Введение
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков
1.1 Наркомания среди подростков как социальная проблема
1.2 Виды наркотиков, признаки употребления наркотических средств подростками, медицинские и социально-психологические последствия употребления наркотиков подростками
2 Специфика социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования
2.1 Цели, задачи, направления и этапы работы по профилактике подростковой наркомании в ГУО «Средняя школа №29 г.Витебска»
2.2 Эмпирическое исследование риска наркотизации в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Введение
Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, медицинские и педагогические аспекты превратились в одну из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Наркомания и связанная с нею преступность негативно сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. Географическое расположение Республики Беларусь, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, прозрачность границ с Российской Федерацией используются транснациональными преступными группировками для незаконного ввоза на территорию нашего государства наркотических средств и психотропных веществ, а также для их транзита из государств азиатского региона в Европу.
Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 000 000 человек. Число больных наркоманией в Республике Беларусь ежегодно увеличивается. На 2019 год, 88,5 тысячи белорусов зависимы от наркотиков.
Актуальность выделенной проблемы заключается и в том, что наркомания все больше распространяется в детской и молодежной среде, нанося вред их физическому и психическому здоровью. По состоянию на 1 января 2018 года в Республике Беларусь под наблюдением врачей психиатров-наркологов находилось более 15000 человек. С синдромом зависимости от наркотических средств официально зарегистрировано 109 (1,3%) учеников школ, 345 (4,1%) учащихся ПТУ, 148 человек (1,7%) студенты техникумов, 89 человек (1,1%) студенты ВУЗов [19].
Официальные статистические данные Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что за последние годы число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло почти в 7 раз, в 14.5 раза увеличилось число пациентов наркодиспансеров моложе 15 лет, зарегистрированы случаи, когда в помощи наркологов нуждались даже восьмилетние дети [4].
Сейчас в Беларуси наблюдается рост потребления так называемых СПАЙСов, курительных смесей, обработанных наркотическим веществом. Распространение СПАЙСов в молодежной среде приобретает массовый характер. Принимаемые правоохранительными органами превентивные меры в настоящий момент недостаточно эффективны ввиду эпизодической информации из учреждений образования об учащихся, употребляющих СПАЙСы, в органы внутренних дел и учреждения здравоохранения, а также шокирующие факты и преступления, связанные с их употреблением. Из числа преступлений, выявляемых по линии наркоконтроля, 75 % связаны с распространением и хранением СПАЙСов.
Борьба с наркоманией прерогатива не только правоохранительных органов. Предупреждение зависимого поведения среди несовершеннолетних является одним из наиболее актуальных направлений воспитательной работы в учреждении образования, а взаимодействие семьи и школы, заинтересованных органов и общественных организаций будет способствовать формированию единой позиции, обеспечивать безопасность подрастающего поколения и поможет уберечь детей и подростков от беды [9].
1 Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков
1.1 Наркомания среди подростков как социальная проблема
Кризис, вызванный изменениями в политике, экономике и социальной сфере, привел к такому социально негативному явлению, как наркомания. Среди тех, кто все больше находится под воздействием наркотиков, есть дети и молодежь. На пути к зрелости молодое поколение все чаще вынуждено преодолевать соблазны. Подростки спешат к жизни, хотят попробовать все, решают все, в связи с чем у них возникает множество новых проблем, связанных с подростковым кризисом, первыми личными драмами и разочарованиями, неспособностью справиться со своими чувствами. Поэтому просто понять, почему подростки так уязвимы к такому негативному влиянию, как наркомания.
В последнее время мы все больше слышим о зависимости подростков от компьютеров, игровых автоматов и продуктов питания. Но самая крайняя зависимость современных подростков – это зависимость от психоактивных веществ (ПАВ). Современная научная литература использует синоним зависимого поведения – аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, которое выражается в желании вырваться из реальности, изменяя свое психическое состояние, принимая определенные вещества или постоянно концентрируясь на определенных объектах или действиях (действиях), что сопровождается развитием интенсивных эмоций [2]. Этот процесс настолько захватывает человека, что он перестает контролировать свою жизнь, человек становится бессильным перед лицом своей зависимости, сильные усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, пытаясь уйти от реальности, люди искусственно изменяют свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстанавливает их равновесие.
Желание изменить настроение через механизм зависимости реализуется с помощью различных средств зависимости. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотические и психотропные вещества, наркотики, токсичные вещества. Искусственным колебаниям настроения также способствует участие в определенных видах деятельности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание.
Типы аддиктивного поведения имеют свои специфические черты и проявления, не эквивалентные по своим последствиям. У наркоманов, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики и психотропные вещества, наряду с психологической зависимостью в организме возникают различные расстройства. Так, в большинстве случаев употребление наркотических средств и психотропных веществ связано со стремлением к новым ощущениям, расширению их спектра. Рассмотрим понятия «наркотические средства», «психотропные вещества», «зависимость».
