ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Восприятие как психический процесс
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста
1.3. Развитие восприятия в онтогенезе
Выводы по главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации по развитию восприятия младших школьников
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Ребенок в начальной школе начинает усваивать специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. Все эти процессы невозможны без восприятия – одного из познавательных процессов человека.
В основе обучения при благополучных условиях и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Происходит переход от обучения, как преподнесения системы знаний, от успешного усвоения отдельных учебных предметов – к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни, к взаимопониманию учителя и ученика, к активному участию обучаемых в выборе содержания и методов обучения.
Вся учебная деятельность младших школьников целенаправленна. Они отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объяснятся возрастными особенностями высшей нервной деятельности, характерным преимуществам первой сигнальной системы. Младший школьник с любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Восприятие в начале обучения отличается своеобразием, что позволяет говорить о его возрастной недостаточности младших школьников.
Младший школьный возраст является ответственным периодом школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Значение восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Восприятие как психический процесс
В отечественной психологии проблемами восприятия занимались такие крупные ученые, как А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, В. П. Зинченко, Д. Н. Узнадзе и др.
Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств [14, с. 138].
Восприятие всегда является совокупностью ощущений, а ощущение – составной частью восприятия. Но восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с характерными ей особенностями. Основным и главным условием возникновения восприятия является воздействия предметов и явлений объективного мира на органы чувств, что не снижает значения активности субъекта.
Физиологическая основа восприятия представлена функционирующими одновременно комплексными раздражителями и осуществляемой в тот же момент согласованной деятельностью нескольких анализаторов, протекающих при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Они представляют собой высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам [14, с. 140].
По сравнению с ощущениями, восприятие – это высшая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Он обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. В основе восприятия лежит «рефлекс на отношение» - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности восприятия в младшем школьном возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей восприятия в младшем школьном возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 4 г. Минска».
Выборка исследования: 20 учащихся 4 класса и 20 учащихся 1 класса. Возраст испытуемых 7-10 лет.
Для достижения цели были подобраны следующие методы: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Методика «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской.
Назначение методики: изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.
Стимульный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних - картинки, разрезанные на 4-6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников, рекомендуется применять более сложные рисунки - не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психологической литературы показал, что восприятие представляет собой психический процесс, отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Восприятия бывает следующих видов: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое; преднамеренное и непреднамеренное, восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Младший школьный возраст – это возрастной этап, охватывающий период обучения детей в начальных классах школы, охватывающий период с 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника. Этот возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. Новообразования младшего школьного возраста (произвольность, осознанность, рефлексия) оказывают влияние на формирование самооценки учащихся. Психические процессы в младшем школьном возрасте совершенствуются; отмечается возрастание произвольности и регулируемости.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер; в среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов у него формируются представления об основных геометрических фигурах. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте серия / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.
2. Боцманова, М. Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М. Э. Боцманова, А. В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
4. Волков, Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы / Б. С. Волков. – М. : Академия, 2017. – 352 с.
5. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 148 с.
6. Жук, А. И. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик. – Минск : Аверсэв, 2003. – 422 с.
7. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2009. – № 1. – С. 70-72.
8. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
9. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2007. – 783 с.
10. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
11. Кашлев, С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса : в 3 ч. / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2005. – Ч.1. – 374 с.
12. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С. С. Кашлев. – Минск : Университетское, 2001. – 269 с.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : 2008. – 583 с.
15. Мухина, В .С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.
16. Мухина, В. С. Восприятие как высшая психическая функция / В. С. Мухина // Развитие личности. – 2012. – № 1. – С. 119–135.
17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. : МГППУ, 2011. – 460 с.
18. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 185-188.
20. Сергеева, Б. В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 128-132.
21. Соломина, Н. В. Психолого-педагогические условия развития восприятия в младшем школьном возрасте / Н. В. Соломина // Научный альманах. – 2016. – № 5-3 (19). – С. 550-554.
22. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина// Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
23. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
24. Шеститко, И. В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте / И. В. Шеститко // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 5. – С. 67-69.
25. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с.