ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие социальной фрустрированности.
1.2 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций
1.3 Особенности ценностных ориентаций молодежи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ценностные ориентации являются основой развития мировоззрения личности, особенно среди молодежи. Ценности выступают в роли важнейших условий на стадии ее планирования (замысла), реализации и оценки результатов. Ценности участвуют в придании цели смысла предмета потребности, они принимают непосредственное участие в оценке предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий.
Молодой возраст является важнейшим периодом в жизни каждого человека. Именно в это время происходит формирование мировоззрения, взглядов и убеждений, понимание и оценка основных социальных сфер жизнедеятельности. Основной функциональной доминантой молодого поколения является ее призвание перенимать и сохранять социально-культурные ценности и при этом обновлять их под влиянием изменившихся условий. Благоприятное нравственное развитие общества невозможно без утверждения общечеловеческих ценностей в сознании молодежи.
Актуальность проблемы изучения ценностных ориентаций и социальной фрустрированности связана с тем, что сегодня субъективное благополучие молодежи в различных его аспектах привлекает внимание исследователей и ученых, так как молодежь признается в качестве будущего страны, ее будущих высококвалифицированных кадров. И от того, насколько активной, личностно зрелой и психологически здоровой она является, зависит будущее социально-экономическое благополучие и духовно-нравственное развитие любого общества.
Проблемой изучения ценностных ориентаций занимались такие известные ученые как И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и другие. В работах И.С. Кона и Д.А. Леонтьева ценностные ориентации рассматриваются в качестве необходимых и важных ориентиры для формирования направленности личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. В работах современных исследования (Г.Л. Будинайте, Н.И. Непомнящей, Т.В. Корниловой) ценности рассматриваются на контексте мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих аспектов сознания.
Проблемой изучения социальной фрустрированности занимались такие многие ученые, среди которых А.Л. Бубнов, С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлов, И.Я. Стоянов и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие социальной фрустрированности
Проблемой изучения социальной фрустрированности в современной психологии занимались такие авторы как А.Л. Бубнов, С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева, Л.И. Ермолаева, В.В. Константинов, В.В. Дьяков, Е.М. Ревенко, А.А. Шадрин, Ю.А. Шухлов, И.Я. Стоянов и др.
Термин «социальная фрустрированность» связан с наличием состояния фрустрации в социальной сфере. Социальная фрустрированность обозначает вид психического напряжения, которое обусловлено неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.
Социальная фрустрированность предполагает неудовлетворенность социальным статусом, своими достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми. По мнению А.Л. Бубнова, социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение индивида к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни [4, с. 91].
Отечественный психолог Л.И. Вассерман с соавторами определяет социальную фрустрированность как следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Для каждой личность значимость актуальных социальных потребностей является индивидуальной, зависит от таких факторов как: самосознание (прежде всего, самооценка); системы жизненных целей и ценностных ориентаций; индивидуальные способности; опыт решения проблемных и кризисных ситуаций [19, с. 15].
Социальная фрустрированность – это специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов. По Л..И. Вассерману, социальная фрустрированность представляет собой следствие реальной социальной ситуации, носит личностный характер, определяет стрессогенность социальных фрустраторов [19, с. 17].
Наиболее разработанной концепцией, близкой к анализу социальной фрустрированности, является концепция Л.И. Ермолаевой, которая выделила три группы детерминант социальной фрустрации, осуществляющихся в мета-, интра-, и интерпространстве социального субъекта 7[, с. 4].
Социальная фрустрация – это фрустрация, которая является объектно-субъектным явлением, отражающим социальный мир в индивидуальном,
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методика исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Сметаничская средняя школа» п. Сметаничи.
Всего в исследовании приняли участие 30 студентов (15 юношей и 15 девушек) 5 курса УО «Государственного института управления и социальных технологий БГУ» г. Минска.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи.
Гипотеза исследования: существует связь между ценностными ориентациями и социальной фрустрированности молодежи.
Этапы проведения эмпирического исследования:
1) отбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление ценностных ориентаций и социальной фрустрированности молодежи путем тестирования;
3) математико-статистическая обработка, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов по проведенному исследованию.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Назначение методики: выявление системы ценностных ориентаций, включающих ценности-цели и ценности-средства. С помощью методики исследуется ценностно-мотивационная сфера индивида. Методика основана на прямом ранжировании списков ценностей терминальных и инструментальных. Испытуемым предлагается прочитать перечень утверждений, составляющих 18 ценностей – базовых принципов, которыми они руководствуетесь в жизни и оценить их по порядку значимости от 1 (как наиболее значимая ценность) до 18 (как наименее значимая ценность). Обработка результатов тестирования по данной методике носит качественный характер.
