№1 Понятие, предмет, система черты конституционного права.
№2 Источники конституционного права ¬ система и основные черты.
№3 Конституционный строй понятие и элементы
№4 Понятие, функции, классификация политических партий
№5 Понятие и виды партийных систем. Правовое регулирование статуса политический партий.
№6 Понятие сущность и функции конституции.
№7 Форма и структура конституции. Принятие и изменение конституции (способы, особенности, достоинства и недостатки).
№8 Унитарное государство понятие и характерные черты. Региональное государство.
№9 Федеративное государство – понятие и характерные черты. Состав федерации. Достоинства и недостатки.
№10 Классификация федераций. Особые виды федерации.
№11 Понятие, функции и виды территориальной автономии.
№12 Форма правления понятие и элементы. Классификация.
№13 Парламентарная республика понятие, черты, виды. Достоинства и недостатки
№14 Президентские и смешанные республики – понятие и черты. Достоинства и недостатки.
№15 Понятие и виды монархий.
№16 Политический режим. Понятие и классификация. Характеристика основных видов.
№17 Гражданство – понятие и черты. Способы приобретения и прекращения гражданства. Безгражданства и многогражданства. Правовой статус иностранцев.
№18 Понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Классификация прав и свобод.
№19 Понятие и характерные черты парламентов.
№20 Порядок формирования и структура парламента. Порядок работы парламента. Сессии парламента. Компетенция парламента.
№21 Законодательный процесс в парламенте.
№22 Понятие и компетенция главы государства. Положение главы государства в рамках разных форм правления. Значение и функции главы государства.
№23 Особенности правового положения монарха. Место монарха в системе власти.
№24 Правовое положение президента. Место президента в различных видах республик.
№25 Понятие правительства и его место в системе власти.
№26 Порядок формирования и структура правительства.
№27 Компетенция и акты правительства. Ответственность правительства.
№28 Понятие основные черты, функции судебной власти.
№29 Судебные системы и судебные органы
№30 Конституционное правосудие: задачи и системы органов.
№31 Понятие местного управления и самоуправления. Основные концепции местного самоуправления.
№32 Система органов местного управления и самоуправления. Правовое регулирование и государственный контроль за местным самоуправление.
№33 Избирательное право - понятие и виды. Источники избирательного права.
№34 Понятие и виды.
№35 Принципы избирательного права.
№36 Избирательный процесс: понятие и стадии.
№37 Избирательные системы: понятие и виды.
№38 Мажоритарная избирательная система. Достоинства и недостатки.
№39 Пропорциональная избирательная система – понятие и черты. Способы распределения недостатков.
№40 Смешанные избирательные системы – понятие и виды.
№1 Конституция Великобритании и ее особенности.
№2 Британская монархия – черты, статус монарха и его полномочия.
№3 Парламент Великобритании: Палата Лордов и Палата Общин.
№4 Правительство Великобритании: состав, формирование и полномочия.
№5 Территориальное устройство Великобритании (британский регионализм).
№6 Конституция Франции 1958.
№7 Законодательная власть Франции – Парламент: структура, формирование, полномочия.
№8 Президент и Правительство Франции: формирование и полномочия.
№9 Судебная власть Франции.
№10 Территориальное устройство, местное управление и самоуправление во Франции.
№11 Основной закон ФРГ 1949.
№12 Законодательная власть ФРГ - Бундестаг и Бундесрат.
№13 Федеральный президент ФРГ.
№14 Федеральное правительство ФРГ.
№15 Судебная система ФРГ.
№16 Территориальное устройство ФРГ. Местное управление и самоуправление в ФРГ.
№18 Высшие органы власти КНР – система и характеристика.
№19 Территориальное устройство КНР. Автономия в КНР. Местное управление и самоуправление.
№20 Конституция Японии 1947.
№21 Правовое положение и полномочие Императора Японии.
№22 Парламент Японии: структура и порядок работы.
№23 Правительство Японии: Кабинет Министров.
№24 Конституция США.
№25 Конгресс США – полномочия и порядок формирования.
№26 Исполнительная власть США президент и вице-президент. Аппарат Президента.
№27 Судебная власть США .
№28 Федеративное устройство США.
№29 Местное управление и самоуправление в США.
№30 Конституция РФ 1993 г. – черты, структура и содержание. Порядок изменения.
№31 Федеральное Собрание (парламент). Гос Дума.Совет Федерации.
№32 Президент РФ – статус и полномочия.
№33 Правительство РФ. Федеральные агентства и службы.
№34 Судебные системы РФ. Федеральные суды. Суды субъектов федерации.
№35 Территориальное устройство РФ. Субъекты федерации.
№36 Конституция Республики Польша 1997. Порядок изменения.
№37 Парламент Республики Польша – организация, формирование и полномочия. Порядок деятельности и законодательный процесс.
№38 Президент Республики Польша – правовой статус и полномочия. Порядок избрания.
№39 Правительство Польши – структура и порядок формирования. Ответственность правительства.
№40 Территориальное устройство Польши. Местное управление и самоуправление.
№5 Понятие и виды партийных систем. Правовое регулирование статуса политический партий.
Партийные системы - компонент механизма власти, характеризующийся отношениями между партиями и взаимоотношениями партий с гражданами и иными элементами политической системы. Специфика партийных систем разных стран определяется социальной природой власти, методами ее осуществления, политической и правовой культурой государства. Легальные политические партии отсутствуют в Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии (феодально-монархические государства). Партийные системы классифицируют на группы: многопартийные, двух- и однопартийные. Многопартийные системы не тождественны наличию в стране множества партий, что характерно для любого демократического государства. Это означает, что в образовании правительства могут участвовать на равных правах несколько различных партий. Признаки многопартийности: 1) партии представляют часть общества, класса; 2) сложившийся механизм правового регулирования взаимоотношений между партиями и властью, партиями и обществом, в результате чего «у руля» чередуются разные партии в зависимости от результатов выборов. Причины многопартийности: 1) сложная социальная структура современного общества; 2) неоднородность идеологии, господствующих социально-политических ценностей; 3) наличие традиций плюрализма и свободомыслия. Преимущества: 1) полно раскрывает потенциал развития общества, обеспечивая последовательный демократизм; 2) включая механизм партийной конкуренции, делает политику более открытой; 3) наличие альтернативных идей повышает эффективность процесса принятия решений; 4) гибкость власти в критических ситуациях. Разновидности: 1) без доминирующей партии: в борьбе за власть участвуют равные противники, следовательно ни у кого нет шансов добиться большинства в парламенте, что порождает соглашения и союзы в правительстве, которое имеет коалиционный характер и может формироваться достаточно долго. В результате обеспечить его стабильность трудно (Франция Четвертой республики сменила 26 кабинетов; Италия в послевоенные годы).
№10 Классификация федераций. Особые виды федерации.
1. Федерации, созданные на основе союза (созданные «снизу») и основанные на автономии ее субъектов (созданные «сверху»). По мнению многих западных авторов, происхождение федеративного государства, а также специфические пути и способы, с помощью которых оно формировалось, имеют решающее значение для того, каким образом будет распределяться власть в федерации. Так, федерации, выросшие из соглашений и договоров, заключенных «снизу», склонны предоставлять своим субъектам больший объем полномочий, нежели те, которые возникли в результате межэлитного торга в верхах. Е. Гибсон утверждает, что «предшествующее развитие предопределяет последующие траектории федеральных систем» [Gibson, 2004, р. 14].
Действительно, первые демократические федерации Нового времени возникли в результате заключения союза их субъектов (Швейцария, США). Но формально на основе союза были созданы и СССР, и СФРЮ, и Танзания (1964 г.), и Объединенные Арабские Эмираты (1971 г.). Эта классификация не утратила полностью своего значения, хотя из числа федераций, созданных в XX в. на основе союза, сохранилась лишь Танзания (результат союзного договора 1964 г. между Танганьикой и Занзибаром, поскольку этот союз исключает важный признак такого типа федерации — право на сецессию); ОАЭ, но это моноэтническое добровольное объединение сверху, в котором нет центробежных тенденций; федерация Малайзии, соглашение о создании которой было подписано между Малайской федерацией, Северным Борнео, Сараваком и Сингапуром в 1963 г. в Лондоне.
№15 Понятие и виды монархий.
МОНАРХИЯ- форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (монарху, царю, императору, шейху), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет ответственности перед населением.
Признаки монархии:
1. верховная власть принадлежит одному лицу.
2. верховная власть осущ-ся пожизненно.
3. верховная власть передается по наследству.
4. верховная власть ни от кого не зависит.
5. монарх является юридически безответственным лицом.
Монархии бывают:
v ограниченные. Высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти. К ограниченным относятся монархии Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и др.
Ограниченные монархии делятся на:
а) дуалистические. Форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит Парламенту. (Пруссия, XIX век)
б) конституционные. Форма правления, при которой свойственно ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх - лишь глава гос-ва, а государственную, исполнительную и судебную власти осуществляют конституционно - сформированные органы. При конституционной монархии монарх царствует, но не правит, он является лишь символом государства.
№20 Порядок формирования и структура парламента. Порядок работы парламента. Сессии парламента. Компетенция парламента.
Парламенты осуществляют свою деятельность в следующих формах: *
на раздельных и совместных заседаниях палат; *
путем работы комитетов и комиссий; *
через органы, состоящие при парламенте; *
работы депутатов в избирательных округах.
Парламентские сессии являются главной формой работы парламента.
Сессия – это период времени, в течение которого регулярно созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комитеты, комиссии.
Очередные сессии парламента созываются главой государства, как правило, два раза в год (весенняя и осенняя).
Внеочередные сессии могут быть созваны главой государства по требованию части депутатов (от 1/3 до 2/3). На такой сессии обсуждаются только те вопросы, для которых она созвана.
Для пленарного заседания палат необходимо определенное количество присутствующих депутатов (кворум) – обычно более? депутатов (в Индии 1/10, Великобритании 40 из 651 члена палаты общин).
Кворум для голосования в большинстве стран иной: решение принимается большинством списочного состава парламента (палаты).
Заседания парламента могут быть закрытыми, где присутствуют лишь депутаты и специально приглашенные лица. Решения о проведении таких заседаний могут приниматься только самим парламентом (в Германии для этого нужно 2/3 голосов).
№25 Понятие правительства и его место в системе власти.
Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (административной) деятельностью в стране.
Такое определение вряд ли применимо к правительствам в президентских республиках, дуалистических и абсолютных монархиях.
Правительство США не является коллегиальным органом, так как решения на собрании кабинета (правительства) принимаются не большинством голосов, не коллегией, а главой государства.
В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом.
В парламентских республиках правительство занимает по отношению к парламенту более сильные позиции, чем в президентских республиках. Оно несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия. Вместе с тем оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.
№ 30 Конституционное правосудие: задачи и системы органов.
Конституционный контроль (правосудие) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.
Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.
По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).
По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.
Основные виды конституционного контроля:
1) по времени осуществления:
а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);
2) по месту осуществления:
а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган).
№35 Принципы избирательного права.
На конституционном уровне в большинстве государств закрепляются принципы выборов, а детальное их регулирование осуществляется путем принятия специальных избирательных законов, иногда это даже конституционные или органические законы. В ряде стран действуют крупные кодифицированные акты - избирательные кодексы (Франция, Румыния, Молдова).
В системе конституционных принципов избирательного права можно выделить принципы объективного и субъективного избирательного права.
При этом к принципам объективного избирательного права можно отнести: обязательность, периодичность, альтернативность, открытость и гласность.
Обязательность. Этот принцип прежде всего означает, что выборы являются императивным и единственно легитимным способом формирования публичной власти. Обязательность проведения выборов предусматривает обязанность органов власти и должностных лиц назначить дату выборов в связи с окончанием срока, на который избираются действующие выборные органы, а также в случае досрочного прекращения исполнения ими своих полномочий. Обязательность выборов предполагает также, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от их назначения и проведения в установленные законодательством сроки, отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.
№40 Смешанные избирательные системы – понятие и виды.
Они комбинируют сразу мажоритарную и пропорциональную систему или различные подсистемы одной избирательной системы. Такие системы применяются нечасто, но в последнее время они получают все большее распространение. Они применялись на выборах нижней палаты французского парламента в 1919 и 1924 гг., затем в 1951 и 1956 гг. В последнее время они стали использоваться в Албании, Югославии, Венгрии. В 1993 г. Италия и в 1994 г. Япония взяли «на вооружение» такую же систему. В Болгарии на выборах 1990 г. применялась смешанная система; в 1991 г. она была сменена на пропорциональную.
Смешанные избирательные системы не являются однородными, они включают в себя большое разнообразие разных комбинаций мажоритарной и пропорциональных систем. Эти системы можно классифицировать лишь с большой долей условности. Прежде всего, могут быть выделены географически смешанные системы, т.е. системы, которые применяются в зависимости от географических условий. Они могут быть двух типов.
1. Географически неоднородные: в этом случае применяется комбинация мажоритарной униноминальной или поли- номинальной системы в малонаселенных округах и пропорциональные системы в сильно населенных округах.
2. Географически однородные избирательные системы; эти системы также могут быть подразделены.
№5 Территориальное устройство Великобритании (британский регионализм).
Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. В Северной Ирландии есть парламент, избирающий исполнительный совет. Парламент вправе принимать законы по вопросам хозяйства, финансов и налогов региона, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. В то же время существует международная наблюдательная (за сохранением мира) англо-ирландская комиссия, а также международная комиссия для разоружения враждующих сторон (католиков и протестантов).
Шотландия и Уэльс получили с 2000 г. автономию разную по своим полномочиям. Парламент имеет право принимать законы и устанавливать местные налоги, представительный орган Уэльса таких прав не имеет. Шотландский Парламент будет контролировать сферу здравоохранения, образования, полицию, но политика в области обороны, международных дел, валютного и денежного регулирования останется за центром. Полномочия Парламента Уэльса ограничиваются вопросами экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Он сам будет распоряжаться дотациями из центра.
№10 Территориальное устройство, местное управление и самоуправление во Франции.
Франция делится на:
1) регионы;
2) департаменты;
3) коммуны;
4) административные округа;
5) кантоны.
Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель).
Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9-69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года, уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности – представителем государственной власти в коммуне.
Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.
Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.
№15 Судебная система ФРГ.
Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.
Конст.суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает верхняя палата, половину нижняя палата парламента (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага , касающихся выборов и т.д. Констит.контроль – как последующий, так и предварительный. В КС может обратиться любой гражданин.
В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции.
Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики.
№20 Конституция Японии 1947.
Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством Парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 г. Конституция восприняла многие принципы англо-саксонского права, новеллы конституционного права того времени (например, положения о социально-экономических правах) и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений.
Конституция состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм.
Она провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до 1945 г.).
Япония - конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.
Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.
№25 Конгресс США – полномочия и порядок формирования.
Конгресс состоит из 2 равноправных палат (проекты – в любую):
-палата представителей
- палата сената.
Прямые выборы относит к мажоритарной системе.
Палата представителей: 435депутатов на 2года избираемых по одномандатным округам от штатов +3 представителя от не штатов.
Сенаторы: сроком на 6лет по 2 от штата (1/3 сенаторов обновляется каждые 2года).
Лоббизм узаконен.
Нет влияния на Президента (даже права на запросы), кроме импичмента.
Члены палаты представителей (конгрессмены) не могут быть отозваны досрочно. Неприкосновенность только на время сессии и на пути на сессию и обратно, но за ряд преступлений могут быть арестованы и вовремя её. Получают з/пл. - 122тыс.$ конгрессмены и 100 тыс.$- сенаторы . Имеют свой штат (9-25 человек) получают специальную пенсию.
Заседанием в палате представителей руководит спикер (представитель партии большинства) , а Сенате - Вице-Президент.
Спикер: определяет повестку дня, руководит аппаратом, голосует только при равенстве голосов.
Вице-Президент существенных полномочий не имеет (саморегулирование Сената). Повторное рассмотрение проекта, если не согласован до конца сессии. Конгресс создает комитеты, которые работают над законопроектами. Особую роль играет Комитет всей палаты. Председатели комитетов создают подкомитеты.
№30 Конституция РФ 1993 г. – черты, структура и содержание. Порядок изменения.
Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.
Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.
Преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.
Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:
- утверждение прав и свобод человека,
- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,
- сохранение исторически сложившегося государственного единства,
- возрождение суверенной государственности России,
- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
- обеспечение благополучия и процветания России.
№35 Территориальное устройство РФ. Субъекты федерации.
Административно-территориальное устройство субъекта РФ – это научно обоснованное разделение его территории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.
Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.
Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы базируется на принципах.
Важнейшим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Вторым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать соответствие исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы.
Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно- территориальной единицы. Цель этого принципа – развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ.
№ 40 Территориальное устройство Польши. Местное управление и самоуправление.
В 1990 году в Польше была проведена реформа организации власти на местах, воссоздавшая довоенную систему местного самоуправления. Это нашло отражение в законах о территориальном самоуправлении, положении о выборах в советы гмин, о территориальных органах правительственной администрации 1990 г. Административная реформа, которая предполагала возвращение к 15 воеводствам вместо нынешних 49, ликвидацию повятов (районов), на практике пока не состоялась.
Основной формой организации жизни на местах в соответствии с реформой является территориальное самоуправление. Единицами первичного территориального деления являются гмины (общины), в том числе и в городах, которые становятся главными элементами территориального самоуправления1. Единицей территориального деления для осуществления правительственной администрации является воеводство.
Гмина (сообщество жителей соответствующей территории) обладает правоспособностью и осуществляет публичные полномочия от собственного имени. Права гмины подлежат судебной защите. Правовое положение гмины определяет ее статут.
Жители гмины принимают решения путем проведения всеобщего голосования (выборы и референдумы), либо посредством деятельности их органов. Органом гмины, принимающим решения, является избранный жителями совет. Законом определяется количественный состав совета в зависимости от числа жителей гмины (от 15 до 45).
К компетенции совета относятся все вопросы, составляющие сферу деятельности гмины. Собственными полномочиями совета гмины являются: принятие статута гмины; избрание и отзыв правления; утверждение бюджета и месячных планов хозяйственного развития; хозяйственной программы и некоторые другие.