1. Предмет педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе наук.
2. Теоретические и практические задачи педагогической психологии.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
4. Основные этапы развития педагогической психологии.
5. Основные принципы педагогической психологии.
6. Классификация методов педагогической психологии.
7.Неэкспериментальные методы педагогической психологии (наблюдение, анкетирование, беседа, «архивный метод), их характеристика.
8.Диагностические методы педагогической психологии, их характеристика.
9.Экспериментальные методы педагогической психологии, их характеристика.
10. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы научения, их характеристика.
11. Понятие об учебной деятельности.
12. Структура учебной деятельности.
13. Обучаемость. Основные компоненты обучаемости (глубина ума, гибкость, самостоятельность мышления и др.).
14. Особенности научения в младенческом возрасте.
15. Научение и обучение в раннем детстве.
16. Научение и обучение в дошкольном возрасте.
17. Научение и обучение в младшем школьном возрасте.
18. Научение и обучение в подростковом и старшем школьном возрасте.
19. Место психологии воспитания в структуре педагогической психологии
20. Педагогическая направленность в структуре личности.
21. Воспитание детей дошкольного возраста.
22. Психологические основы воспитания младших школьников.
23. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте.
24. Общая характеристика педагогической деятельности.
25. Структура педагогической деятельности.
26.Функции педагогической деятельности.
27. Индивидуальный стиль деятельности.
28. Общие и специальные способности педагога.
29.Теории педагогических способностей в педагогической психологии.
30.Педагогическое взаимодействие и его функции. Структура педагогического взаимодействия.
31. Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия.
32. Понятие о педагогическом коллективе.
33. Педагогическая оценка и её функции.
34. Стили руководства педагогическим коллективом.
1. Предмет педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе наук.
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
Лев Семенович Выготский в 1910 г. дал такое определение: "Педагогическая психология - продукт последних нескольких лет, это новая наука, которая является частью прикладной психологии вместе с юридической, медицинской, экономической, эстетической и промышленной психологией. Она делает только первые шаги, и всё же она должна полагаться на собственные силы. Просто заимствовать материал у общей психологии было бы бесполезно. Однако начало положено, и без сомнения, из скромных зачатков вскоре возникнет истинная педагогическая психология".
2. Теоретические и практические задачи педагогической психологии.
Объект изучения педагогической психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека.
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.
3. Структура педагогической психологии (психология обучения, психология воспитания, психология педагога).
Структуру педагогической психологии составляют 3 раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя.
1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса
Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания.
2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности
4. Основные этапы развития педагогической психологии.
Начало развитию педагогической теории положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», увидевший свет в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь ее становления может быть представлен тремя длительными этапами.
Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим с «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику» по выражению И. Песталоцци. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский (1592–1670), И. Песталоцци (1746–1827), Ж.-Ж Руссо (1712–1778), И. Гербарт (1776–1841), А. Дистервег (1790–1866), К. Д. Ушин-ский (1824–1870) – уже рассматривали те проблемы, которые и сейчас входят в область интересов педагогической психологии: связь развития с обучением и воспитанием, творческую активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, психологические особенности организации обучения и др. Это период первых попыток научного осмысления данного процесса, и собственно психологические аспекты перечисленных проблем были раскрыты этими исследователями далеко не полностью.
5. Основные принципы педагогической психологии.
Формирование современной педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленными на становление самостоятельного, жизнеспособного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.
Принцип социальной целесообразности. Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий теории и практики.
Принцип единства теории и практики. Образовательная практика является основным источником проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерием оценки их результативности. Психолого-педагогическая теория и практика взаимно влияют друг на друга.
6. Классификация методов педагогической психологии.
Педагогическая психология располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В зависимости от уровня научного познания - теоретического или эмпирического — методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
1. Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.
7. Неэкспериментальные методы педагогической психологии (наблюдение, анкетирование, беседа, «архивный метод), их характеристика.
Наблюдение – метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия и регистрации поведения какого-либо объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца ХIХ в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала ХХ в. — в психологии труда, т. е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение «внешней» валидности.
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческих психических состояний, характеристик и актов поведения, так как в естественных науках общение между субъектом и объектом исследования невозможно. диалог между людьми, входе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом психодиагностической (клинической) беседы.
8. Диагностические методы педагогической психологии, их характеристика.
Диагностические методы – это различные тесты, которые позволяют исследователю дать количественную характеристику изучаемому явлению и сделать качественный анализ. Например, выявить различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
Тест – (от англ. «test» - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.