2 Специфика социально-педагогической работы по профилактике наркомании среди подростков в условиях учреждения образования
2.1 Цели, задачи, направления и этапы работы по профилактике подростковой наркомании в ГУО «Средняя школа №29 г. Витебска»
Учитывая текущую ситуацию с незаконным оборотом наркотиков среди подростков, растущее число смертей от смесей (СПАЙС) в Республике Беларусь необходимо, чтобы образовательные учреждения предприняли эффективные меры для предотвращения этого явления и наркомании в целом.
Профилактика (от греческого – защитный) представляет собой комплекс различных типов мер, направленных на предотвращение любого возникновения и (или) устранение факторов риска. Профилактика наркомании – это деятельность, направленная на предотвращение наркомании и / или преодоление последствий употребления наркотиков. Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотиков учащимися является важной медицинской и образовательной задачей.
Профилактика наркомании может быть: первичной, вторичной и третичной. Первичная профилактика наркомании, предназначенная для защиты детей и подростков от первого, во многих случаях смертельного употребления наркотиков на ранних стадиях их роста, может и должна осуществляться повсеместно, со своими детьми и подростками школьного возраста, пока они еще здоровы [27].
Почти все детское население страны учится в школе. В школах подростки получают знания, необходимые им для будущей взрослой жизни. Поэтому первичная профилактика наркомании должна проводиться именно в школе и на протяжении всего обучения, с четкой организацией воспитательной работы в этом направлении.
В ГУО «Средняя школа №29 г.Витебска», существует система мер, направленных на развитие навыков здорового образа жизни, повышение информационной культуры учащихся, родителей и учителей, взаимодействие с правоохранительными и медицинскими учреждениями для предотвращения употребления наркотиками учащимися.
Целью профилактики наркомании среди подростков в 2019/2020 учебном году является создание условий для формирования устойчивого отношения к отказу от наркотиков среди учащихся.
Цели профилактики наркомании среди подростков на 2019/2020 учебный год:
- изменение отношения детей и подростков к наркотикам;
- формирование подростковой культуры выбора, умения принимать ответственные решения;
- формирование активного образа жизни у подростков, в котором преобладают ценности здорового образа жизни;
- предоставление детям и подросткам объективной, возрастной информации о злоупотреблении наркотиками и социально-медицинских последствиях употребления наркотиков;
- использование свободного времени, стремления к личностному росту, творческой деятельности полезно для развития у подростков привычек.
Заключение
Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема различных аддиктивных агентов: алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, токсических веществ. Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, последствия. Подростковый возраст, наиболее опасный для экспериментирования с наркотиками: подростки не всегда осознают свои действия в полной мере, воспринимая употребление как эпизод познания нового, не считая это опасным, не задумываются о последствиях своего выбора. Употребление наркотиков подростками следует рассматривать не в рамках наркологических представлений, а с позиции междисциплинарного подхода.
Независимо от вида употребляемого наркотика у человека формируется психическая и физическая зависимость. Увлечение наркотиками приводит не только к потере друзей и раздору в семье, но и к проблемам с правоохранительными органами. Подростки в силу особенностей возраста, составляют «группу риска», часто подростковая наркомания – это стремление утолить свою любопытство, при этом полное незнание последствий этого занятия, стремление стать взрослым и независимым, быть принятым среди сверстников, имеющими опыт употребления наркотиков, быть модным, влияние дурной компании. Так как наркомания, распространение СПАЙСов в молодежной среде Республики Беларусь приобретает массовый характер, наилучшим способом борьбы с нею является профилактика.
В ГУО «Средняя школа №29 г.Витебска», существует система мер, направленных на развитие навыков здорового образа жизни, повышение информационной культуры учащихся, родителей и учителей, взаимодействие с правоохранительными и медицинскими учреждениями для предотвращения употребления наркотиками учащимися.
Цели профилактики наркомании среди подростков на 2019/2020 учебный год:
- изменение отношения детей и подростков к наркотикам;
- формирование подростковой культуры выбора, умения принимать ответственные решения;
- формирование активного образа жизни у подростков, в котором преобладают ценности здорового образа жизни;
- предоставление детям и подросткам объективной, возрастной информации о злоупотреблении наркотиками и социально-медицинских последствиях употребления наркотиков;
- использование свободного времени, стремления к личностному росту, творческой деятельности полезно для развития у подростков привычек.
1. Аверина, Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе/ Е.В.Аверина //Педагогика. – 2002. – №1. – с.56 – 60.;
2. Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения. Системный подход / В.В. Аршинова. – М.: ФЕНИКС, 2014. – 416 с.;
3. Безруких, М.М. Все цвета, кроме черного: книга для родителей / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова – М.: Вентана-Граф, 2002. — 32 с.
