1. Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания обслуживающего труда». Ее роль в профессиональной деятельности учителя.
2. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя обслуживающего труда. Требования к его профессиональной компетентности и личностным качествам.
3. «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» как учебный предмет общеобразовательной школы. Содержание обучения по предмету.
4. Принципы трудового обучения и их реализация в учебном процессе обучения «Обслуживающему труду».
5. Характеристика и анализ систем трудового обучения.
6. Урок как основная форма организации трудового обучения. Цели и задачи уроков трудового обучения. Типы уроков трудового обучения и их структура.
7. Классификация форм организации учебной работы. Их характеристика и особенности использования на уроках обслуживающего труда.
8. Методы обучения учащихся обслуживающему труду.
9. Проблемное обучение на уроках обслуживающего труда.
10. Дидактические средства обучения учащихся обслуживающему труду.
11. Учебно-материальная база обслуживающего труда. Требования к учебным помещениям и оборудованию. Требования безопасности.
12. Планирование и подготовка учителем учебных занятий по обслуживающему труду. Календарно-тематический план. План-конспект урока.
13. Особенности подготовки и проведения отдельных этапов урока.
14. Инструктаж. Виды инструктажа.
15. Проверка и оценка знаний и умений учащихся в процессе обучения обслуживающему труду. Виды контроля. Методы проверки.
16. Методика преподавания разделов инвариантного компонента учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».
17. Методика преподавания разделов вариативного компонента учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».
18. Внеклассная и внешкольная работа по обслуживающему труду.
19. Воспитание учащихся в процессе преподавания обслуживающего труда.
20. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения обслуживающему труду. Профессиональное образование в ходе трудового обучения.
1. Предмет и задачи дисциплины «Методика преподавания обслуживающего труда». Ее роль в профессиональной деятельности учителя.
Методика - совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методика преподавания обслуживающего труда является одной из составляющих общей методики преподавания технологии. Объектом познания методики преподавания обслуживающего труда является процесс обучения обслуживающему труду в общеобразовательных школах.
2. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя обслуживающего труда. Требования к его профессиональной компетентности и личностным качествам.
Целью профессионально-педагогической деятельности учителя обслуживающего труда является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации, с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.
3. «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» как учебный предмет общеобразовательной школы. Содержание обучения по предмету.
Трудовое обучение - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
4. Принципы трудового обучения и их реализация в учебном процессе обучения «Обслуживающему труду».
К дидактическим принципам относятся воспитывающий характер обучения, научность, связь теории с практикой, системность и последовательность, наглядность, сознательность и активность и др.
I. Воспитывающий характер обучения. В процессе обучения происходит воспитание учащихся. Трудовое обучение включает в учебный план школы именно для трудового воспитания учащихся, психологические и практические подготовки их к труду. Характер деятельности учащихся в процессе трудового обучения благоприятные условия для трудового воспитания. У учащихся вырабатывается ответственность, а это сказывается на выполняемое задания. Приобщаясь к производительному труду, учащиеся начинают осознавать, что физический труд по своей значимости не уступает умственному труду. При правильной организации занятий у учащихся вырабатывается чувство коллективизма, прививают общие правила культуры труда, бережное отношение к имуществу.
5. Характеристика и анализ систем трудового обучения.
Под системой трудового обучения понимают различные варианты планирования и организации процесса формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Среди основных систем трудового обучения выделяют следующие: предметная, операционная, моторно-тренировочная, операционно-предметная, операционно-комплексная, проблемно-аналитическая.
6. Урок как основная форма организации трудового обучения. Цели и задачи уроков трудового обучения. Типы уроков трудового обучения и их структура.
Урок является основной организационной формой обучения обслуживающему труду. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Главной целью уроков трудового обучения является развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.
7. Классификация форм организации учебной работы. Их характеристика и особенности использования на уроках обслуживающего труда.
Форма организации учебной работы – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме.
Существуют различные формы организации учебной работы, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления.
Классификация форм организации учебной работы по количеству обучающихся: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные.
По месту обучения выделяют: аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения.
8. Методы обучения учащихся обслуживающему труду.
Методы обучения обслуживающему труду - это способы совместной работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, формирование трудовых умений и навыков.
Принято классифицировать методы обучения по нескольким признакам:
• по источникам, из которых учащиеся получают знания (словесные, наглядные, практические методы);
• по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские методы);
• по характеру дидактических задач, решению которых они служат (методы сообщения учащимся новых знаний, методы закрепления полученных знаний, методы формирования умений и навыков, методы контроля и оценки знаний учащихся);
• по преобладанию при их применении деятельности учителя или ученика (методы изложения знаний учителем, методы самостоятельной работы учащихся).
