ВВЕДЕНИЕ
В современном мире врачебная наука претерпевает процесс глубоких изменений. Она меняется, становится более оснащенной технологически, а также более чувствительной к этическим нюансам врачебной деятельности. Этические взгляды новейшей медицины радикально меняют главные положения «Клятвы Гиппократа», которая на протяжении веков была образцом докторского нравственного сознания. Традиционные ценности милосердия, ненанесения ущерба пациенту, отношения к жизни и смерти получают в культуре новое звучание.
Современное звучание этических вопросов исследования жизни и смерти в медицине и философии определяется различными причинами. Биомедицина определяет себя как дисциплину технологическую, которая раскрывает способности для манипулирования действиями жизни и умирания. При этом новейшая врачебная наука вступает в конфликт с традиционными ценностями. Модифицирование духовной ситуации в социуме в сторону демократизации публичного сознания, в котором главенствующее положение берет свое начало мысль прав человека, приводит к изменению осознания меры ответственности человека за свою жизнь. Появляются все новые аспекты смерти человека – «смерть мозга», новейшие подходы к персональной смерти – «право на смерть».
Актуальность работы: вопрос смерти для человека постоянно будет открыт, он не может не затрагивать глубины его духовной жизни. Делая предметом собственных мыслей дилемму о погибели, одни считают ее неминуемой истиной жизни, остальные считают смерть ложью. Парадокс о предстоящей смерти играет немалую роль в духовном развитии человека. Вопрос о значении жизни связан с попытками узнать таинство погибели, с рвением существовать пожизненно и ежели не физиологически, то одолеть смерть в религиозном плане. Отношение к смерти является главным звеном к осмысливанию значения жизни.
Объект работы – трудности, связанные с проблемой жизни и смерти не только в философии, но и медицине.
Предмет работы – понимание жизни и смерти; роль, которую занимают эти понятия в мире.
Цель работы – обосновать, что проблема жизни, смерти и умирания является не только занятием медицины, однако и наитруднейшим философским вопросом такой науки, как биоэтика.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Изучить мнения о жизни и смерти со стороны разных взглядов.
2. Порассуждать над тем, в чем заключается значение жизни.
3. Познакомиться с таким понятием как «эвтаназия».
1. ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕКА
Жизнь — способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся по меньшей мере в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе подобных).
У живых организмов и существ жизнь — биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.
На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.
Существуют три уровня человеческой жизни:
1. Растительная жизнь — это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.
2. Животная жизнь — это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.
3. Культурная жизнь или жизнь в культуре — это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.
В итоге можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.
Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна, никак не управляется разумом человека. Жизнь имеет смысл в той мере, в какой она осмысленна, разумно организована, человечески значима [1, с. 309 – 312]. Человек – это единственное существо, которое осознает свою смертность и задается во-просом о конечности своего существования. Для человека жизнь включает в себя осознание жизни и, вместе с тем, смерти. Поэтому проблема смерти для человека всегда будет открытым вопросом, затрагивающим самые глубины его духовного мира. Делая предметом своих размышлений проблему смерти, одни считают её неизбежной правдой жизни, другие считают смерть величайшим обманом. Во всяком случае, феномен смерти играет важную роль в духовном развитии человек. Вопрос о смысле жизни связан с попытками разгадать таинство смерти, со стремлением жить вечно и если не физически, то хотя бы духовно победить смерть.
Жизнь и смерть рассматриваются либо как антагонисты, как два взаимоисключающие понятия, либо как взаимодополняющие понятия. Условно различают западный и восточный взгляд на смерть. Одни говорят о смысле жизни, другие о смысле смерти [14]. Для одних смерть является источником страха, запретной темой, злом, о котором предпочитают не говорить; для других – это тема философского разговора. Смерть рассматривается как отрицание жизни, поэтому жизнь и смерть являются конфликтующими сторонами.
2. ПРАВО НА ЖИЗНЬ И ПРАВО НА СМЕРТЬ
Успехи биомедицинских исследований, связанные с геронтологией, реаниматологией, с возможностью беспредельного увеличения продолжи-тельности жизни, резко обострили дилеммы личностного бытия. Возникли новые критерии смерти человека – «смерть мозга», новые подходы к индивидуальной смерти – «право на смерть». Однако проблема смерти и умирания – это не только частное дело медицины или абстрактной философии, это сложнейшая проблема биоэтики. Есть смерть и её «физикой» занимается медицина, но есть и проблема отношения к смерти – это «мета-физика» смерти. В биоэтике «физика» смерти самым непосредственным образом, конкретно и клинически связана с «метафизикой» смерти. Отношение человека к смерти – это всегда отношение, моделирующее теневую систему духовного мира человека. «Физика» смерти в медицине связана с «метафизикой» смерти, то есть с определенным духовно-философским пониманием смерти, в котором материалистические подходы могут переплетаться с религиозными традициями. Действительно, возникают вопросы не только о том, когда человека считать умершим, каковы медицинские критерии смерти, но и проблемы смысла жизни. Вопрос о смысле жизни и смерти оказывается вопросом выбора, вопросом права умирающего чело-века в определённых критических ситуациях самому определять, когда его жизни будет положен конец.
