Основой формирования коммуникативных навыков является совместная деятельность с ребенком. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2х лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.
Овладение речью и повышение ее роли в регуляции поведения составляет существо развития произвольности в раннем и дошкольном возрасте. Как отмечал Выготский, благодаря речи ребенок вступает в отношения с ситуацией не прямо, а через посредство речевых знаков. Это позволяет обрести относительную свободу от ситуации и преобразовать импульсивные движения в планируемое, организованное поведение.
Основная проблема ясельного возраста - эмоциональный и физический разрыв с мамой. До 3-х лет ребенку бывает сложно понять, почему мама, которая всегда была рядом, вдруг отдает его чужой тете, а сама, быстро поцеловав и помахав ручкой, исчезает на целый день. Ребенок воспринимает других детей как абсолютно неравноценную замену маме. И если малыш сильно переживает разлуку, то детишки, которые уже успели адаптироваться, его только раздражают.
Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Общение - основа доверительных отношений между ребенком и взрослым, которые ведут, в последствии к гармоничному развитию ребенка.
Такими как: эмоциональное развитие; психологическое развитие; физическое развитие; развитие личности; когнитивное развитие.
3-4 года - Стремление при¬влечь внимание сверстника с помощью своих предметов - «Я» — это то, что у меня есть, или то, что я вижу - «Это моя собачка…» «У меня сегодня новое платьице».
В структуре педагогического взаимодействия выделяют следующие компоненты: 1. Когнитивный, который характеризуется знанием личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка, его интересов и увлечений, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед ребенком и детьми.
1. показатели общения, связанные с условиями самой детской группы:
-интенсивность контактов в группе (частота).
-соотношение контактов по признакам: свободна-регламентированность, однополые-разнополые, внеситуативность-сотрудничество в совместной деятельности (игры и др. виды деятельности).
Активно-положительный: Основные характеристики педагога: искренность и тактичность, позитивный прогноз личности ребенка. При необходимости всегда придет на по¬мощь ребенку. Сопровождающий эмоциональный фон положительно-ровный, без излишних перепадов, что обеспечивает комфортную обстановку в группе. Проявляет заинтересованность в ребенке и его действиях, используя улыбку, тактильный и вербальный контакт. Предпочитает убеждение принуждению.
5. Изучение и анализ стиля педагогического взаимодействия и типа отношений воспитателя с детьми.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
6. Конфликты в межличностном взаимодействии детей дошкольной группы, способы их разрешения. Педагогический такт во взаимоотношениях воспитателя с детьми и их родителями. Психологический анализ конфликтных педагогических ситуаций.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают во время совместной деятельности и общения.
Тема 7.1. Внимание как психический процесс.
1. Роль внимания в обеспечении жизнедеятельности и регуляции психической деятельности. Физиологическая основа возникновения внимания (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский).
Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.).
2. Источники возникновения и проявления разных видов внимания.
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
3. Условия возникновения и удерживания сосредоточения, причины отвлечения внимания. Внимательности и рассеянность личности. Причины рассеяности и ее преодоление.
Условия возникновения и удерживания у детей: - возраст; интересный яркий предмет; похвала взрослого; страх наказания.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка: -неполная нагрузка; -недостаточно сформированы волевые качества; -привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);
4. Развитие значимых для педагогической деятельности свойств внимания.
Современному педагогу необходимо в своей профессиональной деятельности знать и учитывать следующие свойства внимания:
1) Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития.
Тема 7.2. Развитие внимания у детей раннего и дошкольного возраста
1. Основные направления развития внимания. Виды внимания и их проявления в разных видах детской деятельности.
В зависимости от такого объекта, на который направлено сосредоточение, находящегося в поле внимания, называют три вида: сенсорное или перцептивное, интеллектуальное и моторное или двигательное внимание.
Внешнее внимание - сенсорно-перцептивное нацелено на информацию из внешнего мира, что выступает необходимым обстоятельством в познании и изменении окружающего мира.
2. Роль речи в формировании произвольного внимания у детей. Развитие внимания как условия успешного протекания умственной и практической деятельности, формирования произвольности психических функций. Игра как средство развития внимания. Проявление и развитие основных свойств внимания у детей дошкольного возраста.
Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи
Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
3. Изучение развития внимания у детей дошкольного возраста.
Методика - игра №1 «Что увидел?». Методика направлена на диагностику объема внимания. Разложить на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик), прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки.
4. Использование коррекционно-развивающих игр для развития внимания.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
Игры и игровые упражнения на развитие внимания:
«Что изменилось», «Горячо-холодно», «Съедобное-несъедобное», «Угадай, из чего сделан предмет», «Поем вместе», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Достань названный предмет», «Найди различия», «Найди одинаковые предметы», «Какой игрушки не хватает», «Будь внимателен», «Внимание», «Лови мяч».
Тема 7.3. Ощущение и восприятие.
1. Органы чувств – анатомо-физиологический аппарат, обеспечивающий возникновение ощущений; деятельность анализатора.
Ощущение – элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма.
Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
2. Синестезия, сенсибилизация. Развитие ощущений, способы повышения чувствительности.
Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:
взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой…
3. Сенсорная депривация, условия возникновения и особенности проявления.
Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В психологии известны три вида депривации:
1) сенсорная; 2) эмоциональная; 3) социальная.
Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям в нервных клетках.
4. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, изменение ощущений от длительности воздействия раздражителя.
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности.
5. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.
Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом.
6. Изучение индивидуальных особенностей восприятие учащихся.
Тест «Что не дорисовано?». Оценка целостности восприятия. Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (т.е. сказать, что не дорисовано). Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка 6-7 лет – нахождение всех или почти всех недостающих деталей за 1,5-2 минуты.
7. Экспериментальное изучение закономерностей ощущений и роли апперцепции в восприятии.
Задание 1. Цель задания. Исследование роли апперцепции методом узнавания.
Необходимое оборудование. Наборы предметов (катушки и нитки, наперсток, кассета для фотопленки, губная помада, бигуди и т. д.).
Ход выполнения задания. Экспериментатор и протоколист заранее знакомятся с набором предметов, данных преподавателем. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Протоколист фиксирует время, которое понадобилось испытуемому, чтобы определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. В конце выясняется связь названных предметов с прошлым опытом испытуемого.
Тема 7.4. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста.
1. Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущений и восприятия ребенка. Развитие перцептивных ощущений и восприятия ребенка. Развитие перцептивных действий: внешние ориентировочно-обследовательские действия, внутренние умственные действия. Развитие основных видов ощущений в разных видах деятельности.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием познавательной деятельности, формированием первоначальных представлений о предметном мире и способах ознакомления с предметами – ориентировочно-исследовательскими действиями. Ориентировочно-исследовательские действия – это действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко).
2. Создание предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования для сенсорного развития воспитанников. Сенсорное развитие – основа умственного развития.
Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников.
3. Анализ особенностей восприятия (формы, величины, времени, пространства) детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия формы. Дети дошкольного возраста раннего возраста, взаимодействуя с предметами, осваивают их форму. Вначале форма воспринимается целостно, а постепенно в ходе образовательной работы соотносят ее с эталонами.
Тема 7.5. Память, ее развитие у детей раннего и дошкольного возраста
1. Значение памяти в жизни человека. Физиологические механизмы памяти. Ассоциации и смысловые связи как основа сохранения информации в памяти. Разные теоретические подходы к обоснованию механизмов памяти.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.
2. Мнемические приемы: перекодирование, достраивание, ассоциации, повторение. Способы, повышающие эффективность запоминания: структурирование, систематизирование, схематизация, аналогия. Психологические особенности запоминания («эффект Зейгарник», «эффект края»).
Мнемические приемы: Перекодирование – вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических (слова, предложения, тексты), фонематических и других признаков.
3. Возрастные особенности удерживания информации, личностная значимость, востребованность сохраненной информации и их влияние на длительность сохранения опыта в памяти.
У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение и запоминание - единственная форма работы памяти, даже к концу дошкольного возраста непроизвольная память остается господствующей. К произвольному воспоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.
4. Индивидуальное и коллективное воспроизведение. Индивидуальные различия памяти. Специфика эйдетической и феноменальной памяти. Приемы развития памяти.
Индивидуальная память - это память, приобретенная организмом в течение всей его жизни.
Коллективная память - представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы. Имеет близкое по смыслу значение с понятиями: социальная память, историческая память, культурная память.
5. Игровые приемы развития детской памяти. Мнемические приемы и упражнения, повышающие продуктивность памяти. Изучение и анализ особенностей проявления и развития памяти, использование развивающих игр в повышении продуктивности памяти у дошкольников.
Зрительная память: «Расставь по местам», «Запомни картинки», «Сделай, как я».
Зрительная и смысловая: «Пара картинок».
Словесная: «Цепочка слов», «Покупки», «Расставь ряд».
Словесная и смысловая: «Пары слов».
Двигательная: «Кукловод», «Тайное движение», «Выполни движения».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.