ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
1.1 МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы образования не выходят за рамки тех тем, которые волновали умы людей в далекие времена. Человечество по-прежнему заинтересовано в миссии системы образования в обществе, в целях и задачах ее практической реализации, содержании, формах, методах и моделях образовательной деятельности. Тем не менее, мир вокруг нас меняется каждый день. Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже веков являются настолько существенными, что консерватизм школьного образования часто оказывается тормозом для социального развития, ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстро меняющемся и многопроблемном мире [11, с. 143].
Изменения в повседневной жизни, прогресс науки и культуры, новые педагогические потребности привели к необходимости внедрения новых технологий в систему образования.
Особенностью начальной школы является то, что дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и с разным содержанием и качественными характеристиками жизненного опыта, на который опирается учитель и который учитывает его при организации образовательного процесса. Поэтому особенно важно применять инновационные технологии в образовательном процессе современной начальной школы. Ведь именно в начальной школе закладываются основы дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы в первую очередь на воспитание всесторонне развитой личности [8, с. 187].
Основной целью современной школы является создание такой системы образования, которая отвечала бы образовательным требованиям каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями [8, с. 187]. А это возможно только при использовании таких технологий, которые отвечают требованиям современного общества и интересам учащихся.
Данная проблема освещалась в работах таких учёных, как Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, С.Ф. Поляков, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.С. Яхимовская, Н.И. Запрудский и др. К этой теме также обращаются и современные учёные: А.М. Агеевец, Н.Г. Еленский, Н.Н. Литовчик, Н.В. Самерсова, Г.К. Селевко, О.Г. Сорока, А.А. Третьякова. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. В этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ЧЕЛОВЕК И МИР В 3 КЛАССЕ
1.1 Методы преподавания предмета «Человек и мир» в 3 классе
Метод – слово греческого происхождения, которое буквально означает метод исследования, метод достижения цели, конкретной задачи. В методике обучения метод понимается как совокупность методов, теоретических и практических действий, которые обеспечивают овладение содержанием процесса образования [19, с. 112].
Методологические методы – это конкретные действия учителя, которые направлены на овладение логическими или прикладными навыками. Например, методы сравнения многомасштабных карт, установления скорости течения и ширины реки, измерения высоты и крутизны склонов и др. Таким образом, методология как категория частной дидактики представляет собой более узкой таксономической единицей, чем методология. Любой метод состоит из набора методов, которые являются взаимосвязанными между собой. Не зная методологических методов, невозможно освоить методы преподавания ученикам предмета [5, с. 79].
В дидактике выделено до десяти классификационных групп методов. Известны классификации по уровням познавательной активности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по методам приобретения знаний (Т.С. Назарова, Н.К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С.И. Петровский, И.С. Матрусов, В.П. Голов) [16, с. 121].
В образовательных областях, которые рассматривают Землю и происходящие на ней процессы и явления, они сами или их отражения и образы служат основными источниками образовательных знаний, по причине этого объективное начало образовательного процесса в изучении наук о Земле наиболее полно соответствует методам, которые выявлены источниками природных знаний.
Философский взгляд на сходство объектов и методов их изучения в естественных науках и в процессе преподавании естественных наук служит методологической основой для выявления и группирования методов естественно-научного и экологического образования в соответствии с источниками знаний. Общим здесь является деятельность субъекта в процессе изучения предмета. В научном познании объектом является окружающая среда, а субъектом – исследователь, деятельность которого направлена на изучение объекта [2, с. 164].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР» В 3 КЛАССЕ
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ использования информационных технологий в процессе преподавания предмета «Человек и мир» в 3 классах. Для достижения поставленной цели работы нами были проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: ГУО «Средняя школа №35 города Гродно».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие ученики 3 «А» класса в количестве 25 человек и ученики 3 «Б» класса в количестве 25 человек.
С одной стороны, у учеников наблюдается тенденция к среднему уровню мотивации по предмету «Человек и мир», поскольку родители концентрируются на основных (с их точки зрения) предметах. С другой стороны, именно этот предмет дает учащимся возможность получить дополнительные знания, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень. Кроме того, системно организованный учебный процесс в классе с использованием информационных технологий (мультимедийных презентаций) позволяет не только охватить большой объем материала, но и отработать его в классе так, чтобы при подготовке к домашнему уроку больше внимания уделялось изучению дополнительной литературы. Это влечет за собой не только повышение уровня подготовки по предмету, но и уровня познавательной активности. Мультимедийные технологии и презентации помогают более эффективно организовать такие уроки. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данное исследование актуально, так как помогает решать образовательные задачи, вытекающие из общественного порядка государства, общества в области образования, интересов обучающихся. Новизна исследования заключается в том, что в результате систематического применения мультимедийных презентаций был создан и внедрен информационно-образовательный комплекс для курса «Человек и мир» для 3 класса «В», не имеющий аналогов в существующих методических комплексах.
