ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» И ЕЁ СТРУКТУРА
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
3. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
4. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
6. ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О ПРИМЕНЕНИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Технология (от греч. «techne» – искусство, мастерство, умения и «логос» – наука) – совокупность приёмов и способов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [7, с. 3].
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития познавательных процессов. В связи с этим важной задачей является не столько вооружение ребенка как можно большим запасом знаний, сколько содействие в становлении его личности, в самом процессе развития индивидуального воздействия и создания оптимальных условий для этой работы. Важно научить ребенка играть, если мы это сможем сделать, его жизнь будет насыщенной и счастливой.
Технологизация учебного и воспитательного процесса в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом».
Такому вопросу уделяли внимание следующие учёные: П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается педагогикой: ему посвящены работы М.Е. Бершадского, В.И.Боголюбова, Т.А. Ильиной, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, и др.). Рассмотрим основные подходы авторов.
1. Понятие «педагогическая технология» и её структура
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940–50-х годов и было связано с использованием технических средств и программных инструкций в педагогическом процессе.
В современной образовательной практике используется термин «педагогическая технология», по мнению Г.К. Селевко [24], используется в трех ракурсах:
1) общепедагогический (общеобразовательный) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в образовательном учреждении и отождествляется с понятием педагогической системы; это совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частный методологический (предметный) подход: определение используется в значении определенного метода, это сочетание методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного школьного предмета или класса, а также описание деятельности учителя;
3) локальный (модульный) подход: педагогическая технология представляет собой описание отдельных частей образовательного процесса, предполагает решение частных образовательных задач.
2. Классификация педагогических технологий
В последние годы в центре внимания научной и педагогической общественности находятся проблемы активизации учебного процесса с помощью инновационных подходов. Необходимость внесения подобных изменений обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только компетентность, но и умение приобретать новые знания в быстро меняющейся ситуации и использовать их в собственной деятельности. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. В последнее десятилетие в теории и практике образования все большее внимание уделяется активным и интерактивным формам, методам и технологиям обучения, которые могут стать эффективным средством подготовки.
Образовательные технологии – сравнительно новое направление в педагогической науке. В инновационном образовательном процессе они занимают особое место. Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств. В настоящее время ее рассматривают как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Таким образом, педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике [26, с. 4].
Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры преподавателя.
Необходимость внедрения подобных технологий в современное образование, формирование компетентности учащихся сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, творческое объединение разных педагогических школ, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.
3. Игровые технологии
Педагогическая игра отличается от обычной тем, что имеет четко поставленную цель обучения и соответствующие ей обоснованные педагогические результаты. Главной характеристикой педагогической игры является учебно-познавательная направленность. «Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности» [1, с. 11].
Педагогические игровые технологии направлены на осознание мотивов учащимся в процессе обучения, на развитие способности анализировать собственное поведение, как во время игры, так и в жизни, на развитие умения формулировать и четко ставить цели собственной деятельности и предвидеть перспективы развития. Применение игровых технологий в процессе обучения во многом зависит от понимания педагогом значимости данной методики. Успешность или неуспешность выполнения дидактической задачи зависит от игрового результата. «Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр» [15].
В ходе исследования проблемы игровых технологий в обучении было разработано множество игр. Исследователи группируют их в зависимости от назначения игр, методов из организации и по другим критериям. В связи с эти существует огромное множество классификаций.
Исследователь П.И. Пидкасистый предлагает классифицировать игры на искусственные и естественные. Естественная игра отличается спонтанностью, неподготовленностью. В процессе такой игры новые формы действий осваиваются самостоятельно, без постановки четкой определенной задачи. Главной характеристикой естественной игры является непринужденность. Искусственная игра характеризуется тем, что участник игры четко осознает, что сейчас он ведет игровую деятельность, и в соответствии с этим знанием подчиняется определенным правилам и использует игру в собственных целях [22, с. 31].
4. Интерактивные технологии
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Идея технологий интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов. Это явление связанно с появлением первого веб-браузера и началом стремительного развития сети Интернет, поэтому некоторые специалисты трактуют интерактивную технологию как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета [14, с. 121].
Для раскрытия логики исследования первоначально рассмотрим понятие «интерактивный» и термины, содержащие в своем значении слово «интерактивный».
«Интерактивный» означает содержащий момент взаимодействия или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [17]. Интерактивный (англ. interactive взаимодействующий) – диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос) [21, с. 69].
Термин «интерактивность» заимствован из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие, т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» [25, с. 85].
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [11, c. 14].
По мнению И. Ю. Устинова [28, с. 45], любое обучение ставит дидактическую задачу, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, реализуемого квалифицированным педагогом-профессионалом.
5. Технология проблемного обучения
Одним из перспективных направлений стимуляции учебной деятельности учащихся, развития у них заинтересованности в познании, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.
