ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности в современных условиях. Сегодня востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности детей, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков.
Творческое мышление является важным компонентом развития личности учащегося, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия. При этом исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше. Уровень развития творческого мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека.
Творческое мышление младшего школьника – это осознанный, целенаправленный и управляемый процесс, связанный с поиском ребенком собственного варианта решения проблемы (задачи) и созданием творческого продукта детской деятельности как результата его творческого мышления.
Методологической основой исследования являются концепции, исследования по проблеме развития творческого мышления, которые принадлежат принадлежат Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономареву, В.Н. Дружинину, И.Я. Лернеру. Творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.).
Цель исследования: изучить развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста в обучении.
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
Задачи исследования:
а) рассмотреть сущность и особенности творческого мышления младших школьников;
б) определить педагогические средства развития творческого мышления младших школьников в обучении;
в) определить педагогические условия развития творческого мышления младших школьников в обучении;
г) выявить особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
а) теоретический анализ научно-методической литературы;
б) адаптированный вариант опросника Дж.С. Рензулли.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогом в обучающем процессе для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, а также для составления рекомендаций по развитию творческого мышления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ
1.1 Сущность и особенности творческого мышления младших школьников
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза [7, с. 117].
В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно- действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – это различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов.
Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме.
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом.
ГЛАВА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ В ОБУЧЕНИИ
2.1 Выявление уровня развития 2-го класса
Экспериментальное проводилось среди начальной школы «А» класс). Участие в эксперименте 20 учеников вторых классов.
Диагностика проводилась адаптированному варианту креативности Дж.С. Рензулли и Р.К. Хартмана. Опросник Дж.С. Рензулли является экспресс-методом, быстро диагностику условиях ограниченного времени.
уровень креативности младших классов.
Опросник – это состоящий из пунктов, список творческого и поведения, специально для проявлений доступных внешнему наблюдению. Каждый оценивается основе наблюдений за поведением ребенка в различных (в классе, занятиях, Данный опросник провести экспертную креативности лицами: учителями, родителями, социальными и т.д.
детей младших классов, участвующих в исследова а также учителю предлагалось определить выраженности у каждого следующих характеристик.
Творческие характеристики:
1. Чрезвычайно любознателен в самых областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или проблем; часто предлагает необычные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим выражении своего мнения, иногда горяч споре; настойчивый.
рисковать; предприимчив решителен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
возникает и развивается с деятельностью человека на основе непосредственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные и взаимосвязи предметов и в обобщенном и опосредованном виде. – это социально обусловленный, неразрывно с речью психический процесс поисков открытия существенно нового, процесс опосредствованного обобщенного отражения действительности в ходе анализа и
У маленького ребенка еще нет того «репертуара знаний и который в определенном преодолеть, чтобы создать оригинальный, т.е. продукт. Ему не преодолевать потому что у него их он их только приобрести.
Детская креативность является личностным а есть характеристика состояния познавательной ребенка, с и стихии, другой. креативности принципиально связь с вероятно, достаточно и социально опасными личности (например, неконформностью Необходимы качественно возможности интеллекта, повышенная гибкость, продуцирования идей и т.д.
Степень проявления творческих зависит не только природных задатков степени её одаренности, но также от внутренней внешней мотивации. В данном случае, творчества – реакция социума, ближайшего окружения, которая быть и положительной (поощрение вниманием, признание, материальное и др.), и отрицательной (критика, наказание). этом исследователи отмечают, что наиболее полно внешняя проявляется если она исходит от группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую от уровня внутренней мотивации, чем уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
1. Алексеева, Алексеева, Т.И., М.В. Психологические детерминанты развития креативности в старшем дошкольном возрасте / М.Н. // Прикладная психология и психоанализ. – – №3. – С. 2-3.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань. – 1996. – 568 с.
3. Бендас, Т.В. Гендерная / Т.В. Бендас. СПб. – – 214 с.
4. Д.Б. Интеллектуальная как проблема творчества / Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. 1983. – 246 с.