9.Экспериментальные методы педагогической психологии, их характеристика.
Экспериментальные методы. Названные выше методы просто описывают и измеряют, предоставляя возможность исследователю проникнуть за изучаемое явление, но не вскрывают и не объясняют закономерности его изменения и развития. Задачу объяснения изучаемых психических явлений призваны решить экспериментальные методы.
Особенность экспериментальных методов состоит, во-первых, в создании специальных условий деятельности, отчетливо выявляющих изучаемое психическое явление, во-вторых, в изменении этих условий в ходе исследования.
10. Сущность процесса и явлений научения. Основные типы научения, их характеристика.
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).Разновидности ассоциативного научения:
1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.
11. Понятие об учебной деятельности.
Учение — сознательная, организуемая самим субъектом деятельность, направленная на активное усвоение системы знаний, умений и навыков.
Отечественные психологи акцентировали внимание на различных аспектах учения. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн рассматривали учение как процесс приобретения знаний, умений, навыков, в то время, когда развитие понималось как формирование новых качеств и способностей. П. Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов относят учение к специфическому виду учебной деятельности.
12. Структура учебной деятельности.
В структуре учебной деятельности выделяют пять компонентов:
1) мотивацию. Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ мотивы (по Эльконину) – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.
2) учебную задачу. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач.
13. Обучаемость. Основные компоненты обучаемости (глубина ума, гибкость, самостоятельность мышления и др.).
Под обучаемостью мы понимаем совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых -- при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) -- зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются:
1. Обобщенность мыслительной деятельности -- ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.
14. Особенности научения в младенческом возрасте.
Основные сферы научения детей в младенческом возрасте — это движения, психические процессы: восприятие и память, речевой слух и наглядно-действенное мышление. Развитие двигательной активности ребенка необходимо для расширения возможностей его самостоятельного передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего мира, а также для овладения предметными действиями.
От четырех до шести месяцев взрослому следует уже внимательно наблюдать за собственными попытками ребенка самостоятельно выполнять разнообразные целенаправленные движения и всячески их стимулировать.
15. Научение и обучение в раннем детстве.
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) совершенствуется интеллект ребенка, развивается наглядно-действенное мышление и начинается переход от него к мышлению наглядно-образному. Для ускорения этого процесса следует давать детям как можно больше заданий на воображение, поощрять их стремление к творчеству и активности. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи, так как завершается формирование предпосылок овладения ею – речевого слуха и способности к пониманию. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого сменяются активным овладением речью. В основе развития речи ребенка в начальном периоде активного пользования ею лежат оперантное и викарное научение, внешне выражающиеся как подражание речи взрослых. Поэтому с ребенком необходимо говорить несколько медленнее обычного, отчетливо произнося все слова и выражения, шире пользоваться мимикой и жестами, так как по ним ребенку легче улавливать смысл произносимых слов. В процессе речевого развития ребенок больше всего подражает членам своей семьи, следовательно, чем чаще и правильнее они с ним разговаривают, тем быстрее он усваивает речь. Родители иногда начинают беспокоиться о том, что их ребенок для своего возраста мало говорит сам, но если он хорошо понимает обращенные к нему слова, оснований для беспокойства нет. На третьем году жизни дети нередко демонстрируют значительный прирост собственной речевой активности, догоняя сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные индивидуальные различия, которые тем не менее остаются нормой и не должны вызывать беспокойства.
16. Научение и обучение в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) вносит большой вклад в познавательное развитие детей, и от того, насколько продуманы их обучение и воспитание в семье в этот период, зависит степень их готовности к школьному обучению. В этот период у ребенка строится адекватный образ действительности благодаря усвоению сенсорных эталонов, т. е. свойств предметов, выделяемых восприятием и зафиксированных в языке в виде понятий (размеров, форм, цвета, температуры, текстуры и др.). Такими эталонными образцами при восприятии формы предметов могут служить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т. п.), при восприятии величины – градации мер (длины, площади, объема), при восприятии цвета – естественный спектр и различные оттенки его основных цветов. Параллельно с развитием восприятия идет процесс развития памяти ребенка сразу по нескольким направлениям: запоминание становится произвольным и опосредованным, формируются приемы запоминания и припоминания, повторение вслух сменяется повторением про себя. Предел развития памяти дошкольника задается его интеллектуальными возможностями. Основной особенностью развития мышления в дошкольном возрасте становится переход от внешнего плана действия к внутреннему. Это оказывается возможным потому, что в постановку дошкольником задачи начинает включаться речь, используются словесные рассуждения. Наглядно-образное мышление и творческое воображение позволяют составить план решения задачи и следовать ему.