4. Беларусь: в регионах обостряются проблемы, связанные с оборотом наркотиков // Информационно-публицистический сайт «Нет наркотикам» [Электронный ресурс]. – Минск, 2016. – Режим доступа:http://www.narkotiki.ru/5_45655.htm.
5. Березин, С.В., Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В.Березин, К.С.Лисецкий. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. – 206 с.;
6. Березин, С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография/ С.В. Березин, К.С.Лисецкий, Е.А.Назаров. – М.: МПА, 2001. – 200 с.;
7. Березин, С.В., Психология ранней наркомании/ С.В. Березин, К.С.Лисецкий, И.А.Мотынга. – Самара, Издательство «Самарский университет», 2000. – 187 с.
8. Дерягина, М.Б. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: метод.пособие / М. Б. Дерягина. – Красноярск: МУ «МЦПН», 2008. – 40 с.;
9. Джин из пробирки// СБ Беларусь сегодня. – 2014. – 26 ноября. – с. 13.;
10. Здравоохранение в Республике Беларусь // Официальный статистический сборник. – Мн.: Белорусский центр научно-медицинской информации, 2017. – 277 с.
11. Иванец, Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. – 1997. – №4.
12. Из-за спайсов там уже, как в прифронтовом госпитале// СБ Беларусь сегодня. – 2014. – 4 ноября. – с. 1.;
13. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / З.В.Коробкина, В.А.Попов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 192 с.;
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб.пособие для студ. высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.;
15. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 8-11 кл.: учеб.-метод. пособие / Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2008. – 270 с.;
16. Леонова, Л.Г., Бочкарёва Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие /под ред. Короленко Ц. П – Новосибирск: НМИ, 1998. – 277 с.
17. Лисовский, В.Т. Наркотизм как социальная проблема / В.Т. Лисовский, Э.А. Колесникова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.6, Философия, политология, социология, менеджмент и международные отношения. 1998. – Вып. З. – С. 39-44.
18. Личутина, М.Г. Тенденции развития подростковой наркомании: историко-фактологический анализ ситуации / М.Г. Личутина // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.
19. Макеева, А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе/ А.Г. Макеева. – М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.;
20. Макеева, А.Г. Не допустить беды. Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя / А.Г. Макеева ; под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.;
21. Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И.Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2008. – № 5. – С. 126 – 130.;
22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб.длястуд.пед.вузов/под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.;
23. Наркомания: печальная статистика, последствия, наркологическая помощь [Электронный ресурс]. – Сайт Лагойского районного центра гигиены и эпидемиологии, 2018. – Режим доступа: http://logcge.by/zozh/424-narkomaniya-pechalnaya-statistika-posledstviya-narkologicheskaya-pomoshch.html.
24. Не станьте разменной монетой в чужой игре// СБ Беларусь сегодня. – 2014. – 19 декабря. – с. 5.;
25. Некрасов, Н.Н. Здоровое поколение нации: социальные аспекты профилактики зависимости от психоактивных веществ / Н.Н. Некрасов. – Ярославль: ЯОУНБ, 2008. – 134 с.;
26. О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года №408-З. Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года, одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ.Респ.Беларусь. – Минск, 2012.;
27. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков: Декрет Президента Республики Беларусь, 28 декабря 2014 г., № 6// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ.Респ.Беларусь. – Минск, 2015.;
28. Об утверждении перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 года № 1785 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ.Респ.Беларусь. – Минск, 2000.;
29. Пятницкая, И.Н. Наркомания / И.Н.Пятницкая. – М.: Медицина, 1994. – 544 с.
30. Романова, О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. – 1999. – № 3
31. Савченко, С.Ф. Профилактика аддиктивного поведения школьников / С.Ф. Савченко, О.Г. Ивановская. – М.:КАРО, 2006. – 288 с.;
32. Салагаев, А.Л. Наркотизация молодежи в группах риска: от изучения к профилактике / А.Л. Салагаев, А.В. Шашкин. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 118 с.
33. Скажи наркотикам нет [Электронный ресурс]. – Уфа, 2015. – Режим доступа: http://www.narkotikam.net;
34. Спайс рождает монстров// СБ Беларусь сегодня. – 2014. – 17 декабря. – с.6.
35. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности / Всемирный доклад о наркотиках, 2016 год (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.16.XI.7).
36. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б.Шнейдер. – М.: «Академический проект», 2007 – 336 с.;
37. Шпицина, Л.М. Школа без наркотиков : книга для педагогов и родителей / под науч. ред. Л.М. Шпициной, Е.И. Казаковой. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Образование – Культура, 2002. – 160 с.