воспитанников». Таким образом, главной особенностью педагогического процесса является его внутренняя целостность.
Целостность – это синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных стимулирующих действий и деятельности участвующих в нем субъектов. Целостность педагогического процесса указывает на внутренне связанную совокупность многих процессов. В нем неразрывно связаны процессы обучения, воспитания, воспитания, развития и становления [3, с.42].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организованное взаимодействие между педагогами и учащимися с целью решения воспитательных и обучающих задач. Основными движущими силами педагогического процесса являются противоречия, которые преодолеваются в процессе учебной деятельности.
Произвольность и сознание всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее посредничество являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и собственных изменений, возникающих в результате развития образовательной деятельности, выходит за рамки обучения и охватывает широкий круг областей жизни младшего школьника, включая взаимоотношения с другими людьми.
Формирование творческой активности в педагогическом процессе представляет собой необходимый компонент образовательного воздействия, без которого невозможно развитие личности ребенка в целом.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: УО «Средняя школа № 2» г. Лоев. В исследовании приняли участие 15 учащихся 1 класса младшего школьного возраста. Выборка составила 6 (40%) девочек и 9 (60%) мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1.На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2.На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3.На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения особенностей развития творческой активности у детей младшего школьного возраста, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: творческая активность.
Предмет исследования: особенности развития творческой активности в младшем школьном возрасте.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью определения уровня развития творческой активности и основных компонентов творческого мышления, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Несуществующее животное», «Закончи рисунок». В ходе исследования нами было определено, что:
– высокий уровень творческой активности характерен для 47% опрошенных детей;
– средний уровень характерен для 20% обследуемых;
– низкий уровень характерен для 33% обследуемых детей.
Результаты исследования основных компонентов творческого мышления детей младшего школьного возраста:
– высокий уровень характерен для 33% обследуемых;
– средний уровень проявляется у 53% детей;
– низкий уровень характерен для 14% опрошенных.
Таким образом, мы выявили, что есть небольшая группа детей, для которых необходима помощь в рамках формирования оптимального уровня творческой активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организованное взаимодействие между педагогами и учащимися с целью решения воспитательных и обучающих задач. Основными движущими силами педагогического процесса являются противоречия, которые преодолеваются в процессе учебной деятельности.
Произвольность и сознание всех процессов, их интеллектуализация и внутреннее посредничество являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и собственных изменений, возникающих в результате развития образовательной деятельности, выходит за рамки обучения и охватывает широкий круг областей жизни младшего школьника, включая взаимоотношения с другими людьми.
Формирование творческой активности в педагогическом процессе представляет собой необходимый компонент образовательного воздействия, без которого невозможно развитие личности ребенка в целом.
С целью определения уровня развития творческой активности и основных компонентов творческого мышления, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Несуществующее животное», «Закончи рисунок». В ходе исследования нами было определено, что:
– высокий уровень творческой активности характерен для 47% опрошенных детей;
– средний уровень характерен для 20% обследуемых;
– низкий уровень характерен для 33% обследуемых детей.
Результаты исследования основных компонентов творческого мышления детей младшего школьного возраста:
– высокий уровень характерен для 33% обследуемых;
1. Березина В.Г. Детство творческой личности. СПб. 2011. 60 с.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей [под науч. ред. Комаровой Т.С.] М. 2012. 147с.
3. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2011. 276 с.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М. 2009. 193 с.
6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
7. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М. 2006. 274 с.
8. Казакова Р.Г., и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. 2010. 188 с.
9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М. 2006. – 255 с.
10. Комарова Т. Коллективное творчество детей. М. 2008. – 90 с.
11. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М. 2009. – 86 с.
12. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 2006. 112 с.
13. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск. 2009. 56 с.
14. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Форум, 2003. 184 с.
15. Лук А.Н. Психология творчества. М. 2018. 125 с.
16. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М. 2010. 144 с.
17. Мелик-Пашаев А. Ступени творчества. М.: Академия, 2007. 194 с.
18. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М.: Академия, 2011 187 с.
19. Полуянов Д. Воображение и способности. / Д. Полуянов. М. 2015. – 50 с.
20. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.
21. Саккулина Н.Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Академия, 2007. 202 с.
22. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М. 2015. 210 с.
23. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М. 2010. 172 с.
24. Шустерман М.Н. «Поваренная» книга воспитателя. / В.В. Вдовина. М. 2014. 50 с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста М. 2010. 132 с.