Право на смерть, право умирающего человека, которому искусственно замедляют наступление смерти – это насущный вопрос современной биомедицинской этики. Удивительные достижения в области биомедицинских технологий позволяют искусственно поддерживать жизнь в «смертельно» пострадавшем человеке без какой-либо надежды вернуть его к нормально жизни. Имеют ли право врачи поддерживать жизнь умирающего человека против его воли, имеет ли право умирающий на прекращение жизни, «право умереть достойно» при отсутствии какой-либо надежды на выздоровление. На фоне новых возможностей реанимационных процедур всё более приемлемым и актуальным становится право больного на эвтаназию, право на смерть, то есть право обреченного человека умереть безболезненно и достойно. Отсюда видно, что изменяющееся в обществе отношение к смерти затрагивает чрезвычайно важные жизнеобеспечивающие принципы человеческого сообщества и самой медицины как социального института.
Диалектика бытия обнаруживает, что всё, что существует, находится в процессе. Бытие внутренне противоречиво. Всё что обладает конечным бытием переходит в небытие. Бытие человека переходит в небытие. Как биологическое индивидуальное существо человек смертен. Человек неизбежно завершает свою жизнь естественным процессом умирания.
3. ЭВТАНАЗИЯ И ЕЕ ФОРМЫ
Биоэтика требует выработки рационального отношения человека к своей смерти. Медикализация современной культуры приводит к проблеме допустимости или недопустимости эвтаназии, как тихой «блаженной» смерти или как умышленного, безболезненного умерщвления безнадежно больных людей. По определения видно, что эвтаназия одна из острейших и противоречивых проблем биоэтики. Во всём цивилизованном мире раз-вернулись острые дискуссии о праве человека на смерть. По поводу эвтаназии выявились различные позиции – от полного отрицания до необходимости легализации принципов и методов эвтаназии.
Вопросы эвтаназии становятся частью культуры современного чело-века. Перечислим некоторые из них. Всегда ли надо бороться за жизнь? Может ли жизнь быть хуже смерти? Должна ли быть смерть обязательно мучительной? Эвтаназия – это милосердие или преступление, это убийство или оказание гуманной помощи умирающему? Может ли быть моральным убийство? Кто должен осуществлять эвтаназию? Есть ли альтернатива эвтаназии?
Впервые этот термин был использован английским учёным-гуманистом Ф. Бэконом (1561-1626). Он понимал под эвтаназией безболезненную, лёгкую смерть. Бэкон писал: «Я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение, то можно лишь сделать самую смерть легкой и спокойной» [11]. В своей антропологии Бэкон больше всего интересуется медициной. Она должна сохранять здоровье, исцелять болезни, продолжать жизнь. Поэтому медицина распадается на диететику, патологию и макробиоэтику. Немецкий историк философии Куно Фишер пишет об отношении Бэкона к смерти следующее: «Если смерти нельзя воспрепятствовать, то врачи должны, по крайней мере стараться облегчить её. Облегчение смерти, тихая смерть, которую он называет активной эвтаназией, составляет у него особую медицинскую за-дачу» [8].
Своё мнение по поводу эвтаназии высказал немецкий философ И. Кант. Он писал по этому поводу: «Если больной, долгие годы прикованный к постели, испытывающий жесточайшие страдания, постоянно призывает смерть, которая избавит его от мучений, - не верьте ему, это не есть его действительное желание. Разум, правда, подсказывает ему это, но инстинкт против этого восстает. Если он и взывает к смерти – избавительнице от страданий, - то вместе с тем он всегда требует ещё некоторой отсрочки и постоянно находит повод для того, чтобы отодвинуть окончательный приговор» [14].
