1. захватывать большие предметы двумя руками, маленькие — одной;
2. захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами;
3. проталкивать в прорези коробки большие и маленькие кубы, шары сначала попарно, а затем соотнося форму и величину;
4. складывать двухсоставную матрешку и другие предметы-вкладыши;
5. закрывать коробочки разной величины, подбирая к ним соответствующие крышки (пользуясь методом проб);
6. соотносить большие и маленькие шары и кубы с кругами и квадратами соответствующих величин;
7. соотносить по величине плоскостные большие и маленькие объекты, используя для проверки приемы наложения и приложения;
8. соотносить предметы по величине, в разных ситуациях обозначая вычлененный признак словом;
9. осуществлять выбор предметов разных величин по образцу, отвлекаясь от других свойств (цвета, формы), сначала непосредственно, а затем с отсрочкой в 10—15 с.
3. Методика обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха решению примеров.
Решать простейшие задачи на сложение и вычитание в пределах 5. Учить демонстрировать действия, о которых говорится в задаче, моделировать ее содержание на наглядном, предметном материале, фланелеграфе.
выделять из множества 1,2,3,4,5 предметов по образцу, по цифре, по слову, соотносить количество в пределах 5 с помощью пальцев;
соотносить предметы по количеству в пределе 6 путем накладывания и прикладывания, пользоваться словами «поровну, больше, меньше». Использовать в процессе накладывания и прикладывания предметы, разные по цвету, форме, величине, назначению;
обозначать количество предметов числительными и цифрами. На вопрос «сколько» отвечать устно и подбирать табличку с цифрой или числительным, показывать количество пальцев. Учить детей правильно употреблять (самостоятельно, сопряженно-отраженно) словосочетания: одна елка, две елки… три флага.
5. Методика формирования готовности детей дошкольного возраста с нарушением слуха к изобразительной деятельности.
Обучение детей с нарушениями слуха изобразительной деятельности включает в себя следующие задачи:
1. сенсорное развитие детей;
2. формирование представлений об окружающем мире;
3. эстетическое воспитание;
4. формирование умений и навыков по изобразительной деятельности
1. Сенсорное развитие
- формирование ощущений, восприятий, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей;
- обучению детей обследованию предметов и их свойств (форма, величина, цвет, пространственные отношения (путем рассматривания, ощупывания, выслушивания;
- обучение использованию мерок, эталонов, с которыми можно сравнить то, что воспринимается в данный момент (похоже на дом, шар и т.д.), постепенно переходя к общепринятым сенсорным эталонам;
- обучение целостному восприятию предметов и их свойств;
- соединение сенсорного опыта со словом (в ответ на слово у ребенка должны возникать четкие образы).
2. Формирование представлений
По представлению дети могут изображать предметы, которые наблюдали и изображали ранее. Если предмет ранее рисовался ребенком, он может восстановить в представлении не сам предмет, а его рисунок, т.е. его графический образ. Если предмет только наблюдался, то ребенок восстанавливает в представлении сам предмет и на основе представления может создать графический образ. Наиболее сложно изобразить предмет, образ которого должен возникнуть на основе описания.
3. Эстетическое воспитание
Проходит через рассматривание с детьми иллюстраций, народных игрушек, пейзажей, натюрмортов, формирование умения воспринимать красивые цветосочетания, ритмические чередования форм, эмоциональное отношение к прекрасному.
4. Формирование знаний умений и навыков по изобразительной деятельности
В рисовании прежде всего необходимо научить детей держать кисть, карандаш, мелок в руке. Дети должны научиться держать кисть или карандаш тремя пальцами между большим и средним, сверху придерживая указательным (рука при этом лежит на столе или может быть приподнята). Необходимо научить детей рисовать карандашом с разным нажимом: для получения светлых оттенков и тонких линий рисовать с легким нажимом, при более сильном нажатии получать яркие цвета и энергичные сильные линии. Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные и выразительные рисунки.
7. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
9. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
На всех этапах обучения мы прививаем интерес к изобразительной деятельности, вызваем желание рисовать, лепить, строить. Поэтому в качестве одного из главных методов используюем обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить. В непосредственно образовательной деятельности используюем дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируем восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В обучении изобразительной деятельности на начальных этапах (младшая группа) в качестве одного из методов используем подражание действиям взрослого. Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе рисования, лепки, аппликации по образцу, так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, выделить части изображения и их пространственное соотношение (например: Что это? Это кукла. Мяч большой или маленький? Какой формы мяч? Мяч круглой формы. Какого цвета мяч? Мяч красного цвета.).
Одним из наиболее широко используемых методов обучения предметному рисованию является использование натуры. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, мы учим их целенаправленному обследованию предметов, которое предшествует рисованию детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства. Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием.
11. Дифференцированный подход к организации занятий по музыкальной деятельности неслышащих и слабослышащих детей.
Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабослышащих детей являются музыкальные занятия. Музыкальное воспитание — важное средство коррекции нарушений в развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса.
Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется донесение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоциональная отзывчивость.
Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться под музыку, реагировать на изменения в ее звучании. Внимание старших дошкольников привлекается к красоте музыки, ее ритмичности, связи с образами окружающей природы.
Для детей с нарушениями слуха доступно овладение некоторыми приемами игры на музыкальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, гармонь), использование их в ритмических упражнениях. Важное значение для эстетического развития детей с нарушениями слуха имеет восприятие темпо-ритмической стороны музыки, развитие выразительности движений.
На музыкальных занятиях дети овладевают приемами хоровой декламации, учатся читать наизусть различные по эмоциональной окраске стихи, считалки (торжественные, веселые, озорные). Воспроизводя их, дети овладевают эмоциональной стороной речи, учатся чувствовать и передавать различное настроение, что имеет очень большое значение для развития эмоционально-волевой сферы. У детей в процессе последовательной работы развиваются танцевальные движения, они учатся в танцах и движениях передавать характер музыки, различные игровые образы.