2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что социальная фрустрированность представляет собой специфический комплекс переживаний и отношений личности, который возникает в ответ на действие фрустрирующих факторов. Социальная фрустрированность является следствием невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Степень социальной фрустрированности определяется степень удовлетворенности (неудовлетворенности) в наиболее значимых сферах отношений личности. Показателями социальной фрустрированности являются: снижение социальной адаптации, снижение качества жизни.
Ценностные ориентации представляют собой основу структуры личности, которые определяют ее направленность. Совокупность ценностей, упорядоченных по степени их доминирования, носит название ценностных ориентаций. Именно они являются главным фактором, доминирующим в мотивации поведения, регулирующим поведение личности, а также самостоятельным личностным образованием. Ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальных представлений в системе значимых ценностей, обусловливающих наиболее общие ориентиры в жизни.
Молодежь охватывает возрастной диапазон от юношеского возраста до периода ранней взрослости. Юношеский возраст представляет собой сенситивный период формирования ценностной сферы личности, связанной с формирование личностной позиции, смысложизненных ориентиров, уровня притязаний. В этом возрасте формируется мировоззрение, что создает возможность формирования системы ценностей. Структура ценностных ориентаций в этом возрасте преимущественно обусловлена психологическими и личностями особенностями. В период ранней взрослости отмечается стремление обозначить важные будущие цели, найти жизненный смысл, в соответствии с которыми они будут осуществлять свою жизнедеятельность. Осознание ценности предполагает наличие внутреннего психологического механизма, который определяет предпочтения личности, способ реализации жизненных планов.
Проведенное эмпирическое исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и социальной фрустированностью молодежи позволило установить, что для юношей наиболее ценными целями жизнедеятельности являются: материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений); интересная работа; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Для девушек наиболее ценными целями
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – 280 с.
2. Березов, С.А. Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности / С.А. Березин, Е.В. Белова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2017. – № 2. – С. 54-57.
3. Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
4. Бубнов, А.Л. Социальная фрустрированность у пожарных с разным уровнем нервно-психической устойчивости / А.Л. Бубнов // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – 2012. – № 2. – С. 90-95.
5. Буслаева, Е.Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е.Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
6. Джанерьян, С.Т. Социальная фрустрированность студентов (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Т. Джанерьян, И.Н. Астафьева // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 4. – С. 160-166.
7. Ермолаева, Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.И. Ермолаева. – М., 1993. – 23 с.
8. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / И.Ю. Истошин. – М., 1979. – 263 с.
9. Каширский, Н.К. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Н.К. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. – № 1. – C. 119-123.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
11. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация личности в контексте связи социальной фрустрированности и персональной идентификации / В.В. Константинов, В.В. Дьяков // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 1. – С. 48-52.
12. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 74-79.
13. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. –№ 4. – С. 36–42.
14. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения: материалы научн. сессии (Санкт-Петербург, октябрь 2000). – СПб., 2000. – С. 40-44.
15. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
16. Мамчиц, Н.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции / Н.А. Мамчиц, О.В. Баева // Future Human Image. – 2014. – № 2. – С. 90-94.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
18. Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
19. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
20. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 33-42.
21. Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
22. Низовских, Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Низовских // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 73-82.
23. Нурумов, Б.А. Роль ценностных ориентаций в структуре личности / Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 51-53.
24. Перевезенцева, Н.Л. Психологический анализ ценностных ориентаций студентов университета / Н.Л. Перевезенцева // Вестник КГУ. – 2007. – № 1. – С. 174-179.
25. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. – М.: Свободная пресса, 1973. – 153 с.
26. Семенов, Д.С. Фрустрационная толерантность личности профессионала в условиях современного мегаполиса / Д.С. Семенов // Психологическая теория и практика - управлению: сборник научных трудов / под ред. Б. Ю. Берзина, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург, 2015. – С. 92-96.
27. Халудорова, А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов / А.В. Халудорова // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 158-163.
28. Шадрин, А.А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов / А.А. Шадрин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 145-149.
29. Шевченко, Я.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я.Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
30. Шухлова, Ю.А. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи / Ю.А. Шухлова // Личность в экстремальных условия и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2014. – № 4. – С. 280-282.