Выявленная проблема, цель, задачи и направления работы определяют содержание деятельности, по которым можно определить следующие этапы:
1. Изучение теоретических знаний об информационных технологиях (мультимедийные презентации) и возможностей их практического применения.
2. Освоение навыков создания информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методике обучения под методикой понимается совокупность приемов, теоретических и практических операций, обеспечивающих освоение образовательного содержания одного из ведущих методов изучения природы, носит практический характер. Классификация методов преподавания естественнонаучных дисциплин по источникам знаний позволяет выделить следующие методы: практические методы, визуальные методы, словесные методы. Существуют два основных метода: наблюдения и эксперименты. Оба эти метода достаточно близки с дидактической точки зрения, так как в производстве экспериментов и наблюдений развивается наблюдение за школьниками.
Информационные технологии – это процесс, в котором с помощью набора средств и методов собираются, обрабатываются и передаются данные для получения новой качественной информации о состоянии объекта, процесса или явления. Целью информационных технологий является получение на их основе информации для анализа и принятия решений человеком. Информационные технологии делятся на две большие группы: технологии с селективной и полной интерактивностью. Информационные технологии, используемые в процессе обучения, делятся на две группы: технологии для представления учебной информации и технологии для управления знаниями. Существуют также без компьютерные и компьютерные информационные технологии. Существуют такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство и военная сфера.
Основная функция предмета «Человек и мир» - научить ребенка приобретать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и эффективного отношения к природной и социальной среде, создавать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации этой функции является создание соответствующей образовательной среды. Рекомендуется использовать готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие и игровые программы, создавать собственные презентации, использовать Интернет в образовательной и внеклассной работе по данному предмету. Мультимедийные презентации являются основными элементами информационных технологий, которые можно удобно использовать в процессе преподавания «Человек и мир». Использование этого материала в курсе мотивирует детей к обучению, они с удовольствием подготовятся к занятиям, сделают домашнее задание, подготовят дополнительный материал, будут активно работать в классе, стараясь показать свои знания.
1. Аксенова, А.Г. Исторический словарь для начальной школы / А.Г. Аксенова, М.В. Слаутина. – Москва: Мир, 2002. – 160 c.
2. Антонова, Е.А. Методика обучения младших школьников с использованием информационных технологий / Е.А. Антонова. – Челябинск, 2006.
3. Афонин, С.Б. Как технологии изменяют образовательный процесс / С.Б. Афонин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugalaxy.intel.ru/indekx.php?automodule=blog&blogid=56&showentry=1351
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанкский. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
5. Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков. – М.: ИИД Филинъ, 2003. – 442 с.
6. Большакова, М.Н. Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство формирования познавательной деятельности учащихся / М.Н. Большакова. – Челябинск, 2007. – 243 с.
7. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. – №1. – С. 72.
8. Волошкина, М.И. Развивающее обучение: история, теория, практика // М.: Начальная школа, 2008. – С. 65.
9. Жданов, Е.П. Microsoft Office PowerPoint 2007. Самоучитель для начинающих. 1-е изд., – М.: Диалог МИФИ, 2008. – 229 с.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // http: // www.eidos.ru / journal / 2012/ 0505.htm
11. Кондратьева, И.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе / И.Н. Кондратьева. – СПб., 2008. – 342 с.
12. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.: Учитель, 2006. – 256 c.
13. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – КАРО, 2012. – 144 с.
14. Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010. – 173 с.
15. Павлова, С.А., Трофимова, Р.Я. Информационно – технические средства обучения в начальной школе. // Начальная школа. №4, 2009. – 446 с.
16. Романовская, М.Б. Метод проектов в начальной школе / М.Б. Романовская. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. – 80 c.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –М., Питер 2009. – 713 с.
18. Сорока, О.Г. Информационные технологии в деятельности учителя / О.Г. Сорока. // Пачатковая школа. – 2008. – № 2 – С. 7−9.
19. Третьякова, А.А. Работа в инновационном режиме /А.А. Третьякова // Пачатковая школа. – 2007. – № 7. – С. 8−9.
20. Уваров, А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 2004. – 241 с.
21. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 2004. – 160 с.
22. Яриков, В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе /сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 394 с.