ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
1.1 РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
1.2 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.3 ОБУЧЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ КАК ОСНОВА ЧТЕНИЯ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ
2.1 ПОДХОДЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИСТОВ К ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ
2.2 ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Формирование у детей навыка плавного чтения осуществляется постепенно. Авторы современных методик обучения грамоте за простейшую единицу чтения принимают не любой слог, а так называемый слог-слияние (двухбуквенный прямой открытый слог-слияние согласного с гласным). Этот слог является неотъемлемой составной частью всех слогов нашей речи, за исключением слога-гласного и двухбуквенного обратного закрытого слога. Овладев умением читать слияние согласного с гласным (СГ), учащиеся получают инструмент для прочтения любого слога.
Проблема слияния - одна из наиболее сложных среди возникающих в ходе обучения чтению. В то время как для прочтения слога-гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с её звуковым эквивалентом (принцип чтения: видит букву - называет звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука - вслух это должно быть произнесено одним целым звуком) [1, 2].
Как показывает многолетний опыт работы, у детей возникают затруднения при чтении слогов-слияний, потому что они не знают, как правильно читать слоги с разными гласными. И зачастую их просто механически запоминают, что нередко приводит к ошибкам, основанным на неверных догадках. Так, вместо слога «ма» ребёнок может прочитать «мэ», «а»,
Цель курсовой работы – описать методику обучения первоклассников чтению слогов-слияний.
Для достижения намеченной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. выделить роль чтения в жизни ребёнка;
2. описать методы обучения чтению: исторический аспект;
3. охарактеризовать обучение первоклассников чтению слогов-слияний как основа чтения;
4. представить подходы современных методистов к обучению первоклассников чтению слогов-слияний;
5. описать игры для обучения первоклассников чтению слогов-слияний.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
1.1 Роль чтения в жизни ребёнка
Речь и язык представляют собой взаимодействующие системы. Они являются аспектами единого процесса. Под речью понимается как процесс непосредственно говорения, так и его результат, то есть речевая деятельность. Под речевой деятельностью имеется в виду деятельность человека, в той или иной мере опосредованная знаками языка.
Речевая деятельность по всем своим параметрам является одним из самых сложных видов деятельности. Речь, по Л. С. Выготскому предстает как способ формирования и формулирования мысли, как основное средство общения. Так, напрямую связываются понятия речевая деятельность и «общение» и таким образом определяется главная специфическая особенность этого человеческого вида деятельности: реализовать мысли, вербально обозначать волеизъявления и чувства человека – говорящего или пишущего (передающего речевое сообщение), слушающего или читающего (принимающего это сообщение). Таким образом, основными видами речевой деятельности, которые лежат в основе процесса речевой коммуникации являются говорение, слушание, чтение и письмо [8, с. 2].
Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особенные условия формирования, наиболее удобные и эффективные способы отработки. В сущности, это понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письменной речи и устной речи – это, по сути, и есть формирование специфических речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений (применение навыков для решения конкретных, в основном, коммуникативных, задач).
В самом простом определении чтения оно характеризуется как процесс, во время которого происходит извлечение информации из рукописного или печатного текста. Оно выражается не пассивным восприятием, усвоением содержания, а включает активное взаимодействие между читателем и автором. Такая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения, при этом, не воспринимающееся в качестве одностороннего воздействия на читающего [5, с. 54].
2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ-СЛИЯНИЙ
2.1 Подходы современных методистов к обучению первоклассников чтению слогов-слияний
Самая большая трудность для первоклассников - усвоение слога-слияния. Когда дети читают прямой слог, важно, чтобы они сразу же преодолели свое желание буквально воспроизвести структуру слога. Различные техники помогают понять принцип слияния: длительное произношение первого согласного звука с постепенным переходом к следующему гласному, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата для произнесения гласных звуков (а-ма), чтение по подобию (ма - са - ха), запоминание слога, чтение слога после анализа. Последний прием предполагает предварительный анализ слова, в котором есть изучаемый слог. Чтобы учащиеся не забыли всего слова во время анализа, им предлагается картинка с изображением соответствующего предмета. Учащиеся делят слово на слоги, называют первый слог, различают звуки, извлекают слог из букв разделенного алфавита и читают его. Если первоклассникам трудно произнести два звука вместе, учитель возвращает внимание к изображению и первому слогу от имени этого предмета.
