ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Особенности технологии критического мышления, ее элементы
1.2. Применение технологии критического мышления в начальных классах
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР" В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Специфика применения технологии критического мышления на уроках "Человек и мир" в начальных классах
2.2 Изучение мнения учителей об эффективности использования технологии критического мышления в начальных классах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым положением, которое определяет практически все аспекты любой системы образования, является ответ на вопрос: какого человека мы хотим получить после прохождения всех уровней образования.
Если попытаться сформулировать основные идеи документов, которые соответствуют мнениям ученых и преподавателей, то мы можем подчеркнуть следующее. Сегодня был сделан запрос не только на знания, но и на функционально компетентного человека, который способен использовать все знания, умения и навыки, которые постоянно используются на протяжении всей его жизни, для решения самого широкого круга жизненных задач в различных областях человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Человек, ориентированный на мир и действующий в соответствии с социальными ценностями, ожиданиями и интересами, способен соотносить и координировать свои действия с действиями других людей. Человек, который может быть независимым в ситуации выбора и принятия решений; способен отчитываться за свои решения; способен нести ответственность за себя, своих близких; который владеет методами обучения и готов к постоянному совершенствованию. Человек с набором компетенций, как из ключевых, так и из разных областей знаний, для которых поиск решения в нестандартной ситуации является обычным делом. Человек, который легко приспосабливается к любому обществу и знает, как активно на него влиять, который понимает, что жизнь среди людей - это постоянный компромисс и необходимость поиска общих решений. Помимо личного мнения, которое должно быть защищено и поддержано, есть и другие, которые также имеют право на существование. Человек, который свободно говорит устно и письменно.
Чтобы выпускник школы был востребован любым обществом, нужно не только учить его, но важно учить его учиться. Сегодняшний учащийся еще не подготовлен внутренне к жизни в состоянии самоопределения, активности и развития. Еще важнее развивать понимание социальных и личных потребностей жизни в обществе в целом.
Коллектив школы должен обладать определенными личностными характеристиками, обеспечивающими его успешную социально-психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность и успешное социальное и личностное развитие. Эта задача обычно интерпретируется как содержание и цель обучения и педагогической (психологической) поддержки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Особенности технологии критического мышления, ее элементы
Критическое мышление - это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности доступа к окружающему информационному полю.
Критическое мышление - это навык, который помогает человеку успешно справиться с требованиями 21-го века, понять, почему он учится, что и почему он делает.
Приобретение знаний важно, но в настоящее время это не главная цель образовательного процесса. Главная задача сегодня - научить детей мыслить критически.
Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении того, что такое критическое мышление [3, с. 96]
1. Критическое мышление - независимое мышление. Когда урок построен на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, суждения и убеждения независимо от других. Ученики должны иметь достаточную свободу мыслить своими головами и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2. Информация является отправной точкой, а не конечной точкой критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление включает в себя постановку вопросов и прояснение проблем, на которые необходимо ответить.
4. Критическое мышление требует убедительной аргументации. Мыслящий человек находит свое решение проблемы и подкрепляет его разумными, адекватными аргументами. Он также понимает, что возможны другие решения той же проблемы, и пытается доказать, что выбранное им решение более логично и рационально, чем другие.
5. Критическое мышление - это социальное мышление. Каждая мысль проверяется и стирается, когда им делятся с другими - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в присутствии человека». Когда мы ссоримся, читаем, спорим, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы совершенствуем и углубляем наше собственное отношение.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ "ЧЕЛОВЕК И МИР" В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Специфика применения технологии критического мышления на уроках "Человек и мир" в начальных классах
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор техник и методов для проведения урока. Гармоничная система приемов также включает способы организации индивидуальной работы, а также ее сочетания с парной и групповой работой.
Методы и приемы технологии критического мышления достаточно доступны для применения преподавателем и достаточно эффективны для достижения ожидаемого результата.
Рассмотрим особенности применения технологии критического мышления на уроках «Человек и мир» в начальных классах.
Методы, которые развивают способность работать с проблемами, имеют большое значение в технологии критического мышления, потому что эта технология ориентирована на них, как на главную движущую силу мышления. Мысль остается живой, только если ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, действительно думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но чаще есть вопросы, на которые нельзя ответить однозначно.
Следовательно, для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо научиться различать те вопросы, на которые можно ответить однозначно (тонкие вопросы), и вопросы, на которые нельзя ответить так однозначно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы со смешанными ответами.
