Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья [17].
Одной из важнейших задач современного школьного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение школьников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, учителей и других работников школы.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.
Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в школьных учреждениях чаще всего с этой целью используются активные досуги и занятия, которые не всегда приносят ожидаемый эффект, так как реализуются без соблюдения педагогичесикх условий валеологического воспитания, без использования необходимых средств формирования культуры здрового образа жизни школьников.
Ученые С.П.Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались В.М. Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змия».
Кроме того, проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [14].
Подробнее отснаовимся на том, что такое здоровье и здоровый образ жизни. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье дается следующим образом: «...состояние полного, физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С.В.Попова, если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что здоровье является абстракцией, и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или физические дефекты, даже в стадии компенсации.
уровня сформированности культуры здорового образа жизни проводилось среди детей младшего школьного возраста, в 1 «Б» классе. В частности, исследовалась степень сформированности культуры питания у младших школьников. В эксперименте принимало участие школьников. Исследование проводилось при участии педагога и вопитателя группы продленного дня. Чтобы продиагностировать уровень сформированности культуры питания школьников, методы:
1. педагогическое наблюдение за детьми;
2. анкетирование родителей.
Наблюдение проводилось следующим параметрам:
1. умеют ли дети правильно сидеть за столом;
2. ли салфетками;
3. знают ли школьники названия блюд;
4. соблюдают ли правила поведения столом;
5. используют ли столовые приборы по назначению.
Анкетирование для родителей включало вопросы:
- знаете вы правила поведения за столом?
- знаете ли секреты аппетита ?
- как правильно сервировать стол?
- умеют ли дети пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, блюдце)?
- какие являются вредными и какие полезными?
- говорите с детьми о пользе фруктов?
Для более достоверных результатов анкетрирование проводилось анонимно. родителей показало, что вопросы культуры питания практически для каждой семьи. Не всегда родители знают способы и приемы организации приема пищи таким образом, чтобы ребенок не капризничал, вел себя за столом. Как оказалось, частой проблемой является употребление перед приемом пищи сладкого: конфет, соков, напитков, которые быстро снижают аппетит. После этого запланированный прием пищи представляет собой довольно большую трудность, так ребенок уже не хочет есть.
1. Понятие здоровья и здорового образа жизни является включающим многие факторы. В настоящее время данная проблема является особенно актуальной, разработкой занимаются многие исследователи. В частности значительное количество исследований посвящено формированию образа жизни детей школьного возраста, формированию у детей представлений о здоровье незыблемой ценности.
2. Как отмечают исследователи валеологического воспитания, формирование здорового образа жизни в школе связано с соблюдения режима учебы, труда и отдыха. В школе и дома необходимо создавать нормальные условия для занятий, менять места расположения учащихся, приучать к выполнению режима дня. К гигиеническим условиям относят ношение удобной одежды и обуви, чистоту воздуха, питьевой воды, освещенность жилища, рациональное и полноценное питание. Больших усилий требует работа по профилактике у детей вредных привычек. Устранение негативных явлений и создание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состояния учащихся.
Организация воспитания здорового образа жизни детей младшего школьного возраста отличается многоуровневостью, многоаспектностью. Реализация валеологической направленности учебно-воспитательного процесса должна проводиться на всех уровнях учебной деятельности младшего школьника, а также на организовываться на всех уровнях функционирования школьного учреждения при плотном взаимодействии школьников, педагогов, администрации учреждения образования и родителей. Это обеспечит сохранение здоровья школьников во время его обучения и воспитания в школе и сформирует у него представление о собственном здоровье как о важнейшей жизненной ценности
1. Многие исследователи озабочены тем, что в настоящее время наблюдается явное противоречие в системе воспитания. Оно заключается в том, что все большее количество различных форм пропаганды здорового образа жизни (лекции, беседы, встречи, занятия и т.д.) не могут повлиять на возрастающее негативное отношение подрастающего поколения к таким призывам. В данном случае в педагогической литературе выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на эффективность педагогических усилий в сфере валеологического воспитания. Данные факторы приводят к выводу о том, что педагогическое внимание необходимо сосредоточить на формировании культуры здорового образа жизни именно через осмысление здоровья как знания, ценности, а также внутреннего побуждения к освоению этой сферы жизни.
1. Амосов,Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М.Амосов. – М.: Физкультура и спорт, 1987.–64 с.
2. Бедулина, Г. Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование : пособие для педагогов / Г. Ф. Бедулина . – Минск : Нац. ин-т образования (НИО), 2009 . – 192 с.
3. Гаджиева, А. Х. Воспитание навыков здорового образа жизни у младших школьников / А. Х. Гаджиева // журнал Педагогика . – 2011 . – N1 . – С. 119-122.
4. Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально гуманитарные знания – 1999,-№4.-С. 185-192. 6 Засобина Г. А. Назаров В.И. и др. Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе. - Иваново, 2003. - 192 с.
5. Жмыхова, И.И. Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / И.И. Жмыхова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/14/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-detey . – Дата доступа: 28.11.17.
6. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
7. Капалыгина, И. И. Деятельность педагога по формированию у учащихся здорового образа жизни / И. И. Капалыгина // журнал Праблемы выхавання: Штоквартальны навукова-метадычны часопiс / Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне" . – 2009 . – N4 . – С. 55-59.
8. Кацуба, О.П. Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / О.П. Кацуба. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609772/ . – Дата доступа 28.11.17.
9. Ковалева, В. Н. Культура здорового образа жизни и особенности ее формирования : образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни. Культура здорового образа жизни / В. Н. Ковалева // Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / В. Н. Ковалева . – Минск : Нац. ин-т образования (НИО), 2010 . – С. 6-37.
10. Корзенко, В. Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников : пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В. Н. Корзенко, А. Л. Смотрицкий, Г. Е. Смотрицкая . – Минск : Нац. ин-т образования (НИО), 2009 . – 176 с.
11. Корначева, И.М. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Электронный ресурс] / И.М. Корначева. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571546/ . – Дата доступа: 28.11.17.
12. Кулаковский, О. А. Формирование культуры здорового образа жизни / О. А. Кулаковский // журнал Адукацыя i выхаванне / М-во образования РБ . – 2004 . – N8 . – С. 53-58.
13. Лобковская, Е. А. Нравственная саморегуляция здорового образа жизни как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Лобковская // журнал Адукацыя i выхаванне : хранится с 1992 г. / М-во образования РБ . – 2015 . – N12 .
14. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / А.М. Митяева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
15. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни : учебное пособие для студентов вузов / А. М. Митяева . – Москва : Академия, 2008 . – 144 с.
16. Новикова, О.А. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Электронный ресурс] / О.А. Новикова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/19/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshikh-shkolnikov . – Дата доступа: 28.11.17.
17. Раевский,Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р.Т.Раевский, С.М.Канишевский; под общ. ред. Р.Т.Раевского. – Одесса: Наука и техника, 2008.– 556 с.
18. Фурманов,А.Г. Здоровый образ жизни. 15 уроков по профилактике вредных пристрастий:метод. пособие / А.Г.Фурманов, Ю.Н. Князев. – Минск: Тесей, 2003.– 60 с.
19. Фурманов, А.Г. Формирование здорового образа жизни: пособие / А.Г.Фурманов, В.А.Горовой. – Мозырь: УОМГПУ им.И.П. Шамякина, 2012. –201 с.