В процессе обучения грамоте широко применяется индивидуальный подход к детям. Используются различные вспомогательные инструменты: буквы из наждачной бумаги, складывающиеся буквы, изображения алфавита, рисование букв в воздухе с закрытыми глазами, сопоставление излучаемого звука с определенной формой или цветом, укладка кубиков и подсчет правильного наименования букв, сравнение (сколько кубиков было то вчера и сколько сегодня) [1].
Следует помнить, что при затруднении чтения слияний первым сложный слог может прочитать учитель, а ещё лучше - ученик, уже освоивший механизм слияния. Устная речь, как известно, развивается у детей в процессе подражания. Таким способом взрослый лучше всего может повлиять на развитие речи ребёнка, поэтому обучение чтению слияний через подражание - наиболее естественный приём. Ребёнок овладевает им практически: он видит, как читает взрослый, и подражает ему, улавливая механизм чтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осмысленное и целенаправленное чтение возникает только в условиях постоянной активности читателя, благодаря которой он глубже проникает в смысл текста, усваивает его формальную сторону, без которой невозможно понять содержание. Главная задача чтения – это активное и самостоятельное получение информации.
Процесс чтения, который предполагает сложные мыслительные процессы и операции (синтез, анализ и умозаключение), и его результат, а именно, извлечение информации, несут огромное значение в коммуникативно-общественных отношениях человека. Такой способ письменного общения служит передачей накопленного человечеством опыта в различных областях жизни, помогает развивать интеллектуальные способности, обостряет все чувства, в общем, развивает, обучает, воспитывает.
Обучение грамоте является начальным этапом систематического изучения русского языка, способствует лингвистическому и умственному развитию учащихся, решает проблемы эстетического и нравственного воспитания.
В процессе обучения грамоте учащиеся не только осваивают языковые навыки - фонетические, грамматические, лексические, но и осваивают коммуникативные навыки в области общения друг с другом и со взрослыми.
В соответствии с учебным планом общеобразовательных учреждений с русским языком обучения в 1-м классе занятия по чтению делятся на три периода:
Подготовительный (добукварный) период;
Основной (букварный) период.
Заключительный (послебукварный) период
В основной период дети учатся читать слоги: чтение прямого слога (СГ; согласный + гласный) с ориентацией гласных, чтение слога СГ с ориентировкой на букву гласного, чтение слогов СГ с изменением букв, которые обозначают гласные звуки (ма, мо, му, мы, ми) и согласные звуки (ма, на, са, та, ра), чтение слогов различной структуры (ГС, СГС, СГСС, ССГС и др.).
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Бугрименко, Е.А. Учимся читать и писать / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М. : Знание, 1994. – 160 с.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г. Горецкий. –– М.: Просвещение, 2004. – 107 с.
4. Горецкий, В. Г. Уроки обучения грамоте / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. – 264 с.
6. Забелина, И. Б. Домашний быт русских царей прежнего времени / И.Б. Забелина // Отечественные записки. - 1854. - № 12. - С. 88–91
7. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению» / В.Н. Зайцев. – М: Просвещение, 2012. – 32 с.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: Изд-во «Модек», 2001. – 432 c.
9. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
10. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимук. - М. : Вако, 2006. – 128 с.
11. Методика обучения грамоте: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. - М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии» - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 192 с.
12. Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом (материал к августовским учительским совещаниям 1952 года) / кабинет начальных классов. - М-во просвещения Молдавской ССР, Республиканский ин-т усовершенствования учителей МССР. - Кишинёв: Школа советикэ, 1952. - С. 5–16.
13. Обучение грамоте: пояснительная записка // Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. 1 класс. - Минск: Нац. ин-т образования, 2017. - С. 19–22
14. Обучение грамоте: содержание учебного предмета // Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. 1 класс. - Минск: Нац. ин-т образования, 2017. - С. 19–22.
15. Сторожева, Н. А. Новый УМК по обучению грамоте для школ с русским языком обучения / Н. А. Сторожева / Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. - 2008. - № 5. - С. 16.
16. Цукерман, ГА. Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман. - М. : Знание, 1994. – 160 с.
17. Шклярова, Т.В. Как научить вашего ребёнка писать без ошибок / Т.В. Шклярова. - М. : Грамотей, 2000. – 32 с.
18. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. - М.: Знание, 1991. – 64 с.