16. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (5-й год жизни).
17. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (6-й год жизни).
18. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (7-й год жизни).
23. Коррекционная направленность занятий по образовательным областям учебного плана.
24. Коррекционные занятия с детьми с трудностями в обучении в условиях специального образования.
25. Особенности организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении в группе интегрированного обучения и воспитания.
27. Особенности организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении в пункте коррекционно-педагогической помощи.
29. Формирование школьно-значимых функций у учащихся первого класса.
30. Коррекция недостатков учебной деятельности у учащихся с трудностями в обучении.
16. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (5-й год жизни).
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание и употребление простых предлогов (на, под, за, в, около).
СЕРИЯ 2
ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Проверяется умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда.
СЕРИЯ 3
НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Проверяется предметный и глагольный словарь.
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ. Проверяется умение обобщать одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
НАЗОВИ ЛАСКОВО. Проверяется сформированность умения образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
СКАЖИ НАОБОРОТ. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
17. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (6-й год жизни).
Рассмотрим методики обследования речи детей (8 серий заданий).
СЕРИЯ 1
Задания направлены на выявление понимания ребенком
смысловой стороны слова.
1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО? Ориентировка на смысловую сторону слова.
2. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Применять слово в смысловом контексте.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку состояния фонематического слуха.
1. Игра «ЭХО». Повторять слоговые ряды в заданной последовательности.
2. ПОВТОРИ. Воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности.
СЕРИЯ 3
Задания направлены на выявление уровня овладения словарем
(точность словоупотребления, использование разных частей речи).
1. НАЗОВИ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление уровня овладения обобщающими словами.
18. Методики психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста, разработанные под руководством Е.А. Стребелевой (7-й год жизни).
СЕРИЯ 1
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом.
ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление пони мания переносного значения прилагательных.
СЕРИЯ 2
ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
СЕРИЯ 3
УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.
СКАЖИ НАОБОРОТ. Выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
23. Коррекционная направленность занятий по образовательным областям учебного плана.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебной программы, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
Организация образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов, учебных программ, программ коррекционных занятий.
Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется во всех формах организации образовательного процесса: в игре, на занятиях в рамках реализации образовательных областей учебных программ, на коррекционных занятиях, при организации режима дня.
Коррекционный компонент учебных планов, предусматривающий проведение специальных занятий по коррекции нарушений познавательной деятельности, ритмике и танцу.
Специальные программы, учебники и учебные пособия, отражающие коррекционную направленность содержания обучения. Обучение в начальных классах школы для детей с трудностями в обучении ведется по специально созданным программам с использованием учебников, учебных пособий и дидактических материалов как для специальной общеобразовательной школы, так и для общеобразовательной школы (в зависимости от уровня развития обучающихся).
24. Коррекционные занятия с детьми с трудностями в обучении в условиях специального образования.
Коррекция индивидуальных недостатков развития детей с трудностями в обучении осуществляется не только в образовательном процессе (где каждый урок, каждое внеклассное мероприятие имеет коррекционную направленность), но и на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели.
В соответствии с учебным планом (коррекционный компонент) в начальных классах на занятия по развитию познавательной деятельности отводится 4 часа в неделю.
Коррекционные занятия проводятся после уроков. Возможно проведение таких занятий с детьми, которые по состоянию здоровья освобождены от уроков физкультуры и которым рекомендованы занятия ЛФК, во время уроков физкультуры. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий с остальными учениками работают воспитатель, а также – учитель-дефектолог (учитель-логопед), психолог – если расписание коррекционных занятий согласовано с расписанием логопедических занятий, занятий у психолога.
25. Особенности организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении в группе интегрированного обучения и воспитания.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания предусматривает создание в учреждениях образования следующих специальных условий:
1)создание коррекционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;
2)создание адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждений образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;
3)организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с особенностями психофизического развития, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;
27. Особенности организации коррекционных занятий с детьми с трудностями в обучении в пункте коррекционно-педагогической помощи.
Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителями-дефектологами в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
Главными задачами пункта являются:
осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;
повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести
нарушений развития, выявленных у детей;
29. Формирование школьно-значимых функций у учащихся первого класса.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.
Варианты работы зависят как от социально-экономических условий, от возможности родителей получить квалифицированную консультативную помощь, так и от квалификации специалистов.
Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы:
Системность.
Комплексность (взаимодополняемость).
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.
Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
30. Коррекция недостатков учебной деятельности у учащихся с трудностями в обучении.
Методические основы проведения педагогической коррекции определяются следующей схемой:
1)инициация творческой позиции и самостоятельности суждений; всемерная активизация контрольно-оценочного компонента учебной деятельности, рефлексии учащихся;
2)использование разнообразных мер помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников; широкое внедрение методов групповой работы с целью более полного включения каждого ученика в решение учебных задач, преодоления коммуникативных барьеров, расширения арсенала способов учебной деятельности, создания ситуаций успеха;
3)применение специальных приемов закрепления учебного материала (его многократное проговаривание в разных контекстах, повторение в игровом ключе, составление заданий для товарища по изученной теме, конструирование аналогичных или обратных задач, разработка опорных схем по теме и т.п.);