ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Профессиональное самоопределение
1.2 Готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников
1.3 Понятие ценностных ориентаций в психологии
1.4 Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении старшеклассников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию профессиональных ценностей старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников обусловлена нарастанием кризиса профессионального развития подростков и молодежи. Затруднения профессионального самоопределения обусловлены юношеским кризисом самоопределения, включающим более широкие проблемы личностного и жизненного самоопределения. Основным проблемным аспектом, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение представляет собой, с одной стороны, принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, с другой – интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора. Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
С точки зрения, общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения индивида, профессия представляет собой деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Проблема профессионального самоопределения отражена в научных работах Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, И.В. Клименко, С.Ю. Аверьянова, Е.В. Ананьиной, И.С. Арон, М.В. Бадашкеева, Л.Ю. Боликовой, С.В. Власенко, М.И. Дьяченко, А.А. Жигулина, Н.Н. Загузиной, Н.А. Кретовой, С.Б. Овсянниковой, М.В. Ососовой, А.М. Павловой, С.Г. Разуваева, Н.В. Самоукиной, Н.А. Стукаловой, Л.Д. Федоровой, С.Н. Чистяковой и др.
Тематике ценностных ориентаций школьников посвящены труды Б.С. Гершунского, С.М. Гриценко, К.С. Дивисенко, О.А. Сидоренко, С.Я. Ермолич, О.В. Закревской, Э.В. Зауторовой, С.В. Ковалинко,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [14, c. 47].
Профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [9, с. 115].
Особое значение профессиональное самоопределение приобретает для старшеклассников, юношей и девушек, так как оно является осознанным выбором путей профессионального образования и подготовки к будущей профессии.
Процесс профессионального самоопределения включает себя:
– развитие профессионального самосознания;
– формирование системы ценностных ориентаций,
– моделирование своего профессионального будущего;
– построение идеальных образов профессионала [14, с. 49].
В современной литературе обнаруживается два основных подхода к изучению профессионального самоопределения. В рамках первого подхода самоопределение рассматривается как естественный процесс, который возникает на определенном этапе онтогенеза и существует в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста.
Профессиональное самоопределение неразрывно связано с такими определяющими характеристиками юношеского возраста как:
– устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества;
– необходимость решать проблемы своего будущего.
Согласно второму подходу самоопределение представляет собой искусственно организуемый процесс, встроенный в определенную практику –
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Организация и методика исследования
Исследование взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников проходило на базе учреждения образования «Средняя школа № 53 г. Минска». В исследовании приняли участие 60 учащихся 11 классов, разделенных на группы по критерию половой принадлежности во избежание влияния гендерных различий на результаты исследования. Первую группу исследования составили 30 юношей, вторую – 30 девушек. Возраст испытуемых варьировал от 17 до 18 лет. Выборка была сформирована при помощи метода случайных чисел, что свидетельствует о ее репрезентативности.
Цель исследования – выявить взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников.
Эмпирические задачи:
1. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников в зависимости от половой принадлежности;
2. Выявить ценностные ориентации и карьерные ориентации старшеклассников в зависимости от половой принадлежности;
3. Установить взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников;
4. Сформировать рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования – взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников.
Ход исследования:
На первом этапе исследования применялась методика «Методика профессионального самоопределения» Дж. Голланда в адаптации А.Н. Воробьева (Приложение А).
Цель применения методики – изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. Методика состоит из 42 пар профессий, из которых испытуемому предлагается выбрать одну наиболее привлекательную с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что профессиональное самоопределение – это осознание индивидом уровня развития своих профессиональных способностей, совокупности профессиональных мотивов; процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение представляет собой важнейшую характеристику социально-психологической зрелости личности, одним из аспектов самореализации. Выбор профессии старшеклассников как компонент профессионального самоопределения определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, индивидуально и социально значимыми.
Психологическая готовность к самоопределению включает психологическую готовность к детальности, мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые компоненты. Детерминирующим фактором готовности к профессиональному самоопределению является потенциал развития личности – готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности, интегрируемые в человеке как в субъекте деятельности. Профессионально-личностный потенциал специалиста представляет собой систему, состоящую из мотивационно-ценностного и познавательно-инструментального уровней. Выделяют три основные группы компетенций, определяющих готовность к профессиональному самоопределению: компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Ценностные ориентации личности в совокупности представляют собой сложную иерархическую структуру, обусловленную ценностями социума и индивидуальными особенностями личности. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта в конкретном социуме, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются н только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и
1. Аверьянова, С.Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников / С.Ю. Аверьянова // Научный диалог. – 2013. – №8. – С. 120–130.
