ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.3 СОТРУДНИЧЕСТВО С МУЗЕЕМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МУЗЕЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда происходят серьезные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т. В. Беспалова, А. А. Герасимова, В. А. Коробанов и др.); философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю. П. Сентюрин, Г. А. Тихомиров и др.); теология – как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н.А. Гаголин, игумен Филарет и др.); психология – как системно‐функциональное свойство личности (М. Н. Борисова, Н. А. Левина, А. В. Потемкин и другие исследователи). В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н. И. Болдырев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л. Д. Столяренко, Е. А. Есина, И.П. Финский); интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С.В. Матвеева) [2, с. 130].
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность гражданско-патриотического воспитания
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанные с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографической проблемой, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования и воспитания. Воспитание в широком социальном смысле включает в себя воздействие на личность и общество окружающей среды, а в узком смысле – это целенаправленная деятельность по формированию у личности определенных качеств.
Важной частью в системе воспитательной работы является воспитание патриотизма.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, с. 39].
Целью патриотического воспитания школьников является развитие высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
По мнению В. Е. Лях, термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [10].
Л.Е. Никонова определяет патриотическое воспитание как процесс усвоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек. Целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма, как нравственной стороны личности, развитие личности как социально активного члена общества, становление человека, как личности, воспитание в нем духовности и гражданской ответственности, формирование патриота, готового защищать интересы страны и трудится на его благо.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МУЗЕЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня патриотизма у учащихся младших классов
Перед современной системой образования наряду с обращением к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка, стоит важнейшая задача воспитания патриота и гражданина своей страны.
Младший школьный возраст сензитивный период для ознакомления детей с общественной жизнью, усвоения детьми нравственных норм, воспитания патриотических чувств.
Процесс патриотического воспитания тесно связан с освоением детьми представлений о Родине, традиций и культуры своего народа, формированием опыта патриотического поведения.
Свою работу с детьми младшего школьного возраста мы начинали с изучения уровня сформированности представлений о патриотизме, о Малой Родине, стране, о народных традициях и обычаях, отношения детей к мероприятиям патриотической направленности, умений поступать в соответствии с нормами, принятыми в обществе.
Эмпирическое исследование по изучению уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся младших классов проходило на базе школы ______ в ______ классе. В исследовании принимало участие 18 учащихся. Исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1. диагностика у учащихся текущего уровня развития гражданско-патриотических качеств посредством анкетирования;
2. обработка и интерпретация данных, полученных в ходе анкетирования;
3. разработка методических рекомендаций для формирования патриотических качеств у младших школьников на базе урочных, внеурочных форм обучения, а также на базе школьного музея.
Диагностическая методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы опрашивали детей индивидуально. Вопросы анкеты «Я – патриот» представлены ниже:
1. Хотел бы ты знать о своем городе больше?
2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о твоем городе?
3. Часто ли ты гуляешь по историческому центру города?
4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь по его улицам?
5. Часто ли ты ходишь в музеи?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, воспитание патриотических чувств – сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Воспитание патриотических чувств у младших школьников – это сложный и многогранный процесс, так как на него оказывают влияние не только школа, но и семья, и окружающий социум. В связи с этим важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми, групповыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время и организовать это так, чтобы школа стала центром активной воспитательной работы с учащимися, способствовала обогащению их гражданским опытом.
Патриотическое воспитание младших школьников в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости.
Воспитание патриотических чувств у младших школьников должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой культуры.
Для формирования патриотических чувств во внеклассной работе у учащихся I ступени обучения мы рекомендуем:
1. Реализовывать принцип преемственности в организации патриотического воспитания (дошкольное учреждение образование – I ступени обучения – II ступень обучения)
2. Увеличить в учебном заведении количество объединений по интересам гражданско-патриотической направленности.
3. Расширять знания учащихся о выдающихся людях Республики Беларусь.
4. Создать в учреждении образования опорные зоны и экспериментальные площадки для накопления, обобщения и распространения педагогического опыта по патриотическому воспитанию.
1. Агапова, И.О., Давыдова М.М. Патриотическое воспитание в школе/ И.О. Агапова, М.М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 166 с.
2. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – С. 130–134.
3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
4. Горина, Н.К. Основные направления патриотического воспитания в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/625390/.
5. Захарова, С. Н. Гражданином быть обязан: основы гражданского образования: методическое пособие / С. Н. Захарова; под науч. ред. О. Л. Жук. – Мн.: Красико-Принт, 20003. – 96 с.
6. Ильичев, И.М. О сущности, содержании и значении патриотизма / И.М. Ильичев // Вестн. Рос. Филос. Об-ва. – 2002. – № 3. – С. 84–92.
7. Казиев, Н.Э. Механизм патриотического воспитания современной российской молодежи / Н.Э. Казиев, М.Д. Магоррамов, З. К. Нухова // Известия ДГПУ. – Махачкала, 2017. – № 1. – С. 52–56.
8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
9. Коган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования / М.С. Коган. – М.: Политиздат, 1974. – 376 с.
10. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami.
11. Мусаканова, М.М. Значение нравственно-патриотических мотивов в воспитании младших школьников / М.М. Мусаканова // Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 50–52.
12. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Пионтковский. – Якутск, 2006. – 346 с.
13. Степанов, П.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие / П.В. Степанов. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 144 с.
14. Столяренко, Л.Д. Педагогика: учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
15. Суколенов, И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях / И.В. Суколенов. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.
16. Храмова, А.Ю. Патриотическое воспитание молодежи: основные направления и современные тенденции / А.Ю. Храмова, И.В. Рыбак // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, специалистов и практиков, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. – 2018. – С. 105–110.
17. Черепанова, А.А. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в проектной деятельности / А.А. Черепанова // Исследование различных направлений современной науки. – Астрахань: Олимп, 2018. – С. 230–231.
18. Приводнова, Е. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvennost-kak-integrativnoe-kachestvo-lichnosti-v-obrazovanii.
19. Гражданское образование. Пособие для педагогов и работников образования – Режим доступа: http:// www.nepfoiskola.hu/eaea/EAEA_ru/downloads/dokumenti/handbook.
20. Резник, Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) – Режим доступа: http://www.reznik-um.ru/lko/jur_reznik_2_3_00.htm
21. Лубский, Р. А. Этатизм как принцип взаимодействия человека и государства – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etatizm-kak-printsip-vzaimodeystviya-cheloveka-i-gosudarstva-v-rossii
22. Таушканова, А. О. Роль музея в образовательном процессе школы – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/
23. Музей как социальный институт – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=5&raz=3&pod=3&par=1.
24. Юренева, Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект. Альма Матер. – 2007 – 211 c.
25. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
26. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей– Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/438/42438/20799.