9. Проблемное обучение на уроках обслуживающего труда.
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Цель проблемного обучения – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
10. Дидактические средства обучения учащихся обслуживающему труду.
К дидактическим средствам обучения обслуживающему труду относятся учебно-техническая документация, различные средства наглядности, технические средства обучения и контроля знаний учащихся, т.е. все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. Существует множество классификаций дидактических средств. Одной из наиболее распространенных является классификация по характеру воздействия этих средств:
· визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;
· аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;
· аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - телевизионные аппараты, кинопроекторы.
11. Учебно-материальная база обслуживающего труда. Требования к учебным помещениям и оборудованию. Требования безопасности.
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят учебное здание, учебные кабинеты и лаборатории, мастерские и помещения, библиотеки, читальные залы, учебно-спортивные кабинеты, площадки, сооружения, помещения административно-хозяйственного, санитарно-бытового и медицинского назначения, приусадебный участок, а также соответствующее учебное оборудование (средства обучения).
12. Планирование и подготовка учителем учебных занятий по обслуживающему труду. Календарно-тематический план. План-конспект урока.
Планирование учебной работы – это сложный и ответственный этап в подготовке учителя обслуживающего труда. От планирования во многом зависят слаженность и ритмичность данной работы, выполнение программ и, в конечном счёте, качество и глубина знаний, уровень развития умений и навыков учащихся.
Все подготовительные работы учителя к предстоящим учебным занятиям можно условно разделить на два вида: подготовка к учебному году; подготовка к отдельному уроку технического труда.
13. Особенности подготовки и проведения отдельных этапов урока.
В подготовке учителя к уроку можно выделить мероприятия организационного и методического характера. Знания учителя должны быть значительно более обширными и глубокими, чем это требуется от учащихся. Он должен быть готов к ответу на вопросы учеников, выходящие за пределы учебной программы. Ему необходимо иметь хорошие профессиональные умения и навыки при работе с инструментами, приспособлениями и на учебном оборудовании.
14. Инструктаж. Виды инструктажа.
Инструктаж принято делить на вводный, текущий и заключительный.
Задача вводного инструктажа не только научить детей приемам выполнения работы, но и подготовить их к сознательному, активному усвоению учебного материала применению знаний на практике. Он проводится перед началом практической работы. Вводный инструктаж может быть словесным, демонстрационным и письменно физическим. Одним из основных показателей высокой культуры труда является умение работать точно и аккуратно. Поэтому, при инструктировании учащихся перед началом работы, рекомендуется показывать не только приемы обработки материала, но и способы контроля за выполняемой деятельностью. Учитель показывает правильное положение тела при работе, приемы хватки инструмента и оперирования им.
15. Проверка и оценка знаний и умений учащихся в процессе обучения обслуживающему труду. Виды контроля. Методы проверки.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Контроль – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
16. Методика преподавания разделов инвариантного компонента учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».
В структуре учебного плана выделена инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы.
Учебный предмет «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» так же состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть меняется в зависимости от класса. Например, инвариантный компонент учебной программы для пятого-шестого класса по предмету «Трудовое бучение.
17. Методика преподавания разделов вариативного компонента учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».
Вариативная часть учебной программы – это часть учебного плана, отражающая перечень дисциплин, характерных для отдельных специализаций в рамках образовательной программы, и/или возможности для индивидуального выбора обучающихся и состоящая из дисциплин по выбору.
18. Внеклассная и внешкольная работа по обслуживающему труду.
Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изо-кружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.
19. Воспитание учащихся в процессе преподавания обслуживающего труда.
Воспитание – понятие психолого-педагогическое. Это воздействие на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности моральных и этических качеств личности воспитуемого в целом.
Задачи воспитания, решаемые на уроках обслуживающего труда, можно в общем плане сформулировать следующим образом:
- Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
- Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.
20. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения обслуживающему труду. Профессиональное образование в ходе трудового обучения.
Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. Здесь огромную роль играют уроки обслуживающего труда. В рамках программы по профориентационной работе на уроках обслуживающего труда у учащихся появляется возможность ознакомиться с разнообразием мира профессий, сущностью профессиональной деятельности, получить начальные навыки в определении соответствия знаний о себе с требованиями профессионального труда, с психологическими характеристиками трудовой деятельности.