17. Научение и обучение в младшем школьном возрасте.
Независимо от того, сколько усилий и времени тратит обеспечение готовности детей к обучению в школе, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который принято называть периодом адаптации ребенка к школе.
Для психологической характеристики этого и последующих периодов в жизни ребенка, связанных с радикальными изменениями, полезно пользоваться понятиями социальной ситуации развития и внутренней позиции.
18. Научение и обучение в подростковом и старшем школьном возрасте
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 10-11 до 14-15 лет). Для данного возрастного периода характерно устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.
Ведущая деятельность – особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.
Общение со сверстниками - установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Основная особенность подросткового периода – резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития.
19. Место психологии воспитания в структуре педагогической психологии.
Психология воспитания –Данный раздел педагогической психологии можно считать относительно автономным. Он призван изучать наиболее важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы о том, как функционируют механизмы социально-культурного развития личности в образовательной среде, каким закономерностям подчиняются процессы психосоциального развития учащихся.
Традиционно наиболее важными для этого раздела педагогической психологии являются вопросы о том, каким закономерностям подчиняются процессы формирования нравственных и эстетических идеалов личности, как влияет образовательная среда на формирование мировоззрения, как формируются и действуют механизмы становления "Я-концепции" личности в образовательной практике индивида.
20. Педагогическая направленность в структуре личности.
Особенности реализации педагогической деятельности, ее результативность зависит от личностных характеристик преподавателя. Одной из важнейших таких особенностей исследователи (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.Л. Митина) называют педагогическую направленность. Педагогическая направленность является интегральной характеристикой труда учителя, в ней выражается стремление педагога к реализации своих личностных и профессиональных возможностей, склонность к самосовершенствованию, саморазвитию в сфере педагогической деятельности.
Педагогическую направленность учителя большинство ученых рассматривают с позиции общей психологической проблемы - направленности личности. В свою очередь, общепсихологическая концепция направленности основывается на различных теоретических подходах. Так, С.Л. Рубинштейн под направленностью личности понимал динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, обусловливаясь ее целями и задачами. Л.И. Божович в структуру направленности личности включает три группы мотивов: гуманистические (общественные), личные, деловые.
21. Воспитание детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства ребенок постепенно начинает руководствоваться в своем поведении, в оценках себя и других людей, нравственными нормами, что является началом в формировании у него способности к нравственной саморегуляции.
Моральная саморегуляция предполагает наличие у старшего дошкольника: умения адекватно оценивать противоположные интересы с точки зрения их соответствия системе ценностей, существующей в обществе; понимание моральной значимости этих альтернатив.
22. Психологические основы воспитания младших школьников.
Возрастные границы младшего школьного возраста определяются временем обучения в начальной школе. Верхний предел относительно постоянен и равняется возрасту 10 лет, нижний подвижен, поскольку время начала школьного обучения в разных странах различно. На протяжении всего XX в. нижняя граница младшего школьного возраста постепенно снижалась. В России она в настоящее время находится на уровне 6–7 лет.
К семи годам высокого уровня развития достигает морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий (его завершение происходит примерно к 12 годам). Это создает основу для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения различных программ действий.
Существенные изменения происходят в когнитивной сфере. В этот возрастной период значительно возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово все более приобретает обобщающее значение.
23. Воспитание в подростковом и старшем школьном возрасте.
Период старшего школьного возраста можно охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Это 15-18лет. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам. Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке.
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Для личности обретает ценность система определенно ориентированных поступков, возрастает значимость функции самоконтроля, которая срабатывает в различных по типу проблемных ситуациях. Юноша несет ответственность не за отдельный поступок, а за систему нравственно-мировоззренческих ориентаций.
24. Общая характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
25. Структура педагогической деятельности.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности сл.компоненты
ПД состоит из компонентов аналогичных педагогическим способностям
Гностический (познавательный/исследовательский) ГК
Конструктивный (проектировачный) КК
Организаторский
Коммуникативный КомК
ГК ПД–система знаний, навыков ,умений ,компетенций, как основа преподавания и познават. деятельности педагога.
Знания, навыки, умения, компетенции:
Общекультурные
Специальные