1. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология», «логопедическая технология»
2. Сущность логопедической технологии, ее научное обоснование. Классификации логопедических технологий
3. Соотношение понятий «логопедическая технология», «метод логопедического воздействия», «прием логопедического воздействия», «методика логопедической работы по устранению речевых нарушений»
4. Технологии оценки состояния и развития речи детей дошкольного возраста
5. Изучение готовности детей к обучению грамоте
6. Нейропсихологические технологии, используемые в логопедической практике
7. Педагогические технологии, используемые в логопедической практике
8. Когнитивно-лингвистические технологии
9. Когнитивно-лингвистическая технология развития языковой способности у детей с общим недоразвитием речи Ю.В. Микляевой
10. Креативно-ориентированные технологии
11. Логопедическая коррекция системных нарушений речи
12. Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности
13. Способы развития общей моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
14. Способы развития мелкой моторики детей: кинезитерапия, гидрогимнастика, Су Джок терапия, японская методика пальцевого массажа, игры с мелкими предметами
15. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образования и родителями по развитию общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
16. Взаимосвязь и взаимозависимость звукопроизношения и подвижности органов артикуляции
17. Направления работы по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата
18. Технология логопедического массажа
19. Технология проведения артикуляционной гимнастики
20. Понятия «фонематическое восприятие», «фонематический слух», «слуховое внимание», «слуховая память»
21. Задачи развития фонематического восприятия и фонематического слуха на фонетическом и фонологическом уровнях
22. Этапы работы по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха
23. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия, фонематического слуха, слухового внимания и памяти у детей
24. Взаимосвязь дыхания, голосообразования и артикуляции в развитии речи детей дошкольного возраста
25. Технология развития диафрагмального дыхания у детей
26. Правила проведения дыхательной гимнастики
27. Упражнения для развития речевого дыхания
28. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи
29. Технологии развития интонационной стороны речи
30. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи
31. Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию
32. Значение имаготерапии в формировании навыков речевой саморегуляции
33. Направления логопедической работы по развитию лексико-грамматических компонентов речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
34. Способы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с нарушениями речи
35. Способы формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
36. Нетрадиционные методы развития лексико-грамматических компонентов речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
37. Последовательность занятий по обучению связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Т.А. Ткаченко)
38. Использование интеллект-карт в развитии связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
39. Методы развития связной речи детей дошкольного возраста
40. Логопедические информационные технологии
1. Генезис понятий «технология», «педагогическая технология», «логопедическая технология»
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
В.П. Беспалько дает такое определение [Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса].
И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
В.М. Шепель дает такое определение [Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния].
М. Чошанов дает такое определение [Технология обучения – составная процессуальная часть дидактической системы].
Определение В.М. Монахова [Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведении. Учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя].
Логопедическая технология. Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.
5. Изучение готовности детей к обучению грамоте
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой стороны речи. Формирование речевой рефлексии( осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важный аспект подготовки к обучению письменной речи. Это является составной частью общей психологической готовности к школе.
Показателями готовности к обучению грамоте являются умения: сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формированию элементарных знаний речи повышают уровень ее произвольности и осознания, это оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Необходима двустороння связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.
10. Креативно-ориентированные технологии
Отдельная группа методов, которая сложилась сегодня в процессе развития языковой способности ребенка на основе интеграции линий ее развития с линиями развития творческого мышления и воображения, экспериментальной и театрально-игровой деятельности, это методы и приемы руководства словесной и литературной творческой практикой детей. Например, в качестве такой технологии при работе с нормально развивающимися детьми сегодня выделяют «Грамматику фантазии» (Введение в искусство придумывания историй) Дж. Родари. В ней описан целый ряд методов и приемов, направленных на развитие детского воображения:
– приемы продолжения фразы («что было бы, если...») или сказочной истории;
– «бином фантазии» (метод систематического смещения слова в непривычный контекст);
– метод конструирования загадки (приемы отстранения, ассоциации и сравнения, завершающей метафоры);
– «перевирание» сказки или рассказывание сказок «наизнанку»;
– создание «салата» из сказок и т.д.
Один из самых эффективных методов – работа с «картами Проппа». На каждой такой карте с помощью символов и пиктограмм изображены постоянные функции сказки: «предписание или запрет», «вредительство», «волшебные дары», «борьба», «наказание антигероя» и т.д. Воспитанники берут пронумерованные по порядку карты или вытягивают наугад и разворачивают сюжет собственной сказки в соответствии с ними. Развитие творческого воображения проявляются при этом в том, что дошкольники объединяют в сказке разные события, включают в изображение эпизоды из реальной жизни.
