ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена проблеме использования кейс-технологии в обучении иностранному языку старших школьников средней школы.
Острую актуальность данная проблема приобретает в связи с тем, что приоритетом современного образования на в настоящее время является подготовка конкурентоспособных специалистов, умеющих находить эффективные решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. Наиболее действенным способом реализации социального заказа по подготовке обучающихся к реальной жизни представляется кейс-технология, или технология анализа конкретных ситуаций, которая способствует развитию познавательных навыков учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, также стимулирует мотивацию, представляет учащегося как субъекта учебной деятельности.
Особую актуальность использование кейс-технологии приобретает в старшем школьном возрасте, так как она удовлетворяет таким потребностям данного возрастного периода как потребность во общении, самоидентификации и профориентации.
Объектом исследования является процесс развития учебно-познавательной деятельности.
Предмет – развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроке иностранного языка посредством кейс-технологий.
Цель исследования состояла в выявлении теоретических оснований и практических возможностей применения кейс-технологии в разработке методики применения кейсов в старшем звене средней школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Различные трактовки термина «самостоятельная учебная деятельность» в научной литературе
Вопросы самостоятельной учебной деятельности учащихся давно освещаются в классической и современной педагогической науке. С переменами в педагогической парадигме, связанные с социальными изменениями в мире в целом, меняется и отношение к определению самостоятельной работе и самостоятельной деятельности. Анализ теоретических источников позволяет выявить противоречия между объективной потребностью формировании самостоятельностью учащихся, вызванной возрастающим объемом необходимых теоретических и практических знаний, и неготовностью учащихся к решению учебных задач. Следовательно, необходимо уточнить сущность самостоятельной учебной деятельности и самостоятельной работы.
Отечественная педагогика на современном интегрирует различные подходы, где системообразующий и центральный фактор – учащийся как субъект учебной деятельности. Итак, выделяются следующие подходы:
Объективный подход. Применяется при обосновании степени самостоятельности учащихся. Главной здесь считается логика построения содержания учебного материала и специфика дисциплины.
Психологический подход. Предполагает учет психологический характеристик данного учебного возраста, самостоятельности мышления и мыслительных процессов в решении поставленных учебных задач. Учение здесь рассматривается через призму психологической теории учебной деятельности Леонтьева, которая представлена в виде системы. Самостоятельная деятельность в данной системе представлена как «микросистема учения» [8, с. 14].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Методические принципы развития у учащихся умений самостоятельной учебной деятельности
Организация и управление самостоятельной работой – сложная и ответственная задача каждого педагога. Необходимо рассматривать воспитание активности и самостоятельности как неотъемлемую часть школьного образования. Это задание назначается каждому учителю вместе с вопросами первой важности. Самостоятельная работа – это средство приобретения учащимися глубоких и прочных знаний, средство формирования их активности и самостоятельности как личностного качества, развития их интеллектуальных способностей.
Для того, чтобы правильно организовать самостоятельную активность учащихся, необходимо придерживаться ряда методических принципов обучения:
Принцип добровольности. Учащиеся по желанию организовывают свою самостоятельную учебную деятельности. Задача учителя здесь – мотивировать учащегося самостоятельно учиться, предлагать задания, которые будут интересны тому или иному ребенку, но не в коем случае не принуждать.
Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов. Данный принцип предполагает в деятельностном контексте учащихся учет их индивидуального опыта, интересов, желаний, способностей, мировоззрения, личностной эмоционально-чувственной среды и статуса в классе.
Принцип связи деятельности на уроках и самостоятельной работы. Он, главным образом, состоит в том, что обеспечивается единство практических, развивающих и воспитательных целей урока и личных образовательный целей учащегося. Также он предполагает связь учебных материалов, используемых на уроках английского языка, и учебных материалов, которые ученики используют в самостоятельной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме и разработав методику использования кейс-технологии, мы можем сделать следующие выводы:
В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.
Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Так кейс-метод относится к инновационным методам обучения иностранному языку. В процессе обучения этот метод способствует развитию таких видов деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Готовясь к проведению урока с использованием кейс-технологии, учителю необходимо познакомиться с его особенностями и некоторыми трудностями в использовании. Неоднократное применение кейс-технологии в обучении иностранным языкам способствует формированию языковой компетенции, умения работать в группе, а также практическому овладению знаниями.
Применение кейс-технологии должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку.
1. Абрамов, С. М. Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения: дисс. / С. М. Абрамов. – Екатеринбург, 2003. – 22 с.
2. Варнеке, Х. Принципы психолого-педагогической организации учебной деятельности студентов на современном этапе развития высшей школы/ Х. Варнеке. – М.: МГУ, 1989 – 240 с.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
4. Коноводова, Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. — Пермь, – 2011. — С. 173-176.
5. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева – М.: Аркти, 2002. – 176 с.
6. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1959. – 331 с.
7. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: сборник / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл – 2009. – 423 с.
8. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 361 с.
9. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Спб.: Питер, 2003. – 192 с.
10. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый – М. – 1972. – 42 с.
11. Полат, Е.С. Концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе – 1998, № 5.
12. Рабинович, Ф. М. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф. М. Рабинович. – М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
13. Сидоров, С.В., Басаргина, О.О. Кейс-технология как средство развития познавательных интересов обучающихся / С.В. Сидоров // Инновации и современные технологии в системе образования: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. – 2013 г. – С. 26 – 29.
14. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин. – М.: Высшая школа, 2011. – 180 с.
15. Стрекалова, Н.Д., Беляков, В.Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / В.Г. Беляков, Н.Д. Стрекалова. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2013. – 320 с.
16. Таш, Э. Принципы организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время/ Э. Таша // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24210