2. Авраменко, Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов / Н.Н. Авраменко // Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 2. – С. 134-139.
3. Ананьина, Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е.В. Ананьина // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – №9. – С. 62–67.
4. Арон, И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И.С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – №1. – С. 233–237.
5. Бадашкеев, М.В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М.В Бадашкеев. // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №20. – С. 202–203.
6. Боликова, Л.Ю., Суворова, В.О. Влияние ценностных ориентаций на формирование профессионального самоопределения старшеклассников / Л.Ю. Боликова, В.О. Суворова // Известия ВУЗов. – 2009. – №1. – С. 101–108.
7. Власенко, С.В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития / С.В. Власенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – №3. – С. 49–51.
8. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. – 2003. – №2. –С. 3–8.
9. Гриценко, С.М. Управление формированием ценностных ориентаций школьников / С.М. Гриценко // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №2. – С. 56–57.
10. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – №8. – С. 118–122.
11. Дуда, И.В., Сидоренко, О.А. Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты / И.В. Дуда, О.А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. – №1. – С. 21–27.
12. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 2001 – 176 с.
13. Ермачкова, Е.С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся // Вестник АГТУ. –2008. – №4. – С. 210–214.
14. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – №9. – С. 23–27.
15. Жигулин, А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности / А.А. Жигулин // Территория науки. – 2013. – №1. – С. 46–49.
16. Загайнов, И.В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
17. Загузина, Н.Н. Проблемы профессионального самоопределения учащихся на современном рынке труда / Н.Н. Загузина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №70. – С. 36–37.
18. Закревская, О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. – С. 655.
19. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. – 2008. – №2. – С. 68–73.
20. Зеер, Э.Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала /Э.Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 141–147.
21. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с.
22. Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1. – С. 143–151.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
24. Коваленко, С.В. Психологические особенности системы базовых ценностей отношения к жизни в подростковом возрасте / С.В. Коваленко // Вестник НВГУ. – 2015. – №2. – С. 89–93.
25. Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №2. – С. 139–143.
26. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи / С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №10. – С. 49–54.
27. Красник, В.С. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности / В.С. Красник, П. Лукиных // Вестник Института психологии и педагогики. – 2010. – № 10. – С. 116-121.
28. Кретова, Н.А., Вершинин, С.И. Факторы профессионального самоопределения личности / Н.А. Кретова, С.И. Вершинин // Научные исследования в образовании. – 2010. – №12. – С. 39–42.
29. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. – 2011. – №2. – С. 198–204.
30. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
31. Мартынова, В.В. Модель формирования ценностей подростков / В.В. Мартынова, Е.Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2013. – №3. – С. 57–61.
32. Овсянникова, С.Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности / С.Б. Овсянникова // Вестник ТГПУ. – 2011. – №4. – С. 139–144.
33. Ососова, М.В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся / М.В. Ососова// Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 166–172.
34. Павлова, А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда / А.М. Павлова // Мир психологии. – 2005. – №1. – С. 170–176.
35. Покровская, С.Е. Понятие «Профессиональная направленность личности» в современной психологии: Анализ содержания / С.Е. Покровская // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 74-79.
36. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.
37. Разуваев, С.Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации / С.Г. Разуваев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С. 975–980.
38. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Академия, 2005. – 209 с.
39. Ренева, Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации / Г.Ф. Ренева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2012. – №3. – С. 126–132.
40. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
41. Светлова, Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Светлова. – М.: МГУ, 2009. – 19 с.
42. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности / А.П. Сейтешев. – Алма-Ата: Мир, 1990. – 240 с.
43. Смирнова, Ю.Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника / Ю.Е. Смирнова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – №125. – С. 46–48.
44. Стукалова, Н.А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников /Н.А. Стукалова // Science Time. – 2014. – №12. – С. 484–490.
45. Тихомиров, А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А.В. Тихомиров. – Екатеринбург: //Персонал-profi, 2001. – 352 с.
46. Федорова, Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников / Л.Д. Федорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №3. – С. 19–23.
47. Хлудеева, И.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И.В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
48. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 16–27.
49. Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова// Педагогика. – 2005. – №1. – С. 19–26.
50. Шевырдяева, К.С. Особенности выявления готовности обучающихся к самоопределению в процессе учебной деятельности / К.С. Шевырдяева // Вестник ПензГУ. – 2015. – №1. – С.83–87.