Введение
В последнее десятилетие широкое распространение получили взгляды на процесс развития бухгалтерского учета как науки в свете институциональной теории.
Рассвет идей институционализма в экономике пришелся на вторую половину двадцатого столетия и опирался во многом на исследования Дж. Бьюкенена, Р. Коуза, Д. Норта, а также их последователей Л. Гурвица, Р. Майерсона, Э. Маскина, О. Уильямсона, Э. Остром, получивших Нобелевские премии по экономике за развитие институциональной экономической теории [1].
В широком смысле институционализм представляет собой экономическое учение, предающее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще1. Обычно под институтами понимают «правила игры» в обществе, то есть ограничительные рамки, созданные человеком, организующие взаимоотношения между людьми, которые включают в себя формальные и неформальные ограничения, а также механизмы давления, принуждающие индивидов к их соблюдению [2]. Следует отметить, что институты представляют собой структурные образования, не только ограничивающие людей, но и влияющие самым прямым образом на их поведение, индивидуальные цели и предпочтения [1].
В целях раскрытия сущности институционального явления важно разделять его на следующие составляющие: неформальная сторона института – исторически сложившиеся в обществе традиции, стереотипы, модели поведения, отношение к бухгалтерскому учету; формальная сторона института – нормативная правовая база; организационная сторона – хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и местного самоуправления.
1. Порядок учёта
Термин "финансовая деятельность" означает деятельность, приводящую к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств организации, при условии, если таковая не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. Данное определение содержится в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержден-ной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Курсовые разницы по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, услуг, а также курсовые разницы по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, могут быть отражены в бухгалтерском учете в составе расходов (доходов) будущих периодов на счетах 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "До-ходы будущих периодов", в случае принятия коммерческими организациями решения об отнесении курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте (п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199; п. 2 постановления Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704)). При этом учтенные в составе расходов (доходов) будущих периодов курсовые разницы должны быть списаны на финансовые результаты в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. Названные нормативные документы разработаны и утверждены в соответствии с Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15).
2. Способы хранения
Аналитический учет по видам доходов по финансовой деятельности должен быть определен учетной политикой организации и обеспечивать сбор информации, необходимой для заполнения бухгалтерской отчетности (п. 71 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
Контроль за финансовым состоянием и обеспечение устойчивого финансового состояния организации осуществляет главный бухгалтер.
Финансовое состояние предприятия характеризуется его платежеспособностью. О платежеспособности организации свидетельствуют остатки средств на счете организации. Если на текущих счетах организации в течение месяца ежедневно были остатки денежных средств, то организация считается платежеспособной независимо от величины остатка денежных средств на этих счетах.
По бухгалтерскому балансу определяется обеспеченность организации собственными и заемными оборотными средствами.
В процессе анализа главный бухгалтер уточняет, сколько организации необходимо заемных оборотных средств, чтобы обеспечить устойчивое финансовое состояние.
При определении размера заемных средств (например, долгосрочных или краткосрочных кредитов банков и т.д.) главный бухгалтер должен выяснить размер внутренних финансовых ресурсов, которые находятся в обороте организации.
Внутренние финансовые ресурсы – это денежные средства, постоянно находящиеся в обороте организации, но ей не принадлежащие. Это задолженность по заработной плате работникам организации, временно находящиеся в обороте организации средства, предназначенные для уплаты налогов и др.
Заключение
Если в финансовом холдинге отсутствуют специалисты по работе с архивными документами и документами оперативного хранения необходимого уровня подготовки, то таких специалистов можно пригласить из сервисных компаний, заключив соответствующий договор. Но такой подход к организации работы с документами не должен противоречить требованиям информационной безопасности компании (руководство многих компаний категорически против предоставления какой-либо информации по клиентской базе третьим лицам). В таком случае выходом для решения кадровой проблемы могут быть организационно-штатные мероприятия, включающие изменение штатного расписания подразделения, подбор, прием, обучение, аттестация персонала. Оптимальным решением будет приглашение на работу выпускников вузов, выпускающих специалистов в области документоведения и архивного дела.
Таким образом, для создания системы хранения документов в финансовой компании холдингового типа необходимо провести ряд предварительных мероприятий, направленных на изучение законодательной и нормативно-методической базы, провести расчет объемов хранимых документов и стоимости организации альтернативных вариантов хранения, провести автоматизацию учета и обработки документов и подготовку персонала, что позволит не только исключить претензии по работе с документами со стороны проверяющих и контролирующих организаций, но и построить систему хранения с учетом внутренних бизнес-процессов и политики руководства холдинга, минимизировать риски и исключить необоснованные расходы при реализации проекта.
1 Мингалев В.С., Янковая В.Ф. О нормативной базе и обеспечении архивного хранения документов негосударственных организаций // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе: Докл. и сообщ. на шестой Всерос. науч. конф. 16–17 июня 2009 г. / Росархив, ВНИИДАД. М., 2009. С. 144–152.
2 Храмцовская Н.А. Пройден немалый путь, но впереди нас ждет еще более сложное и увлекательное путешествие! // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2014. № 9. С. 8–19.
3 Артизов А.Н. Передача государственных полномочий в сфере архивного дела // Отечественные архивы. 2008. № 6. С. 23.
4 Обеспечение доступа пользователей к документам государственных и муниципальных архивов и организация пользования ими. М.: Федеральное архивное агентство, ВНИИДАД, 2009.
5 Привалов В.Ф. Оценка физического состояния документов // Отечественные архивы. 1995. № 2. С. 19.
6 Методические рекомендации по разработке примерных номенклатур дел. М.: Росархив, ВНИИДАД, 2008.
7 Нигматуллин С.Х. Автоматизация работы современного архивиста организации // Вестник архивиста. 2010. № 4. С. 289.
8 Харченко О.А., Климова А.Ф., Куприяшева Н.К. Плюсы и минусы организации электронного архива // Отечественные архивы. 2009. № 6. С. 48.
9 Алеев В.А. Оптимизация работы с документами: опыт создания электронного архива в компании // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2010. № 0. С. 51.
10. Мейнер А.П. Корпоративные хранилища документов // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2011. № 1. С. 35; Там же. 2011. № 2. С. 35.
11. Каштанов П. Автоматизация документооборота в банках // Банковские технологии. 2010. № 4. С.34.
12. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. – М.: Юстицинформ, 2014. – 928 с.
13. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
14. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/accounting/acts/postmf_300911_102.pdf.
15. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/accounting/acts/postmf_290611_50.pdf.