ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 СПЕЦИФИКА ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
2.2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждому педагогу в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми. Кто он, трудный ребенок?
Трудный ребенок живет в своем мире, мире фантазий, переживаний, страха. Он становится злым, жестоким, пытаясь этим привлечь внимание к себе, но за это его лишь наказывают учителя, родители и дети. Причины отклонений в поведении ребенка появляются в результате социально-экономической и политической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, отсутствия контроля за поведением и т.д. В силу этого проблема трудновоспитуемости была и является до сих пор одной из центральных психолого-педагогических проблем современной науки и практики.
Актуальность работы заключается в постоянном увеличении количества трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста. Трудновоспитуемость младших школьников впоследствии перерастает в различные формы антиобщественного поведения, в т.ч. и преступность, наркоманию и т.д.
Одно из решений проблемы трудновоспитуемости детей заключается в комплексе мер, форм и методов, направленных на решение задачи исключения факторов, способствующих появлению отклонений в поведении несовершеннолетних, т.е. их профилактики. Профилактические меры являются обязательной частью современной социальной защиты детей и семьи. В то же время, очень долго система воспитания и образования детей делала основной акцент в работе с трудными детьми на органы внутренних дел и стационарные учреждения закрытого типа, не считаясь с реабилитационно-педагогическими аспектами профилактики трудновоспитуемости у детей. Кризисные явления в развитии социума остро поставили вопросы изменения стратегии профилактической работы, улучшения ее содержания, отказа от «карательных» форм воздействия на детей с отклонениями в поведении.
Существенный вклад в разработку проблемы внесли такие психологи и педагоги, как Н. Аккерман, Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, И. Балацкая, А. Беличева, Л. Беляева, Л.И. Божович, В. Зикратов, Л. Зотова, Л. Маленкова, В.С. Мухина.
Цель работы – описать особенности работы с трудными детьми
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. выделить специфику трудных детей;
2. описать особенности работы педагога с «трудными» детьми;
3. провести исследования особенностей работы с трудными детьми;
4. составить методическую разработку мероприятия с трудными детьми.
Объектом исследования являются трудные дети.
Предметом исследования выступают особенности работы с трудными детьми.
Методы исследования – анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Гипотеза исследования – проведение специально организованной работы с младшими школьниками приведет к устранению трудностей воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Специфика трудных детей
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Согласно периодизации психического развития, Д. Б. Эльконина, младший школьный возраст ограничивается периодом 7–11 лет [21, с. 133].
Однако в настоящее время большинство детей начинают учиться с 6 -6,5 лет. Итак, происходит смещение границ младшего школьного возраста до 6-10 лет.
В младшем школьном возрасте психологическая структура личности ребенка трансформируется. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью, социальный смысл обучения четко виден, мотивация достижения цели становится доминирующей; для ребенка происходит смена референтной группы, для детей изменяется распорядок дня; укрепляется новая внутренняя (личностная) позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми [19, с. 102].
Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем школьном возрасте. Также происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться социальная направленность личности. Моральное сознание младших школьников активно меняется с первого по четвертый класс. Таким образом, к концу периода моральные знания и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными, обобщенными. Моральные суждения учащихся 1-2 классов основаны на опыте их собственного поведения, на конкретных объяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не задумываясь. Учащиеся 3-4 классов, за исключением их собственного поведения и инструкций от старших (они теперь воспринимаются более осознанно), пытаются проанализировать опыт других людей. Моральное поведение также формируется. Дети совершают нравственные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителей (7-8 лет). Ученики 3-4 классов чаще выполняют такие действия по собственной инициативе, не дожидаясь инструкций извне.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Исследования особенностей работы с трудными детьми
Исследования особенностей работы с трудными детьми проводилось в 4 классе на базе … В данном учреждении образования проводится следующая работа с трудными детьми.
Важнейшим фактором развития личности учащегося является школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка.
В школе выполняются следующие основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении детей:
1) основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации;
2) важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные;
3) воспитание личности учащегося возможно лишь в его собственной деятельности;
4) воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам;
5) в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;
6) обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.
Педагог использует следующие психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащегося:
беседа на воспитательные темы,
личный пример,
поощрение и наказание,
методы воспитания в труде и т. д.
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. В рассматриваемом классе отмечается применение индивидуального подхода учителя к детям.
Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися производится учет индивидуальных особенностей каждого ученика и своеобразия прошлого жизненного опыта (биографии).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Самоуспокоенность, общеизвестная внушаемость детей, их доверчивость, подражание и большой авторитет учителя создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Термин «трудные» дети обязан своим происхождением педагогической практике и поначалу включало в себя все отклонения в развитии ребенка. В результате того, что осуществлялись дальнейшие совместные научно-практические поиски, появлялись новые направления, углублялся и уточнялся предмет исследования трудновоспитуемое™ как психолого-педагогического явления. В работах современных психологов, педагогов, медиков и юристов представлен обстоятельный и глубокий анализ значения и критериев различения видов трудновоспитуемости детей, рассмотрены ее причины.
Для более успешной воспитательной работы необходимо постоянно искать новые формы, наиболее эффективные методы воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого школьника. Важнейшая задача школы, педагога заключается в систематической и целенаправленной пропаганде педагогических знаний среди родителей, использование всех методов и форм работы с семьей для того, чтобы помочь родителям выполнять возложенные на них обязанностей, наиболее эффективно и максимально использовать потенциальные возможности семьи в общественном воспитании детей.
Исследования особенностей работы с трудными детьми проводилось в 4 классе на базе … В данном учреждении образования проводится следующая работа с трудными детьми.
Важнейшим фактором развития личности учащегося является школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка.
Педагог использует следующие психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащегося:
беседа на воспитательные темы,
личный пример,
поощрение и наказание,
методы воспитания в труде и т. д.
1. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман. -СПб.: Питер,2010. – 896 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебное пособие для студентов педвузов / Г.М. Андреева. – М.: 2012. – 234 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 235 с.
4. Балацкая, И. Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители / И. Балацкая // Воспитательная работа в школе. – 2012. – № 5,- С. 113-122.
5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] / А. Беличева. – Режим доступа: http://www.goldbiblioteca.ru/
6. Беляева, Л. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей / Л. Беляева // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 78-84.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Борытко, Н. М. Введение в педагогику толерантности [Электронный ресурс] : учеб, пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/294/63294
9. Бусыгина, Н. Характеристика трудного подростка / Н. Бусыгина // Классный руководитель. – 2012. – № 5. – С. 48-51.
10. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. – М. Просвещение, 2010. – 207 с.
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2011. – 160 с.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: сост. И научные редакторы / В.С. Мухина, А.А. Хвостов -5-е изд. стереотипное. – М.: Академия, 2005. – 624 с.
13. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
14. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 141-147.
15. Зикратов, В. Организация работы ОУ с "трудными" учащимися / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 83-85.
16. Зотова, Л. Стратегия работы с трудными школьниками / Л. Зотова // Классный руководитель. – 2012. – № 4. – С. 53-62.
17. Как помочь родителям трудных детей // Ребёнок в детском саду. – 2011. – № 5. – С. 78-85.
18. Маленкова, Л. А если он трудный / Л. Маленкова // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 205-208.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
20. Целуйко, М.В. Психология неблагополучной семьи / М.В. Целуйко. – СПб.: Питер, 2010. – 171 с.
21. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с