Проблемное обучение – это конструкция, состоящая из методов, приемов, правил обучения и преподавания, где учитывается логика развития интеллектуальных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. Это особый вид взаимодействия преподавателя и обучающихся, характеризующийся постоянной индивидуальной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по формированию новых знаний и методов действий решения проблемных вопросов.
М.М. Левина определяет проблемное обучение как педагогический процесс, основанный на закономерностях управления учебной познавательной деятельностью и нацеленный на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. В ходе такого процесса у обучающихся вырабатываются обобщенные способы познания, формируются ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности – познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности. Можно утверждать, что организация проблемного обучения – одна из центральных задач вузовской методики обучения.
Проблемный метод обучения – это система, состоящая из действий и приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, которая содержит постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные) способствующих успешному осуществлению целей учебно-воспитательного процесса [16].
6. Изучение мнения педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий
С целью изучения мнения педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий мы провели анкетирование учителей ГУО “Средняя школа №12 г. Светлогорска”
Анкети представлена ниже.
Просим Вас принять участие в нашем опросе.
1. Что такое «педагогическая технология»?
2. На что направлена организационно-деятельностная сторона технологий?
3. Применяете ли Вы современные технологии обучения в своей профессиональной деятельности?
4. Какие современные технологии Вы применяете в своей практической деятельности?
(здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); игровые технологии; проблемно-диалогическую технологию; технологию продуктивного чтения; технологию проектного обучения; технологию проблемного обучения; технологию обучения в сотрудничестве (групповая работа); технологии развивающего обучения; технологию полного усвоения знаний; технологию развития критического мышления учащихся; технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и пр.).
5. На каких уроках Вы реализуете технологии обучения?
6. Каковы, по Вашему мнению, результаты применения технологий обучения?
Преобладающее большинство опрашиваемых (80 %) понимают, что технологии связаны с процессуальной стороной обучения и определяют технологию как методы, способы, формы, средства и приемы обучения; модель педагогической деятельности в учебном процессе; алгоритм действий; модель совместной деятельности учителя и учащихся; описание процесса; мастерство педагога. 20 % учителей не смогли сформулировать свою точку зрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. набор (комбинация) любых компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приемы, действия, операции;
4. гарантия результата.
Современный мир диктует использование в образовании новых педагогических технологий. Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств. В настоящее время ее рассматривают как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом современного урока. На современных уроках русской литературы активно применяются такие новые технологии, как технология развития критического мышления, технология встречных усилий, широко применяются на уроках возможности ИКТ и интернета.
Использование игровых форм обучения на начальной ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также из-за психофизиологических особенностей учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения учащихся младших классов.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1987. – 94 с.
2. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы студентов / К. А. Арапов // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 290–294.
3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
5. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. – С. 10–15.
6. Вергелес, Г. И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов / Г. И. Вергелес, Л. Ю. Савинова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – C. 63–67.
7. Гузеев, В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
8. Гузеев, В. В. Методы обучения и организационные формы уроков / В. В. Гузеев. – М. : Знание, 2008. – 274 с.
9. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. – М. : Сентябрь, 1996. – 112 с.
10. Зорина, Ж. Б. Взгляд учителя на инновационные педагогические технологии / Ж. Б. Зорина // Биология в школе. – 2012. – № 3. – C. 16-21.
11. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество: учебное пособие / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, – 2001. – 382 с.
12. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. пособие / С. С. Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
13. Корнетов, Г. Б. Феномен педагогической технологии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. – 2016. – № 4. – C. 31–36.
14. Коул, М. Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / М. Д. Коул. – М. : Педагогика, 2004. – 179 с.
15. Масленникова, А. В. Педагогические образовательные технологии: определение и классификация / А. В. Масленникова // Директор школы. – 2004. – № 7. – C. 50–56.
16. Митросенко, С. Педагогические технологии: задания в тестовой форме / С. Митросенко // Педагогические измерения. – 2007. – № 3. – C. 78–106.
17. Новые педагогические технологии в учебном процессе / М. В. Пестис [и др.] // Перспективы развития высшей школы : материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. – Гродно : ГГАУ, 2015. – C. 309–311.
18. Орлов, В. И. Метод и педагогическая технология / В. И. Орлов // Педагогика. – 2010. – № 8. – C. 30-38.
19. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
20. Педагогические системы и технологии : лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие для студ. вузов / И. И. Цыркун [и др.]; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 224 с.
21. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. – М. : Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. – 184 с.
22. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : РПА, 1996. – 142 с.
23. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
24. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
25. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Снопкова. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. – 414 с.
26. Талалаева, Н. В. "Интересно учиться, интересно учить!" / Н. В. Талалаева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 12. – C. 12–28.
27. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
28. Факторович, А. А. Сущность педагогической технологии / А. А. Факторович // Педагогика. – 2008. – № 2. – C. 19–27.
29. Щуркова, H. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. вузов / H. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.