Таблица "тонких" и "толстых" вопросов может использоваться на любом из трех этапов урока. Если мы будем использовать эту технику на этапе вызова, это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы во время изучения темы. На этапе понимания содержания методика позволяет активно задавать вопросы во время чтения и прослушивания. При рефлексии - для демонстрации понимания пройденного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной идеей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, а не накопления объема конкретных знаний. Ключевыми компетенциями являются система ценностей универсальных знаний и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности в разных жизненных ситуациях. Технология критического мышления учит учеников самостоятельно выбирать информацию, понимать, как связаны различные фрагменты информации, использовать их в различных областях своей деятельности и рассматривать новые идеи.
В связи с этим возникает необходимость внедрения технологии критического мышления и различных педагогических инноваций в учебный процесс, внедрения современных технологий в преподавание учебного материала, нетрадиционных форм обучения.
Критическое мышление означает постоянную готовность искать новые (или уже известные, но не связанные с этим предметом мышления) факты, нормы и ценности, которые могут показать реальную ложь, логическую необоснованность или недопустимость с точки зрения нормативных или ценностных идей (например, неуместности).
Технология развития критического мышления в определенной степени является универсальной и может применяться при изучении разных учебных предметов. Содержание предмета «Человек и мир», объединяющего обществознание и естествознание, составляет учебный материал, обеспечивающий освоения доступных способов изучения природы и общества, одним из которых является получение информации из разных источников. Реализация технологии в целом и каждого ее этапа во взаимосвязи происходит в процессе применения специальных приемов, соответствующих задачам каждого этапа.
Технология критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этих этапов работы. Стройная система приёмов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так её сочетание с парной и групповой работой. Далее мы представили особенности применения технологии критического мышления на уроках "Человек и мир" в начальных классах.
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер. - 2009. - 398 с.
2. Браус, Джуди А. Инвайроментальное образование в школах: руководство: как разработать эффективную программу / А. Джуди Браус, Вуд Дэвис. - Санкт- Петербург: NAAEE., 1994. – 116 с.
3. Брюшинкин, В. Н. Критическое мышление и аргументация / В. Н. Брюшинкин, В. И. Маркин. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 175 с.
4. Видеоуроки в Интернет [Электронный ресурс]: Стратегии и приёмы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии / Видеоуроки в сети Интернет, 2008-2016 - URL: http://videouroki.net
5. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов. - М.: Эгвес, 1996. – 115 с.
6. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. - Санкт-Петербург: КАРО. – 167 с.
7. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Альянс «Дельта» / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс Дельта Речь, 2003. - 192 с.
8. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) в учебном процессе. Методическое пособие / Сост. Т. В. Седнева. - Томск: ООО «РауШ мбх», 2008. - 89 с.
9. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Русский язык. Изд. дом 1 сентября. - 2002. - №29.
10. Козлова, И. В. О возможностях использования методики критического мышления / И.В. Козлова // VIII Всероссийская конференция учеников, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (19-23 апреля 2004 г.): Материалы конференции: В 6 т. - Ч. 1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Теория и методика профессионального образования. Томск: центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2004. - 220 с.
11. Корожнева Л.А. (2015). Технологии обучения в деятельности учителя начальных классов / Л.А. Корожнева // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. научных статей. - Санкт-Петербург. – С. 76-82.
12. Корожнева, Л.А. Технологии обучения в начальном образовании / Л.А. Корожнева // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.1. Начальное образование современной России. - Санкт-Петербург, 2011. – С. 222-226.
13. Назарова Т.С. Педагогические технологии - новый этап эволюции / Н.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - №3. - С.20-27.
14. Обучение чтению и письму в рамках проекта «Критическое мышление». Пособие IV. - М.: Изд-во Института «Открытое Общество», 1997. - 43 с.
15. Пасечник, И. Б. Компетентностный подход с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо / И.Б. Пасечник // Язык и культура: сборник статей XXIII Международной научной конференции. 21-24 октября 2012 г. / отв. ред. С. К. Гураль. - Томск: Издательский дом ТГУ, 2013. - 264 с.
16. Понурова, Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г.А. Понурова. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
17. Попков, В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования / В.А. Попков. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 168 с.
18. Селезнёв, Н.В. Развитие оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе / Н.В. Селезнев. - Ростов-на-Дону. 1997. – 198 с.
19. Сорина, Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: Монография / Г.В. Сорина. - М.: Гардарики, 2005. - 253 с.
20. Технология развития критического мышления. Понятие «критическое мышление» и его характеристики [Электронный ресурс]: 2013 - URL: http://100-bal.ru
21. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 512 с.