Формирования элементарных экономических представлений в процессе предмета человек и мир
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Формирования элементарных экономических представлений в процессе предмета человек и мир»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2020
30 BYN
Формирования элементарных экономических представлений в процессе предмета человек и мир
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования элементарных экономических представлений в процессе преподавания предмета Человек и Мир
1.1 Элементарное экономическое представление как психолого-педагогическая проблема
1.2 Специфика преподавания предмета «Человек и мир» в Республике Беларусь
Глава 2 Пути и средства формирования элементарных экономических представлений в процессе преподавания предмета Человек и Мир
2.1 Выявление уровня экономических представлений учащихся младших классов
2.2 Программа экономического воспитания учащихся начальных классов в процессе в процессе преподавания предмета «Человек и мир»
Заключение
Список литературы
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы экономического воспитания младших школьников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому желательно, чтобы маленькие граждане республики уже со своих первых шагов учились ориентироваться в современной ситуации.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним школьникам предстоит жить в двадцать первом веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно поэтому при сложившейся социокультурной ситуации одной из важнейших задач современной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
На первый взгляд, слова «экономика» и «школьник» могут показаться несовместимыми. Тем не менее, каждый современный человек должен знать азы экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в социуме и грамотно решать свои финансовые проблемы.
Социальная действительность, темп современной жизни требуют нового уровня экономических знаний. Современные дети в будущем должны будут овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний, особой экономической культуры, профессиональных и личностных качеств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
1.1 Элементарное экономическое представление как психолого-педагогическая проблема
Исследования в области экономического воспитания детей были начаты в конце 80-х годов XX века.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания и экономического образования весьма сложна и неоднозначна.
А. Л. Журавлев [10] с позиций психологии обосновывает модель исследования экономических представлений младших школьников о бедном и богатом человеке, путем раскрытия сущности и специфики феномена экономической социализации формирующейся личности. Представления о бедных и богатых реальных людях начинают формироваться в раннем возрасте, вместе с системой представлений о других людях и о себе. Впервые дети сталкиваются с концепцией бедности и богатства при прослушивании сказок и общении с родителями. Образы богатого царя или бедного рыбака, обделенного наследством третьего сына и др. лежат в основе формирования представлений детей о неравенстве, социальной справедливости, бедности и богатстве, бедном и богатом человеке и отличаются от представлений о реальном бедном/богатом тем, что носят обобщенный, культурно обусловленный характер, в то время как в представлениях родителей, передающих ребенку информацию о реальном бедном/богатом человеке, отражается их опыт взаимодействия с людьми и результаты самоидентификации самих родителей в категориях «бедный-богатый».
ГЛАВА 2 ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР
2.1 Выявление уровня экономических представлений учащихся младших классов
С целью практического изучения уровня сформированности экономических представлений у младших школьников было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальные исследования проводились на базе … в 1 классе. В эксперименте приняли участие 24 школьника.
На первом этапе исследования был диагностирован уровень экономических представлений детей младшего школьного возраста.
Для решения этой проблемы были использованы:
- метод беседы с детьми (определение уровня сформированности базовых экономических знаний);
- игровые упражнения (выявление уровня базовых экономических навыков, направленных на улучшение производства и труда, умение рационально использовать материальные ценности, рациональное использование оборудования и материалов). Содержание игр находится в Приложении A;
- метод наблюдения (определение уровня сформированности экономически значимых личностных качеств, в том числе трудолюбия, дисциплины, ответственности и пр.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста разрабатывается лишь на теоретическом уровне. Об этом свидетельствуют лишь отдельные статьи, которые в большинстве своем представляют из себя «обзоры» экономических реалий и выводы о важности экономического воспитания, экономического мышления, сформированного экономического сознания. В редких случаях, в статьях указаны в обобщенном виде методические рекомендации по формированию экономических представлений на уроках или во внеурочной деятельности, что не дает нам полноценного представления о методической системе, используемой авторами соответствующих работ.
Экономическое воспитание в младшем школьном возрасте является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволявшие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.
Цель учебного предмета “Человек и мир” – воспитание и развитие качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры. В содержании учебного предмета “Человек и мир” традиционно представлены три содержательные линии: “Природа и человек”, “Человек и его здоровье”, “Человек и общество”, которые являются важнейшими компонентами изучения целостной системы “природа – общество – человек”.
1. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности / А.Ф. Аменд, И.А. Сасова. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
2. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы научно-практической конференции / под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 29-34.
3. Боровикова, Т. В. Формирование экономической культуры школьников / Т. В. Боровикова. - Соликамск : СГПИ, 1999. - 264 с.
4. Гафуров, М. Т. Педагогические условия формирования эколого-экономических знаний у школьников средствами естественно-географических дисциплин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №. 2.
5. Главатских, К. В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы / К. В. Главатских // Вестник Урмуртского университета. - 2011. - №. 2. - С. 124-128.
6. Голубева, Е. В. О характеристиках экономического воспитания младших школьников в семье / Е. В. Голубева // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог : Изд-во ТРТУ. - 2005. - №. 5. - С. 49.
7. Дыбина, О.В. Мир экономики глазами ребенка: методический материал / О.В. Дыбина. – Тольятти: Азус, 2000. – 70 с.
8. Жукова, Р. А. Экономика для дошкольников. Подготовительная группа / Р. А. Жукова. - Волгоград : ИТД «Корифей». - 112 с.
9. Журавлев, А. Л. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. - 2012.
10. Журавлев, А. Л. Представления младших школьников о бедных и богатых: методология исследования / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева // Вестник практической психологии образования №. - 2009. - С. 19.
11. Запорожец, А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / А.В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
12. Землянская, Е. Экономика для младших школьников [Электронный ресурс] / Е. Землянская // Начальная школа. - 2003. - №29. - Режим доступа : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302907
13. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными знаками / М. Калмыковская // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 24-26.
14. Киреева, Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. - Волго-град : Учитель, 2008. - 169 с.
15. Лобанова, М. А. Проектный метод в формировании экономической воспитанности детей 6-10 лет // Начальная школа. - 2011. - №. 4. – С. 89-92.
16. Максакова, В.И. Экономическая культура личности / В.И. Максакова. – М., 1989. - 257 с.
17. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 176 с.
18. Трещева, О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Л. Терещева. – Омск, 2003. – 51 с.
19. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
20. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : метод. рек. / Т. А. Шоры- гина. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
21. Юсупова, С. Г. Экономическое воспитание младших школьников / С. Г. Юсупова // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов: материалы международной научной конференции. - 2012. - С. 79.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Игры
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты