1. Педагогика в системе наук о человеке. Категориально-понятийный аппарат педагогики, ее взаимосвязь с другими науками.
2. Методология и методы педагогических исследований.
3. Развитие личности как педагогическая проблема. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, обучающихся в педагогическом процессе.
4. Система образования в Республике Беларусь. Документы, определяющие содержание образования.
5. Образование как целостный педагогический процесс.
6. Сущность, цели и содержание процесса воспитания.
7. Особенности, закономерности и принципы процесса воспитания.
8. Методы и средства воспитания и самовоспитания. Формы воспитательной работы.
9. Основные этапы процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты воспитания, их сущность и этапы.
10. Семья как специфическая педагогическая система, ее взаимодействие со школой в воспитании ребенка. Стили и ошибки семейного воспитания.
11. Воспитательный коллектив: структура, функции, стадии развития.
12. Понятие о дидактике. Структура, закономерности и принципы процесса обучения.
13. Методы и средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся.
14. Формы обучения. Типология и структура уроков.
15. Педагогические технологии: сущность, структура, виды. Свойства и уровни использования педагогических технологий.
16. Технологии организации познавательной деятельности обучающихся (технологии проблемного обучения, игровые технологии, проектная технология обучения и др.).
17. Технологии эффективного управления процессом обучения (технологии дифференцированного обучения, модульного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц и др.).
18. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
19. Педагогические возможности информационных технологий.
20. Альтернативные образовательные технологии.
21. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
22. Школа и педагогическая мысль в средние века.
23. Развитие образования в Беларуси с XVI по XVIII века.
24. Педагогическая мысль Беларуси с XVI по XVIII века (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, Л. Зизаний, С. Зизаний, К. Лыщинский, С. Полоцкий).
25. Развитие образования в России в ХVІІ–ХVIII веках.
26. Педагогическая мысль в странах Западной Европы XVII–XVIII веков (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
27. Педагогическая мысль России XIX века (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
28. Развитие системы образования в России и Беларуси в XIX веке.
29. Классики западноевропейской педагогики XIX века (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег).
30. Строительство советской системы образования в 1917–1992 годах.
1.Педагогика в системе наук о человеке. Категориально-понятийный аппарат педагогики, ее взаимосвязь с другими науками.
Педагогика - эта наука об обучении, восп-и и образ-и человека. Возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. По происхожд термин пед-ка в дословном переводе – детовождение. Объект педагогики – воспит в широком смысле. Предмет– система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организов процесс, происх в семье, обществе, в опред природных, соц-ых, экономич-их, духовных и нравственных усл-х. В любой науке среди множества понятий можно выдел наибол существ – те, которые одинаково опред в любой её отрасли, без кот невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они назыв категор-ми и сост категориально-понятийный аппарат науки.
2.Методология и методы педагогических исследований.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания (Энциклопедический словарь). Методология науки – это совокупность исходных философских идей, кот лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений. Методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а так же это учение о методе научного познания и преобразования мира. За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него спец умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.
3.Развитие личности как педагог проблема. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, обуч в педагогическом процессе.
Проблема личности как таковой и ее развития в созданных условиях является одной из ключевых и сложных проблем в теории и практике педагогики.Педагогика же выявляет и изучает самые эффективные условия для слаженного развития личности во время воспитания и обучения. Современная педаг наука рассматр личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказыв не только на особенностях ее деят-ти, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физич недостатков и особенностей хар-ра. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время явл живым организмом.
4.Система образования в Республике Беларусь. Документы, определяющие содержание образования.
Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования. Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профес-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования. Доп образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых. Международное сотрудничество. В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представл все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников. Приняты соц стандарты в области образования и обесп их выполнение. Создана развитая система соц поддержки обучающихся.
5.Образование как целостный педагогический процесс.
Образование — сложный и длительныйпроцесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он вкл процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физич-е, интеллектуальное, нравст-ное, художес развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а чел, готового к самост-му и ответственному действию на основе своего выбора в про¬фессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолев жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.
Педагогический процесс - это специально организ взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами пед процесса.
6.Сущность, цели и содержание процесса воспитания.
