Организация игровой деятельности на уроках в первом классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация игровой деятельности на уроках в первом классе»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Организация игровой деятельности на уроках в первом классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры по формированию устного счета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игры для решения задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для решения примеров.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1 Сущность игровой деятельности в первом классе
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся первого класса
1.3 Охарактеризовать игры в первом классе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1 Педагогические условия организации игровой деятельности на уроках в первом классе
2.2 Роль педагога в организации игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная сфера современности сложна и противоречива. Приоритет жизненно важных ценностей и свободного развития личности, обусловленный гуманистическим характером образования, требует коренных изменений в этой области, связанных с необходимостью развития творческого мышления, адаптивных возможностей, умственной самостоятельности обучающихся, созданием возможностей для развития творческой активности, формирования саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. В процессе формирования групп педагог учитывает уровень знаний и эрудированности учащихся, их интересы и психологические особенности. Учащиеся справляются с игровой задачей и в процессе достижения цели не только реализуют накопленные знания и делятся ими с окружающими, но и активно накапливают багаж новых знаний, умений и навыков. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1 Сущность игровой деятельности в первом классе
В научной литературе понятие «игра» рассматривается с нескольких сторон. Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, «двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта» [3, с. 24]. Ф. Шиллер считал игру «специфически человеческой формой жизнедеятельности» [34, с. 7].
Изучив литературу, касающуюся данного исследования, следует отметить, что игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества она переплеталась с магией, культовым поведением, была тесно связана со спортом, искусством. Игра, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей.
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского и А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1 Педагогические условия организации игровой деятельности на уроках в первом классе
На основании проведенного анализа литературы мы выявили, при каких условиях можно организовать успешно игру. Представим их ниже.
Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия "педагогические условия" позволяет выделить ряд положений, важных для понимания данного феномена всеми участниками педагогического процесса:
а) условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
б) педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;
в) в программно-методическое оснащение образовательного процесса должно активно использоваться учебное и техническое оборудование;
г) реализация правильно выбранных педагогических условий должна обеспечивать развитие и эффективность функционирования педагогической системы.
А.С. Сивцева в своей работе определяет, что в современной науке выделяются следующие педагогические условия, целью которых является обеспечение оптимальности педагогического процесса:
- организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса;
- психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая деятельность строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровой деятельности из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя школы.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей. Использование игровых форм обучения на начальной ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также из-за психофизиологических особенностей учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения учащихся младших классов.
1. Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
3. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
4. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
5. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
6. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
7. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: книга для учителя / О.С. Газман, [и др.] – М.: Просвещение, 1988. – 160 c.
8. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
9. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
10. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
11. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
12. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с.
13. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
15. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
16. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. – М. : Политиздат, 2001. – 383 с.
17. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.:Феникс,2005 – С.206 209.
18. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
19. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
20. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
22. Обухова, Т.И. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха) / Т.И. Обухова. – Минск: Зорны Верасок, 2003. – 64 с.
23. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
24. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 192 с.
25. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
26. Развитие личности ребенка в деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. Л.Б. Горунович. – Минск: Беларусь, 2002. – 128 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
29. Сивцева, А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого – Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf.
30. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
31. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
32. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
33. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
34. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.
35. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс] / Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200001403.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры по формированию устного счета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игры для решения задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для решения примеров.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты