Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования природоведческих понятий у младших школьников
1.1 Природоведческие понятия как психолого– педагогическая проблема
1.2 Иммерсивный театр как социокультурное явление
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по формированию системы природоведческих понятий у младших школьников
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников
2.2 Опытно–экспериментальная работа формированию природоведческих понятий у младших школьников
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию природоведческих понятий у младших школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Экологическое образование, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на его основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у детей. Таким образом, целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры.
В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.
Цель работы: изучить особенности развития природоведческих понятий у младших школьников средствами иммерсивного театра.
Объект исследования: развитие природоведческих понятий у младших школьников.
Предмет исследования: развитие природоведческих понятий у младших школьников средствами иммерсивного театра.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования природоведческих понятий у младших школьников
1.1 Природоведческие понятия как психолого– педагогическая проблема
В настоящее время вопрос о формировании и развития природоведческих понятий является довольно актуальным и в то же время сложным как в теории методики, так и в практике обучения. Важность данного вопроса подтверждается научным интересом многих известных ученых, среди которых особо можно отметить следующих: Е.К. Войшвилло [7], Н.Ф. Талызина [19], К.П. Ягодовский [23] и др.
Непосредственно в данном исследовании термин «понятие» рассматривается в качестве категории, используемой философией, логикой, психологией, педагогикой. В Большой Советской Энциклопедии понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам [18].
В педагогических науках термин «понятие» трактуется как форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков [1, c. 45]. Если рассматривать определение термина «понятия» в других науках, таких как философия, логика, психология, то можно сделать вывод о том, что каждая наука в своем определении отражает наиболее важные для нее категории. Однако стоит отметить, что все определения термина приводят к тому, что понятия представляют собой обобщенные знания, которые отражают существенные свойства предметов и явлений.
Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по формированию системы природоведческих понятий у младших школьников
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников
С целью изучения уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников нами была организовано и проведена опытно–экспериментальная работа на базе .
В эксперименте приняли участие 25 учащихся начальной школы – 3–й класс. Средний возраст детей – 8,5 лет. Список участников эксперимента дан в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников.
Для осуществления констатирующего этапа педагогического эксперимента использовалась следующий комплекс методик:
- методика «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук.
- диагностическая методика «Оцени поведение в природе».
Методика «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах.
По данной методике были выявлены следующие показатели сформированности экологической культуры младших школьников:
- экологические знания о единстве природе.
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.
- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Заключение
Природоведческие понятия, или естествоведческие понятия, представляют собой понятия, применимые в области знания экология и природоведение. По содержанию природоведческие понятия можно классифицировать по видам: биологические, географические, геологические, сельскохозяйственные, физические, экологические.
Теоретический анализ показал, что развитие понятий – это длительный процесс, в котором понятие обогащается все новыми характеристиками при постоянном сообщении новых знаний, их осмыслении и связи с уже имеющимися знаниями. Руководство этим процессом осуществляется через систему повторения и практикования знаний, применением все усложняющихся вопросов и заданий, среди которых видное место должны занимать вопросы и задания на установление логических связей между отдельными усвоенными понятиями.
Иммерсивный театр – это театр вовлечения. Буквального и наиболее полного вовлечения зрителя во всё происходящее на сцене. Зритель перестаёт быть созерцателем и становится участником действа.
Иммерсивность – это модное течение, которое, вполне вероятно, скоро станет новым эволюционным этапом театрального искусства.
С целью изучения уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников нами была организовано и проведена опытно–экспериментальная работа на базе .
В эксперименте приняли участие 25 учащихся начальной школы – 3–й класс. Средний возраст детей – 8,5 лет.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности природоведческих понятий у младших школьников. Для осуществления констатирующего этапа педагогического эксперимента использовалась следующий комплекс методик: методика «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук, диагностическая методика «Оцени поведение в природе».
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. ‒ М.: туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Алексеев, С.В, Симонова Л.В. Идея целостности экологического образования младших школьников / С.В. Алексеев, Л.В. Симонова // Журнал начальная школа, – 2000 – № 5 – С. 29 – 32.
3. Вахрушев, А.А. Экологическое образование – гарантия будущего для человечества / А.А. Вахрушев //Журнал начальная школа плюс до и после, 2013 – № 11 – С. 8 – 14.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление младших школьников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
5. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширкова. – М.: Знание, 2009. – 64 с.
6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
7. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2006, с. 35–41
8. Зверев, И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев – М.: Просвещение, 2003. – 383 с.
9. Иммерсивный театр: что это такое и где искать его в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moscowseasons.com/articles/immersivnyi-teatr-chto-eto-takoe-i-chto-posmotret-v-moskve/.
10. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у младших школьников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33–37.
11. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 2009. – С. 3 – 15.
12. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
13. Куприянова, М. К Общая фенология как наука / М.К. Куприянова // Региональные эколого–географические исследования и инновационные процессы в образовании: материалы всероссийской научно–практической конференции, Екатеринбург, 16 – 17 марта 2006 г. – Екатеринбург, 2006.– 227 с.
14. Леонтьев, М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 2014. – №3. – с. 5.
15. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М.: РЭФИА, 2016. – 51 с.
16. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития / Н.А. Менчинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 2008. – 188 с.
17. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб. – метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 126 с.
18. Остапенко, В.В. Формирование экологической культуры младших школьников / В.В. Остапенко // Журнал начальная школа, 2010 – №2 – С. 53 – 55.
19. Пакулова, В.М., Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В. И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010. – 45 с.
20. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов // И.В. Цветкова – Ярославль: Академия развития, 2017. – 192 с.
21. Что такое иммерсивный театр? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.timeout.ru/msk/feature/465269. – Дата доступа: 24.02.2020
22. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ / Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2015. – 160 с.
23. Ягодовский, К.П. Методика естествознания для вспомогательной школы // К.П. Ягодовский, Л.А. Исаенко. – М., 2016. – 185 с.