Воспитательный процесс -- процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех обществ институтов, обесп передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей». Воспитание в узком смысле рассматр как специ¬ально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
7.Особенности, закономерности и принципы процесса воспитания.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Восп-е имеет ряд этапов и осуществл через преодоление противоречий. Его сущность определ в разных эконом-х формациях по-разному. О восп-и говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. восп-е считали частью социализации чела. В последствии восп-е определяли как пр-с управ-я разв-м чела, а так же как процесс целенаправленного формирования личности и т.п. Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания: Целенаправленность, Многофакторность, Длительность и непрерывность,Неравномерность, Двусторонность, Деятельностный характер, Динамичность , Диалектичность, Воспитание – индивид-творческий процесс , Целостность и системность воспитания.
Закономерности восп-я – это наиболее существенные, необходимые, стабильные, объективные связи между различными факторами, характер процесс восп-я. Главная хар-ка зак-тей – объективность. 1. Процесс формир личности соц обусловлен.
8.Методы и средства воспитания и самовоспитания. Формы воспитательной работы.
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности наставников и воспитанников, направленной на полноценное развитие последних в соответствии с внутренними потенциалами в рамках гармоничного согласования внутренне личностных и общеобщественных интересов.Процесс воспитания становится эффективным тогда, когда сочетается с самовоспитанием, которому в свою очередь соответствуют определенные способы деят-ти ученика или настройки на нее. Методы самовоспитания - способы деят-ти и установки на нее воспитанников с целью оказания образа "Я - реальный" черт образа "Я-идеальный ". Средства самовосп-я – это типичные методы действия на себя, что опосредуют цели итог. Учитывая индив-ти своей персоны опред условия, каждый человек избирает их среднее сочетание.
9.Основные этапы процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты воспитания, их сущность и этапы.
В своем развитии воспитательный процесс проходит определен¬ные этапы: 1.Ознакомление учащихся с общими нормами и требованиями. Источником получения этих знаний могут быть слово воспитателя, его личный пример или пример людей, которым учащийся захочет подражать.2.Формирование отношения учащихся к прилагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения лежит, прежде всего, понимание необходимости овладения знаниями о нормах и формах поведения. 3.Формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов характеризует этап принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние Взгляды предпол, что у человека выработаны позиция, своя оценка, мотивы для совершения действий.
10.Семья как специфическая педагогическая система, ее взаимодействие со школой в воспитании ребенка. Стили и ошибки семейного воспитания.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функ¬ции по отношению к обществу и по отношению к человеку. Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность.
11.Воспитательный коллектив:структура,функции, стадии развития.
Понятие коллектив указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, на существование между ними связующих отношений. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск ценностей и смысла жизни невозможен без проявления индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора в общности людей.
Основные функции коллектива:1. Организационная – коллектив становится субъектом управления своей жизнедеятельностью.
12.Понятие о дидактике. Структура, закономерности и принципы процесса обучения.
Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).Впервые слово ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Коменский как универс искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог И. Гербарт ввел в дид-у теорию восп-го обучения. основные задачи дид-и – разработка проблем: чему учить и как; соврем наука интенсивно исслед также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Дид-а - часть пед-ки,изуч проблемы обуч-я и образ-я. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педаг процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обуч-я идет от решения одной учеб задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному.
13.Методы и средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся.
Методы обучения – способы взаимосвязной деятельности обучающих и обучающихся направляемых на решения учебных задач. От чего зависит метод обучения: 1) Предмет, его содержание.2) Конкретные темы изучения.3) Уровень развития.4) Реальные условия. 5) Склонность преподавателя.Объективной основой для науч обоснования метода обучения явл методы познания людьми реал действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности. Существует три общественных источника, которые являются основой для разработки, творч создания методов обучения: научное познание, обыденное познание, способы обмена информацией.
14.Формы обучения. Типология и структура уроков.
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выдел массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. В педагогической практике также различаются школьные и внешкольные формы обучения учащихся. К первым относятся уроки, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым — домаш самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.
15.Педагогические технологии: сущность, структура, виды. Свойства и уровни использования педагогических технологий.
Сущность педагогической технологии состоит в полной управляемости учебного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла, детальном определении конечного результата и его точном достижении. Г.К. Селевко выделяет в педагогической технологии 3 аспекта:1) научный – область пед. науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая пед. процессы (ученый методолог);2) процессуально-описательный – алгоритм процесса, т.е. совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения (ученый-методист);3) процессуально-действенный – осуществление педагогического процесса (учитель).
16.Технологии организации познавательной деятельности обучающихся (технологии проблемного обучения, игровые технологии, проектная технология обучения и др.).
Проблемное обучение закл в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций; осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деят-ти учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деят-ть. Этот вид обуч-я способствует формир у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков; достижению высокого уровня развития школьников, развития их способности к самообучению и самовоспитанию: форм-ю особого стиля умственной деят-ти, исслед-ой активности и самост-ти учащихся. Пробл ситуация с позиции учителя — это особая организация учеб процесса с помощью постановки вопросов, активиз-х действий и др методических приемов учителя, подчерк противоречия, важность, новизну и др отлич свойства объекта познания.
17.Технологии эффективного управления процессом обучения (технологии дифференцированного обучения, модульного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц и др.).
Процесс обучения – это орган-я и стимул-е учителем уч.-позн. деят.учащихся, преподавание и учение в их единстве и взаимосвязи. Обучение учащихся протек под руководством учителя, по своей сути преподав и явл. управлением учебно-познавательной деятельностью школьников. Эффективное осуществление учителем руководства учением определяет результативность обучения в целом.
Дифференцированное обучение –это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одномклассе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.Дифференцированное обучение преслед цель оптимальной организации обучения, возможной благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого ученика; задачу -определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.
18.Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, является признание индивидуальности ученика, создание необх и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определ совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека. В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психолог особенностей ученика.
19.Педагогические возможности информационных технологий.
Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. В инф техн обучения выд два компонента, служащих для передачи учеб инф-и:· технические средства: компьютерная техника и средства связи;· программные средства, которые могут быть различного назначения.
20.Альтернативные образовательные технологии.
В широком смысле под альт-ми техн-ми принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.По мнению Г.К. Селевко (1998), А.о.т. — это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (соц-фил-их, психол-их), так и от общепринятых организ-ых, содержательных и методи принципов, и замена их др, альтернативными.
21.Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
Зарождение воспитания как особого вида чел деят-ти произошло 40—35 тыс. лет назад, когда в общинах па-леонтропов начинается постепенный переход к коллективному труду. Спец организованное восп-е в первобыт обществе отсутствовало, вместе с тем, в этот период сложилась система включения подрастающего поколения в жизнь. В первобытной общине ребенок прямо включ в доступную для него деятельность вместе со старшими.
22.Школа и педагогическая мысль в средние века.
Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. Все образ-е и культура в этот период нах в руках церкви и религиозных организаций. В ср века проблемы восп-я разраб-сь философами-богословами, пед идеи кот имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенств роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение заним религия, церковь, в силу чего восп-е носило преимущественно богословский характер. Однако воспитания детей отдельных сословий, в зависимости от их положения в феодальной иерархии, различалось по своему содержанию и характеру. Детей предписывалось воспитывать в строгости, искореняя все пороки, вследствие чего широко были распространены физические наказания.В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую).
23.Развитие образования в Беларуси с XVI по XVIII века.
В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открыв школы, кот.способст. укреплению позиций катол-й церкви и уничтожению реформ. дв-я в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга.В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке,Несвиже,Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты откр свои коллегиумы – учеб заведения средней ступени, кот имели антипротестан-й, а затем и антиправос-й характер. В коллегиумах препод-сь грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и др катол-е монашеские ордены.
24.Педагогическая мысль Беларуси с XVI по XVIII века (Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, Л. Зизаний, С. Зизаний, К. Лыщинский, С. Полоцкий).
Несмотря на то, что к середине XVI века на тер-и Беларуси во многих городах и местечках открыв значительное кол-во катол-х школ, уровень их организации и препод-я был достаточно бессистемным и невысоким. Известные просветители сформулир как основную идею воспитания мысль о всестороннем развитии лич-ти, высказ идеи усовершенствов-я общества, развития национального языка и культуры, многое делали для укрепления и развития национального самосознания бел народа.
Педагогические идеи Ф.Скорины. демократизация образования; книга как средство просвещения; опора на родной язык; значение трудового восп-я; воспит-е чувства собств. достоинства; формир-е "досконального человека" – духовно-нравственной личности; ориентация на практич действия.
25.Развитие образования в России в ХVІІ–ХVIII веках.
В период конца XVII – начала XVIII вв. происх поворот к школе и пед-ке Нового времени. Гос школы дают знания по совр-ым наукам, при этом они отлич собственной специализацией. Одна из школ, созд Петром I назыв школой матем-их и навигацких наук. В ее учеб программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, матем география. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была орган Морская академия, явл военным учеб завед-ем. В Москве в 1712 году были откр инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирург-я школа,1721 г. созд горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изуч иностр языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была откр в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единств школой с повышен обуч была славяно-греко-латинская акад-ия. В 1714 г. вышел указ, обязывающий к элементарному обучению детей дворянства, дьяков и подьячих. Для осущес этих обязательств были созд элементарные матем-е школы – цифирные школы.
26.Педагогическая мысль в странах Западной Европы XVII–XVIII веков (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
В XVII –XVIII веках педагогика и школа в западной Европе развивалась в эконом и соц условиях переломных для человечества. Соц институт, идеология феодализма превратилась в тормоз для развития восп-ия и образ-ия. В противоречие со временем вступ традиция, когда жизненный успех обеспечивает не деловые качества и образованность, а игра обст-ств и принадлежность привилегированным сословиям. В рез-те на вершины власти подним люди если не невежественные, то во всяком случае не получившие достойного восп-ия и образ-ия. Педагогика Я,А. Коменского выраж-т общее фил-кое видение мира. Его мировоззрение складыв под влиянием идейных потоков, кот в значительной степени исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремл опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По его мнению, мир - это «создание Божье», познание - «богоискание повсюду».
27.Педагогическая мысль России XIX века (Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
В нач. XIX в. в России распростр идеи европ-го просвещения. Вопросы восп-ия поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах обществ переустройства, предлаг декабристами. Обществ-е внимание к вопросам просвещения усилив после восстан. декабристов. Прав-во Николая I осознало необходимость восп-ия законопослушных верноподданных. Идет поиск идеологии, теоретич основ восп-я, обос-ие его национальной специфики и самобытности. В педагог наследии Н.И. Пирогова центр место занимают: Ø педагог идея развития в ребенке стремления к самопознанию, субъектной жизненной позиции;Ø идея общечелов-го восп-я и образ-ия.
28.Развитие системы образования в России и Беларуси в XIX веке.
В рез-те трех разделов РП, бел земли были присоед к Российс империи. В первой полов XIX века произ такие знаменательные события, которые отраз и на отечественной школе и пед мысли (Отечест война 1812 года, восстание декабристов 14 дек. 1825, Крымская война 1853 - 1855 гг.). В самом начале XIX века появилось министерство народного просвещения – народное образ-ие присоединили к гос-ву, как присоед новые области после успешной войны. Учителя обрели начальство. Теперь они получ жалованье не из пожертвований, а от казны и становились такими же чиновниками, как и служащие других министерств и департаментов. Реформа образ-ия была излож в «Предварительных правилах народного просвещения» (1803), и «Уставе учеб заведений, подведомственных университетам» (1804).
29.Классики западноевропейской педагогики XIX века (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег).
Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу. С юных лет он проникся лекциями прогрессивных профессоров, которые внушали слушателям патриотические идеи и развивавшие мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества. Изучал труды французских просветителей, особенно выделял философско-политические идеи Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка. Важнейшая цель воспитания Песталоцци – развитие природных способностей человека. При этом педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному.
30.Строительство советской системы образования в 1917–1992 годах.
После Октябр рев-и 1917 г. началось активное разрушение существ школ системы. В октябре 1918 г. вышли док-ты, пределяющие основ пункты реформирования школ: единая система совместного и беспл-го общего образ-ия в два этапа: 5-ти и 4-х летнего обучения, право на образ-ие не зависимо от расовой, нац-ой и соц-й принадлежности, обучение на родном языке, абсолютная светскость обуч-ия, присутствие производительного труда в программе обучения. В 1920 г. созд Всерос-я чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской. Однако восстановление школ двигалось крайне медленно из-за постигшего страну голода. Лишь во втор пол 1920-х гг. школ система начала понемногу восстан-ся. В 1930 г. было введено обяз-ое начальное обуч-ие с 4-х летним сроком.