Основными критериями творческих умений детей дошкольного возраста при этом выступают умения детей:
– видоизменять, комбинировать и преобразовывать полученные представления под влиянием художественной литературы и окружающей действительности;
– представлять событие в последовательности его развития: от возникновения действия до его окончания, умение выявить героя, выразить зависимость между отдельными событиями и поступками;
– рассказывать ясно и понятно, способность придавать своим мыслям точную оформленность.
15. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образования и родителями по развитию общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Деятельность учителя-логопеда предусматривает. - Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы. - Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников. - Коррекцию звукопроизношения. - Развитие фонематического слуха. - Усвоение норм лексико-грамматических категорий. - Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию. - Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи. - Коррекцию нарушений слоговой структуры. - Развитие просодической стороны речи. - Профилактику нарушений письма и чтения. - Формирование навыков послогового чтения. - Совершенствование общей и мелкой моторики. Задачи, над которыми работают воспитатели. - Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. - Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. - Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. - Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. - Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. - Формирование связной речи. - Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма). Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме. Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
20. Понятия «фонематическое восприятие», «фонематический слух», «слуховое внимание», «слуховая память»
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма. Учащиеся с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто и пишут орфографически грамотно, так как они чётко воспринимают все звуки речи.
Фонематический слух – фонетическая теория для обучения чтению и письму, предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению и письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребёнок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребёнка слушать и слышать.
Слуховая память, также известная под названием эхоическая, аудитивная или звукоподражательная память, является одним из регистров сенсорной памяти. Этот тип сенсорной памяти очень короток, но в то же время устойчив к повреждению при поражениях головного мозга. При тяжёлых формах амнезии этот вид сенсорной памяти не нарушается. Слуховая или эхоическая память является компонентом сенсорной памяти, отвечающим за сохранение в течение короткого времени всей поступающей слуховой информации. Различные исследования указывают на то, что данная система может удерживать большее количество информации и в течение более длительного периода времени (в среднем 3-4 секунды), чем зрительная (визуальная) память.
25. Технология развития диафрагмального дыхания у детей
Диафрагмальное дыхание (диафрагмально-реберное) – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными. Детям с нарушениями речи, а так же с соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.
Первый этап – это формирование диафрагмального дыхания. На данном этапе развиваем ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Длительность постановки – индивидуальна (примерно месяц). В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
Второй этап – развитие речевого дыхания. Это базовый этап по планированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала:
• Звуки, слоги;
• Отдельные слова;
• Фразы из двух – пяти слов;
• Короткие стихотворения.
Формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков
2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе
3. Выработать четкую и внятную речь
4. Достичь координации дыхания, речи и движений
5. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения
30. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи
Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач:
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.
В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:
1) Ритмическая разминка.
2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.
4) Упражнения на развитие координации речи с движениями.
5) Пение.
Цель - коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими ха-рактеристиками.
6) Игра.
В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.
Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики включает следующие этапы.
1) Развитие общих представлений о темпе.
2) Развитие восприятия различного темпа речи.
3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи.
35. Способы формирования грамматических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Способы формирования грамматически правильной речи определяются знаниями общих закономерностей развития речи, уровнем грамматических навыков детей и причин грамматических ошибок. Для формирования грамматически правильной речи необходимо:
‒ создание благоприятной языковой среды,
‒ обучение детей трудным грамматическим формам,
‒ формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
‒ исправление грамматических ошибок.
Овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. На занятиях по развитию речи дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть. На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач.
40. Логопедические информационные технологии
Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Возникновение и развитие ИТ в российской системе образования сопровождается новыми явлениями: значительное ускорение обмена управленческой и образовательной информацией; появление новых технологий мониторинга качества образования и управления качеством; появление автоматизированных систем обучения и контроля знаний; появление тенденций «поручения» компьютеру обучения детей и взрослых; увеличение объема необходимых педагогу специальных знаний.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.
В общеобразовательных школах уже используются специализированные программы:
логопедический тренажер «Дэльфа-142», который вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Кроме того, он включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи;
программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции следующих аспектов произносительной стороны речи: речевого дыхания, интенсивности голоса, логоритмической структуры речи, звукового анализа слов;
программа Грамотей», позволяющая детям за более короткий промежуток времени овладеть основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобрести умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры.
использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Они способствуют развитию у обучающихся: формированию мыслительной деятельности во взаимодействии с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций); развитию умственных способностей через овладение действиями наглядного моделирования; развитию творческих способностей; формированию способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; преодоления негативных качеств формирующегося характера.