4. РОЛЬ БИОЭТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЯ К ЭВТАНАЗИИ
Если размышлять об эвтаназии с точки зрения философии, в частности, с точки зрения диалектического принципа конкретности истины, который гласит: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, то это вопрос о конкретных условиях, когда эвтаназия недопустима и конкретных условиях, когда эвтаназия допустима. При этом надо учитывать не только человеческие права больного, но и права врача, а также готовность или неготовность общества к проведению эвтаназии. Известно, что в условиях эпидемий проводятся карантинные мероприятия, когда права отдельных лиц неизбежно ущемляются, но общество в целом находится в выигрыше. Законодательное запрещение эвтаназии может быть благом для общества, но при этом будут ущемляться права отдельных лиц. Разрешение эвтаназии может быть уподоблено снятию карантинных мероприятий, проведение которых зависит от многих факторов. Ю.М. Хрусталёв предлагает рассматривать эвтаназию с точки зрения философии в едином русле с проблемой поиска смысла жизни: его постижения и утраты. «Вопрос ставится таким образом: имею ли я лично право на эвтаназию? И речь идёт не о праве на смерть (она естественна), а именно о праве на эвтаназию – лёгкую смерть по желанию самого человека» [11]. Данная ситуация порождает вопрос о том, что общество, легализуя право на эвтаназию, возможно покушается на самоценность человеческой жизни. «Думается, – нет. Благоговение перед жизнью, бережное отношение человека к собственной жизни и жизни других людей как земной высшей ценности, не должно лишать индивида его естественного личного права на свободное самоопределение: как жить и как умереть. Это, своего рода, философская проблема о возможности обеспечения свободы человеческому разуму и совести. Общественное согласие на правомерность и нравственность эвтаназии можно понимать, как восхождение на качественно новый уровень общественного самосознания, когда будет достигнут приоритет гуманистических ценностей над целесообразностью» [8]. Если в одних странах идут только острые философские дискуссии, то в других странах – в Нидерландах (1992г) и в Австралии (1997г) – эвтаназия вошла в практику здравоохранения. Более десяти тысяч пациентов медицинских учреждений в Нидерландах ежегодно уходят из жизни методами эвтаназии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из предоставленного материала следует, что философские рассуждения о жизни и смерти важны для решения конкретных вопросов, связанных с умиранием, определения момента наступления смерти и преодоления ужаса, который несет смерть. Философские рассуждения как необходимость человеческого интеллекта дают возможность человеку сохраниться как личность даже на пороге погибели, имеется ввиду быть правдивым и мужественным, оптимальным и духовным, не утрачивать собственного достоинства до конца жизни. Ясно, что вопрос о жизни и смерти, является наиважнейшим для всякого человека, занимает центральное положение во всей культуре населения. История вселенской культуры открывает связь поисков значения жизни с попытками угадать тайну умирания и небытия, также с рвением существовать всегда и ежели не материально, то, всяком случае, религиозно, высоконравственно вознестись над смертью.
В особенности, вопрос жизни и смерти в философии и медицине принципиален в проблеме легализации эвтаназии, и с морально-этической точки зрения и с законной. Этот вопрос в социуме может быть решен только в итоге кропотливого, взвешенного и продуманного подхода по определению рубежа жизни и смерти коматозных нездоровых людей и определения последней степени тяжести невыносимого состояния неизлечимых больных. Общество обязано сделать выбор, является ли эвтаназия поддержкой помирающему либо это действие следует считать убийством. Эта общефилософская проблема обязана в итоге быть решена, найти свое выражение в правовых актах, которые определяют ответственность за жизнь и смерть определенной категории больных.
1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — 672 с.
2. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Фило-софские науки. 1990. № 6.
3. Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь / О. С. Капинус. — М.: Камерон, 2006. 479 с.
4. Моисеева Е. Ю. Право на смерть. Перспективы легализации эвта-назии в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 569-572.
5. Кириленко Г.Г. Философия: справочник студента/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ. 2003. – 627 с.
6. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 511 с.
7. Моисеева Е. Ю. Право на смерть. Перспективы легализации эвта-назии в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 569-572.
8. Медицинские интернет-конференции. - [Электронный ресурс]. - Проблемы эвтаназии в современном обществе. - Адрес ресурса: https://medconfer.com/node/1785. - Дата доступа: 04.04.2017
9. Моисеева Е. Ю. Право на смерть. Перспективы легализации эвта-назии в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 569-572.
10. Моисеева Е. Ю. Право на смерть. Перспективы легализации эвтаназии в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 569-572.
11. РИА Новости. - [Электронный ресурс]. - "Благая смерть". Практика применения эвтаназии в мире. - Адрес ресурса: https://ria.ru/spravka/ 20120330/603582364. - Дата доступа: 04.04.2017
12. Тимошин Н.И. Философия: Учеб. пособие/ Н.И.Тимошин. – Самара: Самар. гос. Акад. культуры и искусств, 2004. - 443 с.
13. Хрусталев Ю.М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее // Философские науки. 2003. № 7.
14. Южно-Уральский государственный медицинский университет. - [Электронный ресурс]. - "Проблема жизни и смерти в философии и медицине" Кашапов Ф.А. - Адрес ресурса: http://www.chelsma.ru/nodes/6225/. - Дата доступа: 04.04.2017