5. Бушуева, Л. Методы активизации творческого мышления школьников / Л. С. Бушуева Начальная школа . – 2008 . – N3 . С. 13-16.
6. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности: автореф дисс. … докт. психол. наук: 19.00.13 / А.Н. – Москва. 2004. – 376 с.
7. Л.С. Педагогическая психология / – М.: Педагогика, 1991. – с.
8. Гилфорд Дж. мышления / Гилфорд – М.: 1968. 562 с.
9. Т.В. Развитие как устойчивого личности школьном возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Демидова. – Армавир. – 2003. – 170
10. Дружинин, В.Н. Психология общих В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Питер, – 368 с.
11. Л.Б. Психология творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. М.: Академ. проект, 2005. 304 с.
12. Игнатович, В. Г. творческого потенциала личности школьника / В. Г. Игнатович, Л. А. Литвинчук // Сацыяльна-педагагiчная работа . – 2009 . N6 . – С. 17-21.
13. Ильин, Е.П. творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
14. Кларин, М. В. Развитие критического и творческого мышления / М. В. Кларин // Школьные технологии . – 2004 . – N2 . – С. 3-10.
15. Кудрявцев, В. Творческий характер развития и развитие творческих способностей / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание . – 1998 . – N10 . – С. 73-80.
16. Львова, И.В. Психологические факторы креативности личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Львова. 2005. – 203 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. 436 с.
18. Лёвина, И.А. Взаимосвязь когнитивной креативности и личностных особенностей на материале возраста: автореф. дисс.... канд. психол. наук: 19.00.01 И.А. Левина. – Москва. – 2005. – 201 с.
19. Лютова, Е.К. Развитие креативность школьников с различными уровневыми структурными характеристиками интеллекта: автореф. дисс. … канд. психол. 19.00.11 / Е.К. – – 2000. 192 с.
20. Ниренберг, Д. И. Искусство творческого мышления / Д. И. Ниренберг . – Минск : Попурри, 1996 . – 240 с.
21. Подгузова, Креативность личности: возможности развития условиях вуза: монография / Е.Е. Подгузова. – СГИИ, 2001. 119 с.
22. Пузеп, Л.Г. Психологические механизмы креативности личности: автореф. дисс. … канд. 19.00.01 / Л.Г. Пузеп. – Омск. – 2006. – 180 с.
23. Ратникова, Н. В. Формы развития творческих способностей учащихся / Н. В. Ратникова // Чалавек. Грамадства. Свет . – 2004 . – N1 . – С. 25-30.
24. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский . – Ярославль : Академия развития, 1996 . – 192 с.
25. О. В. Развитие творческого младших школьников О. В. // Веснiк адукацыi . – . – N11 . – 12-20.
26. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Б.М. Теплов. М., 1961.
27. Теслюк, Н.П. Метод "Шесть думающих шляп", или развитие творческого мышления обучающихся / Н. П. Теслюк // Адукацыя i выхаванне. – 2015 . – N10 . – С. 67-71.
28. Телегина, Э. Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э. Д. Телегина // Мир психологии . – 2003 . – N2 . – С. 233-245.
29. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты/ Е.Е. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
30. Туник Е.Е. креативности Джонсона Е.Е. Туник. СПбУПМ, 1997.
31. Е.Е. Модифицированные тесты / Е.Е. Туник. Речь, 2003.
32. Цхай, И.К. и аспекты креативности: автореф. дисс. .. канд. психол. Наук Е.Е. Туник 19.00.11 / Цхай. – – 2000. 158 с.
33. Федосюк, С. И. Развитие творческого мышления у детей / С. И. Федосюк // Пачатковая школа. – 2009 . – N2 . – С. 48-49.
34. Чернецкая, Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и развитие в процессе обучения: автореф. дисс. … канд. наук: 19.00.07 / Чернецкая. – Иркутск. – 2002. – с.
35. Чумакова, С. Развитие творческих младших школьников : методические рекомендации / С. П. Чумакова . Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, . – 34 с.
36. Яковлев, Е.В., Яковлева, Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М., 2006. – 239 с.